Развитие мелкой моторики
консультация (1 класс)

Для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании.

Развитие мелкой моторики у дошкольников.

        Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

  • Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Например:
  • «Играем на барабане» — ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.
  • «Фонарики» — вращательное движение кистями обеих рук.
  • «Веселые брызги» — отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.
  • «Погрозим» — указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой.
  • «Пальчики» — пальцы «шагают»«бегают»«танцуют».
  • «Музыканты» — пальцы «играют» на различных инструментах.
  • Итак, самым простым является изображения пальцами различных фигурок.
  • «Домик» -Дом стоит с трубой и крышей
  • На балкон гулять я вышел
  • «Очки» -Бабушка очки надела
  • И внучонка разглядела
  • «Грабли» -Листья падают в саду,
  • Я их граблями смету
  • «Шарик» -Надуваем быстро шарик.
    Он становится большой
    Вдруг шар лопнул,
    Воздух вышел –
  • Стал он тонкий и худой.
  • «Корзина» -В лес корзинку я беру
  • И грибы в не кладу.
  • «Зайка и Ушки» -Ушки длинные у зайки,
  • Из кустов они торчат.
  • Он и прыгает, и скачет,
  • Веселит своих зайчат.
  • «Коза» -У козы торчат рога,
  • Забодать может она.
  • «Дерево» -У дерева ствол,
  • На стволе много веток,
  • А листья на ветках
  • Зеленого цвета.
  • При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
  • «Дружные пальчики».
  • Один, два, три, четыре, пять
    Будем пальчики считать.
    Этот пальчик маленький-
    Мизинчик удаленький,
  • Безымянный кольцо носит,
    Никогда его не бросит.
    Пальчик серединный-
    Самый длинный.
  • Пальчик указательный-
    Очень замечательный.
    Большой палец, хоть не длинный,
    Но зато он самый сильный.
  • Пальчики не ссорятся,
    Вместе дело спорится.
  • Пальчики одной руки, сжатые в кулак медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак.
  • «Пальчики в лесу».
  • Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышли пальчики гулять.
    Этот пальчик гриб нашел,
    Этот пальчик чистить стал,
  • Этот пальчик парить стал,
    Этот пальчик жарить стал
    Ну, а этот сам все съел,
    Потому и потолстел.
  • «Апельсин».
  • Мы делили апельсин
    Много нас, а он один.
    Эта долька – для ежа
    Эта долька – для стрижа
  • Эта долька – для утят
    Эта долька – для котят
    Эта долька – для бобра.
    А для волка…кожура.
  • Он сердит на нас беда!!!
    Разбегайтесь кто куда.
  • «Как живешь?»
  • -Как живешь?
    -Вот так!
    -А плывешь?
    -Вот так!
  • -Как бежишь?
    -Вот так!
    -Вдаль глядишь?
    -Вот так!
  • -Ждешь обед?
    -Вот так!
    -Машешь вслед?
    -Вот так!
  • -Утром спишь?
    -Вот так!
    -А шалишь?
  • Показать большие пальцы.
  • Имитация плавания.
  • Указательный и средний пальцы «бегут».
  • Приставить к глазам пальцы «биноклем».
  • Подпереть щеку кулаком.
  • Помахать руками.
  • Обе руки под щеку.
  • Хлопнуть по надутым щекам.
  • «Медведь».
  • Лез медведь в свою берлогу
    Все бока свои помял.
    Эй скорее на подмогу.
    Мишка, кажется, застрял.
  • Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.
  • С силой вытянуть платок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».

Данный документ описывает методику японского учёного Йосиро Цуцуми и методику Т.В. Фадеевой по развитию мелкой моторики, позволяющих корректировать школьно-значимые функции....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП  ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...