РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
статья по логопедии на тему

Мельникова Галина Вениаминовна

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП  ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП  ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

« Представление, что при любом двигательном  тренинге….упражняются  не руки, а мозг, вначале  казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Развитие  ручной  моторики имеет большое  значение для активизации  речевой  моторики и для подготовки ребенка к овладению письмом.  По данным  М.И.Кольцовой , морфологическое и функциональное формирование  речевых  зон  совершенствуется под  влиянием   кинестетических   импульсов, поступающих от рук.  Совершенствование  ручной  моторики  способствует  активизации  моторных  речевых  зон   головного мозга и вследствие  этого – развитию  речевой  функции.

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если  же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

 Эту взаимосвязь  можно рассмотреть на примере эволюционного развития человека. Наши древние предки  еще не владели речью, а выкрикивали  отдельные звуки, сопровождая их жестами. Со  временем движения рук  становились все более точными, а соответственно  увеличивалась, развивалась область головного мозга, отвечающая за движение рук. Вместе с моторикой развивалась  речь. Точно также происходит  развитие  моторики и речи у ребенка. Сначала движения рук, потом речь.  Моторика является  своего рода фундаментом  для развития  речи.

Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно  у него  хорошо развиты память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.            

В школе учитель прилагает немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, четко. Родителям, конечно, тоже этого хочется. Однако для многих первоклассников  нечеткий  почерк становится серьезной проблемой.  Рука как будто не подчиняется ребенку, отказывается  выполнять  поставленные  задачи.  Каллиграфия становится неприступной  крепостью.

 Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие  трудности, проблемы, связанные  с письмом, встречаются примерно у  70% учеников, поступающих в первый класс.

Формирование навыка письма -  действительно сложная задача, для решения которой  требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приемов.  Ребенку  трудно удерживать внимание на нескольких направлениях одновременно : и тетрадь должна быть в правильном  положении, и ручку не нужно слишком сжимать и давить. У  ученика главная цель – написать букву ( или слово ), но контролировать все приемы одновременно ему не просто. Для того чтобы  обучение письму проходило успешно, помимо других  важных задач, нужно решить вопрос о  готовности  к письму  непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.  

Что такое тонкая моторика?

Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребенка развита хорошо, писать он будет  красиво, четко, легко.  Для того, чтобы  определить  уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребенка показать один, два,  затем три пальца. При  этом  ребенку нужно показать, как  это делать, а он должен повторить. Если пальцы  дошкольника напряжены и ребенок  не может показать их по отдельности, то это  означает, что у него плохо развита мелкая моторика рук, следовательно, могут  быть проблемы и с речевым  развитием. .Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребенка оказываются слабыми. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и  достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.

Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне – например, застегивать  и расстегивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать ( но только без ущерба для  одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках – это доступно всем! Традиционно  используется раскрашивание, рисование ( попутно отмечу, что фломастеры не рекомендуются – использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности ), графические упражнения ( штриховки, конструирование  и т.п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики, прописи « Зарядки для пальчиков» –трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.

  Кроме того, не следует забывать о том, что тонкая моторика тесно связана с уровнем общего  физического  развития ребенка. Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом.  Если родители находят время самостоятельно поиграть с ребенком, то будет полезно пробегать через обруч, вращать обруч, прокатывать и бросать мяч в кольцо, по мишени, набрасывать кольца, сбивать кегли.

  Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике в том  случае, если у ребенка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи и , значит, будут полезны для подготовки ребенка к обучению грамоте, в частности, письму. Для развития речевой деятельности ребенка родители могут проводить  с ним  специальные упражнения. Это пальчиковая гимнастика, упражнения, сочетающие движения губ и выдохи,  специальная зарядка для мышц рта и языка, голосовые упражнения на материале гласных звуков. Эти упражнения

можно выполнять как отдельно друг от друга, так и в комплексе.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1) упражнения нужно выполнять каждый день по 10 минут;

2) нужно следить за тем, насколько правильно произносится звук;

3) говорить нужно спокойно;

4) лучше говорить  слово или фразу на выдохе;

5) в конце каждого предложения нужно делать паузу;

6) следует делать логические ударения;

7) продолжать заниматься даже в том случае, если с первого раза не получилось

Уважаемые родители!

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко обучался, ловко выполнял самую тонкую работу – с раннего возраста начинайте тренировать его руки – пальцы и кисти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.

оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки ребенка к письму

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовке руки к письму....

Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»

Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»...