Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке
консультация по логопедии на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

Выступление на дефектологическом всеобуче по теме" Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке (слайд №1)

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег был сооружен любителем. Профессионалы построили "Титаник"

        Самоподготовка – составная часть процесса обучения и воспитания учащихся с нарушенным слухом. На самоподготовке, как и на уроке, осуществляется коррекция мыслительных процессов, развития слухового восприятия речи, формирование положительных черт личности ребёнка.

        Учебные знания, умения, которыми овладевают школьники на уроках, повторяются, закрепляются и систематизируются во время самоподготовки. В задачи руководства самоподготовкой входит не только оказание помощи воспитанникам в выполнении заданий и воспитание самостоятельности и инициативы, но и особое внимание уделяется на: (слайд №2)

Проведение фонетической зарядки:(
(голосовые, дыхательные упражнения, дифференциация звуков в слогах, словах, фразах), предметная терминология
в течении  5-7 минут


Систематическую коррекцию произносительных навыков, грамматическую структуру языка на речевых зарядках и
в ходе всей самоподготовки


Образцы речевых высказываний воспитателем в собственной речи и в виде опорных таблиц, которые планируются в разделе «Лексический материал к самоподготовке»

.

        

                       Цели проведения фонетических зарядок: (слайд №3)

1) Дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время.

2) Закрепить вновь приобретенные произносительные навыки.

3) Предупредить распад неустойчивых произносительных навыков.

          Фонетическая зарядка проводится в начале самоподготовки.  Опыт показывает, что план работы целесообразно строить таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели).

Примерный план проведения фонетических зарядок на неделю (слайд № 4)

                                         Тема «Звук П»

Понедельник – «Работа над речевым дыханием» (с использованием звука П)

Вторник – «Звук П в начальной позиции перед гласным» (в прямом слоге).

Среда – «Звук П в интервокальной позиции»(между гласными)

Четверг – «Звук П в конечной позиции» (после гласного, в закрытом слоге)

Пятница – «Звук П со стечением с согласными»

Суббота – «Звуки П-Б» (дифференциация звуков)

 

                Как известно, в основу обучения неслышащих школьников положен аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод. Он должен соблюдаться и в процессе фонетических зарядок. Соответствие аналитико-синтетическому методу проявляется в том, что и в ходе фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами.

Примерная формулировка заданий для проведения фонетических зарядок ( слайд № 5)

•        Будем говорить звук …

•        Будем читать (говорить) слоги (слова).

•        Прочитай(те) предложение.

•        Будем говорить с ударением.

•        Говори(те) на одном выдохе.

•        Будем говорить слитно.

•        Назови(те) картинки.

•        Будем говорить вместе (по одному)

•        Говори(те) слитно.

•        Скажи(те) громко (тихо).

•        Скажи(те), как я.

•        Повтори(те).

•        Будем говорить, помогая себе рукой.

                

                Зарядка проводится с использованием индивидуальных слуховых аппаратов или стационарной звукоусиливающей аппаратурой, используется восприятие на слух и слухозрительное восприятие, тактильно-вибрационные ощущения привлекаются по мере необходимости.

     Кроме закрепления произношения и дифференциации звуков, содержанием зарядки могут быть упражнения для развития речевого дыхания, голоса, слитности речи, работа над словесным ударением.

        На самоподготовке необходимо  уделять  внимание четкому произнесению звука, являющемся «дежурным»  в данное время. В то же время не оставляются без внимания и звуки, произнесённые учащимися нечётко или совсем неправильно. Воспитатель должен обратить внимание учащегося на его ошибку  в произношении и попросить повторить слово или фразу в целом. («Я не поняла, скажи правильно»).

Целесообразно при подведении итогов урока и выставлении оценок (или на самоподготовке) акцентировать внимание на речи учащихся («Сегодня хорошо говорил Ваня и Анжелика», « Не старались хорошо говорить Саша и Алёша»).

Воспитатель должен соблюдать следующие правила: (слайд №6)

1.Речевой материал должен быть знаком детям по содержанию и грамматическим формам, чтобы время не тратилось на объяснение смысла слов.

2.Речевой материал предъявляется детям в определенном порядке: слоги, слова, словосочетания, предложения.

3. Материал должен отвечать теме фонетической зарядки.

4. На фонетической зарядке должны закрепляться только те звуки, которые уже есть у детей.

                Планируя проведение речевых зарядок (минуток), необходимо отбирать для развития слухового восприятия знакомый,  наиболее употребительный в общении речевой материал (вопросы, просьбы) с которыми учащиеся обращаются к воспитателю, друг другу, ответы на вопросы воспитателя. Например: что будем делать? Будем выполнять домашнее задание по математике, чтению, письму. Что задано по математике, чтению, письму? По математике будем решать примеры и задачу, по чтению - пересказ. Если после двукратного повторения за экраном фраза на слух не воспринимается большинством учеников, то она предъявляется сначала слухозрительно, а далее слова на слух.  Работа по развитию остаточного слуха (за экраном) должна проводиться на протяжении всех лет обучения глухих и слабослышащих детей на всех уроках учителей и занятиях воспитателей (8 – 10 фраз).

                    Для успешного осуществления всех  этих задач, необходимо изучить личные дела учеников, состояние слуха, уровень развития речи, состояние произношения, уровень обученности, трудности и успехи по разным предметам, индивидуальные особенности учебной деятельности каждого ученика. Успех внеурочной деятельности зависит от ряда факторов, в частности от согласованности в работе педагога, проводящего самоподготовку, и учителей-предметников, которые предупреждают воспитателя о трудностях в предстоящей домашней работе.

                Развитие и коррекция грамматического строя речи и произношения должны идти на всем протяжении выполнения домашнего задания. При подготовке любого предмета следует требовать от учащихся правильного произношения. Еще раз подчеркнем, что при самоподготовке важно учитывать возраст детей. Это имеет большое значение для отбора  лексики, необходимы для усвоения на данном этапе обучения.

        ( слайд № 7)        Что ты сделал? Я прочитал (написал, выполнил). Я решил задачу и примеры. Я выучил стихотворение. Сначала я повторил правило, потом сделал упражнение. Посмотрите, пожалуйста, мою тетрадь. Можно помочь Жене? У кого самая чистая тетрадь? У кого самая хорошая работа? Ваня написал чисто, ошибок нет. Почему ты не выполнил работу? Я не умею. Я не знаю как. Я забыл.  

       

        Учащиеся должны овладевать фразовой речью разной грамматической конструкции. Постепенно ученики запоминают новые слова и включают их в знакомые фразы. Сначала нужно предложить табличку с новой написанной фразой, ввести в речь учеников образец поручения, вопроса, отчёта или замечания в условиях коллективной практической деятельности. Новая фраза проговаривается учащимися в процессе общения на самоподготовке. При этом плакат с новой фразой находится на доске, постепенно образец высказывания нужно изменить, вводятся новые слова или словосочетания. В течение всей самоподготовки необходимо следить за тем, чтобы дети проговаривали всю проделываемую работу. После чтения текста необходимо разобрать сложные слова, обороты речи. При выполнении заданий по развитию речи использовать проговаривание и составление предложений с опорой на картинки, речевые игры, разгадывание кроссворда. При решении задачи необходимо проговаривать условие и решение задачи. 

        Методические рекомендации: (слайд № 8)

1. Важная задача воспитателя – не превратить самоподготовку в обычный урок с повторным объяснением учебного материала, надо стремиться создать творческую, близкую к домашней психологическую обстановку.

2.   Новые слова (термины) представлять в графическом виде (табличка, запись на доске) в соответствии с правилами орфоэпии.

 3. Воспитателям  общаться с детьми только словесной речью, используя дактильную и мимическую речь как вспомогательные средства.

4. Речь воспитателя должна  соответствовать нормам литературного языка, иметь нормальный темп и громкость.

5. Речевые выступления обучающихся, воспитанников готовятся учителем, воспитателем и учителем индивидуальной работы при соблюдении общих требований.

6. В конце каждой учебной четверти воспитатель должен  осуществлять  проверку усвоения фраз по развитию слухового восприятия и речевого развития.

Для активизации мотивов самостоятельной работы можно подбадривать учащихся фразами: «Подумай и у тебя получится», «Постарайся написать чисто», «Будь внимательнее», «Молодец, написал упражнение аккуратно», «Также запиши предложение» и т.д.  Физминутку, включающая двигательную активность, можно провести с речевым проговариванием, что послужит дополнительной работой  над развитием слуха и речи детей.

( слайд № 9)  Научиться говорить можно только говоря.

 Речь - яркий показатель общего культурного уровня человека. Она требует грамотного, четкого и логического изложения мысли. Для этого необходимо воспитывать речь, богатую по словарному запасу, грамматически правильную и безупречную в звуковом отношении.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент урока истории  по теме « Древний Восток», где попрошу вас обратить внимание на этапы работы на уроке по развитию слухового восприятия и  речевых высказывания детей.