Готовность ребенка к школе
консультация (1 класс)

Как узнать, готов ли ребенок к школе. Об этом поговорим в данной статье.

В данном материале есть ссылка на тестирование "Готовность к школе, которое можно пройти на "Фоксфорде".  На данном сайте бесплатный комплексный тест для первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовность к школе660.69 КБ
Файл Что должен знать ребенок21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школе

По закону в первый класс поступают в возрасте от 6,5 до 8 лет. Полтора года —

довольно большой промежуток, и многие родители в растерянности — подождать или, напротив, не засиживаться? Можно ориентироваться на интуицию, но есть и практические методы определить уровень развития ребёнка и его готовность к школе. 

Выделяют четыре типа готовности, которые оцениваются в тестах для первоклассника для поступления в школу и непосредственно при приёме в учебное заведение — речевая, психологическая, интеллектуальная и бытовая. В статье мы дадим действенные подсказки, как всесторонне подготовить ребёнка. Вы примените упражнения на практике и поймёте, готов ли малыш к школе. 

Отметим, что ни о каких специальных знаниях речи не идёт. Необязательно даже уметь читать и писать — всему научат в школе. Требуется лишь общее развитие. 

Речевая готовность

Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А именно:

  • Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 
  • Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 
  • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
  • Важно научить ребёнка рассказывать или пересказывать что-либо (сказку, историю, произошедший случай), формулировать впечатления и чувства, побуждать участвовать в разговоре. Следите за тем, как он выговаривает слова, — ребёнка должны понимать чужие люди. Для чёткости дикции помогут чистоговорки: «Ежевику любит Вика. Колет Вику ежевика. Паша с Мишей не шалят. Целый день они молчат. Так как Паша с Мишей стать шпионами хотят». 
  • Учите описывать окружающие предметы или явления. Объясняйте, для чего служат предметы вокруг, например, светофор, микроволновка, дверная скважина. Отвечайте на любые вопросы и надоедливые «Почему?». Тогда дошкольник 6–7 лет сможет не только объяснить значение знакомого слова, но и порассуждать о возможном значении незнакомых выражений. 

Психологическая готовность

Это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:

  • Личностная — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. 
  • Волевая — заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим.

Тренируйте ребёнка быть усидчивым, заниматься задачей или игрой долгое время. Он должен понимать, что дела требуют планирования, и осознавать важность некоторых задач, например, чтобы сделать домашку, придётся отложить весёлую игру на потом. 

Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами. Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса. 

Интеллектуальная готовность

Это сформированность основных психических функций — внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь следующее.

Внимание: 

  • Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
  • Находить до 10 отличий между двумя картинками;
  • Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
  • Находить фрагменты картинок;
  • Проходить лабиринты из линий взглядом.

Память:

  • Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
  • Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
  • Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
  • Запоминать ряд цифр (до 6);
  • Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.

Мышление:

  • Подбирать логические пары предметов (гнездо — птица, молоток — гвоздь);
  • Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
  • Находить закономерности в логических цепочках;
  • Определять последовательность событий;
  • Складывать картинку из 12-15 частей.

Ребёнок должен уметь классифицировать и обобщать предметы. Тренируйтесь вместе выделять яблоко и апельсин во фрукты, отличать хищных животных от травоядных. Расскажите про гласные и согласные, анализируйте алфавит с этой точки зрения. Научите малыша считать, желательно до 100. Убедитесь, что он знает, где «право», а где «лево».

Уделите отдельное внимание развитию памяти. Это влияет на скорость мышления и здорово поможет ребёнку в первые годы школы. 

Чтобы тренировать память, предложите ребёнку несложный учебный тест для первоклассников. Суть упражнения в следующем: назовите ряд несложных слов, которые не связаны по смыслу, например, кот, мяч, машина, телефон. Ребёнок должен внимательно выслушать и затем воспроизвести всё, что запомнил, в любом порядке. Начните с 5–7 слов и постепенно увеличивайте ряд.

Бытовая готовность

Бытовой кругозор включает в себя широкий круг знаний. Начните с малого: ребёнку следует знать имя, фамилию и отчество. Не только свои, но и родителей. Могут спросить о братьях и сёстрах, домашних питомцах и дате рождения. Лучше назубок знать даже домашний адрес.

Вопросы на собеседовании при приёме в школу часто включают в себя задачки по ориентации в городе. Убедитесь, что малыш знает, что дорогу переходят на зелёный, а на красный — нельзя. Может ли ребёнок назвать цвета светофора? Знает ли, что такое «зебра»? 

Упражняться в бытовом кругозоре можно везде — на прогулке, перед сном, за обедом. Просто рассказывайте ребёнку об окружающем мире и интегрируйте его во взрослую жизнь соответственно возрасту. Бывает, что родители не рассказывают о домашних и рабочих делах вообще, и ребёнок остаётся наивен по части бытовых вопросов. 

Проверка готовности к школе от «Фоксфорда»

На данном сайте бесплатный комплексный тест для первоклассников, который поможет оценить, насколько ребёнок готов пойти в школу и в каких вопросах ему нужна помощь. Тестирование проходит онлайн в увлекательном формате.



Предварительный просмотр:

ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 1-Й КЛАСС

 

Поступление в первый класс - это дело особо ответственное. Требования к подготовке детей возросли. Во многих образовательных учреждениях введено собеседование или психологическое тестирование.

Родители все чаще сталкиваются с тем, что собеседования перерастают в настоящие экзамены, и поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные школы (!) осуществляется на конкурсной основе.

 Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Строго говоря — нет, ведь согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки.

Обязательное условие для зачисления в первый класс — достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года. Только отсутствие свободных мест иногда служит поводом для отказа в приеме детей, не проживающих в ближайшем микрорайоне. Никто также не вправе требовать от будущего первоклассника умения читать и писать — все тесты и задания проверяют лишь интеллектуальное развитие малыша.  

 

Основной задачей тестирования должно быть знакомство педагогов с поступающими в школу детьми и возможность корректировки программы обучения в зависимости от уровня их общего развития. Таким образом, результаты любых собеседований, проводимых с ребенком, имеют только рекомендательный характер, в противном случае это считают нарушением действующего законодательства.

Однако пренебрегать подготовкой к школе все же не стоит. Составив, после собеседования первое впечатление о ребенке, педагог не скоро его изменит. Данный процесс в каждом случае индивидуален и зависит от способностей и характера конкретного ребенка, а также внешних условий (особенностей воспитания в семье, «опыта», приобретенного в детском дошкольном учреждении и т.д.).

 Родителям надо ориентироваться приблизительно на два-три месяца регулярных занятий на развитие логики, мышления и памяти. Подобная тренировка в любом случае окажется весьма полезной и обязательно пригодится будущему первокласснику. Любящие родители и сами великолепно подготовят ребенка к приемному тестированию в 1-й класс, причем в школу любого уровня.

На собеседованиях обычно проверяют следующие аспекты: восприятие, память, внимание и концентрация, мышление, моторика, речь. Задают также вопросы по темам «Окружающий мир», «Город», «Распорядок дня». В тесты включают и несложные арифметические задачки.

 

КАК УЗНАТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ


Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?
Родители могут оценить уровень “зрелости” и готовности ребенка к школе, к поступлению в первый класс, с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
Методику разработала психолог Джеральдина Чейни, эта методика наглядна, просто и эффективна .


ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ

  • Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
  • Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  • Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  • Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
  • Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

ОЦЕНКА БАЗОВОГО ОПЫТА

  • Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
  • Был ли малыш в библиотеке?
  • Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
  • Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
  • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

ОЦЕНКА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
  • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

  • Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
  • Способен ли ребенок играть, заниматься самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

ОЦЕНКА УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ

  • Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила и др.)
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

ЗРИТЕЛЬНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
  • Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  • Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
  • Понимает ли он, что читают слева направо?
  • Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  • Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

УРОВЕНЬ СЛУХОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  • Может ли ребенок рифмовать слова?
  • Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
  • Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ К КНИГАМ

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  • Задает ли вопросы о словах, об их значении?

 

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)


Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:

 

1.       Назови свою фамилию, имя, отчество.

2.       Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3.       Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4.       У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5.       Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6.       Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.       Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8.       Что бывает раньше – обед или ужин?

9.       Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10.    Кем работает твой папа, твоя мама?

11.    Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12.    Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13.    Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14.    Почему снег бывает зимой, а не летом?

15.    Что делает почтальон, врач, учитель?

16.    Зачем в школе нужна парта, звонок?

17.    Ты хочешь пойти в школу?

18.    Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?

19.    Каких животных ты знаешь?

20.    Каких птиц ты знаешь?

21.    Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22.    Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23.    Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

ПОМНИТЕ:  ВАШ РЕБЁНОК — САМЫЙ ЛУЧШИЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школе

Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание ...

Готовность ребенка к школе

Статья расскрывает вопрос о психологической готовности детей к школе....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...