Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Дифференциация гласных первого и второго ряда у-ю"
методическая разработка (1 класс)

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_glasnyh_pervogo_i_vtorogo_ryada_u.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю

Открытый урок во 2 классе, у детей с нарушением чтения и письма обусловленное НВОНР

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

Цели:

  1. Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.
  2. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.
  3. Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю.
  4. Закрепить знания об акустически сходных звуках.
  5. Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов.
  6. Обогащать и уточнять словарный запас.
  7. Повторить и закрепить знания о правописании, чу, щу.
  8. Совершенствование грамматического строя речи.
  9. Развитие мелкой моторики, устойчивого, сосредоточенного внимания, зрительно-двигательной координации
  10. Привитие интереса к знаниям, к логопедическим занятиям.


Оборудование: зеркала, цветные карандаши, ручки, тетради, веера гласных букв, карточки с предложениями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришли две девочки, Луша и Люша. Назовите какими буквами отличаются их имена?( буквами У и Ю)

II. Сообщение темы урока.

- Скажите, с какими буквами мы сегодня будем с вами работать? ( с гласными буквами У,Ю)

III. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.

- Возьмите, пожалуйста зеркала и произнесите звук [у], скажите он какой ? (гласный)

Артикуляция звука [у]:

Губы вытянуты вперед трубочкой. Воздушная струя не встречает на своем пути, ни какой преграды.

- А теперь произнесите букву Ю, из каких звуков она состоит?

([ Й][У])

- Сперва, произносим звук [ й]. Какой он? ( согласный, мягкий, звонкий).Губки улыбаются.
- Затем, мы произносим звук [у], какой он ? ( гласный) .Губы вытянуты вперед трубочкой. Воздушная струя не встречает на своем пути ни какой преграды.

- Когда мы произносим эти буквы, то они чем-то похожи.Почему нам так кажется?( потому что в букве Ю, тоже есть звук [у]).
- На одной девочке синее платье. Буква «У» делает впереди стоящий согласный твердым, а на другой девочке зеленое платье- буква « Ю» делает впереди стоящий согласный мягким.

- Скажите где Луша, а где Люша.
- На что влияет буква У? ( на твердость согласных)
- Буква Ю? ( на мягкость согласных).

IV. Сопоставление звуков с их графическим изображением.

«У» – Улитка на дорожке смела впустила рожки,
Уходите-ка с пути, не мешайте дом везти!
Чтобы « О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка,

Что случилось:
Получилась буква « Ю».
- Давайте на руке, на ладошке
Напишем буквы крошки.
Дети пишут буквы на своих ладошках.



V. Дифференциации гласных У, Ю в словах.

- Луша и Люша играли, а когда наступило время делать уроки, то девочки стали прибирать свои игрушки и картинки. У Луши игрушки с букой « У», а у Люши игрушки с букой « Ю». Помогите девочкам собрать свои игрушки и картинки. Вам нужно будет поднять соответствующую букву.

- А вот с картинками лук и люк девочки запутались, давайте поможем им, разобраться, чьи это картинки и чем они отличаются.
Записать в тетради слова, сделать звуковой анализ слов.

VI. Дифференциация гласных У, Ю в словосочетаниях.

- Девочки пошли делать уроки, давайте поможем им.

- Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите допущенные ошибки и запишите словосочетания правильно. Сделайте слоговой анализ слов, подчеркните согласный буквы после которых стоят буквы « У» и « Ю».
Горячий утуг. Вкюсные арбюзы. Северный тулень. Красивые голюби.

VII. Физ.минутка.

Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает
(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет
(делаем соответсвенные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)

И выходит на зарядку.
Раз, два, три ,четыре, пять
Хомка сильным хочет стать
(показывываем сильный).

И все дети по порядку
Сейчас сделают зарядку.
(далее зарядка).

VIII. Дифференциация гласных букв У,Ю в предложениях.

К девочкам пришло письмо от бабушки с деревни. Вот, что она им написала.

«Здравствуйте, дорогие внучки! Решила написать вам письмо и рассказать, чем занимаются ваши друзья.»

- Аааа…..письмо, кажется, попало под воду…..и некоторые буквы в нем размылись, помогите вставить размытые буквы и узнать, что же написала дальше бабушка.

- Вам, нужно будет вставить буквы «У» либо «Ю», не забывайте, что имена, фамилии и начало предложения пишутся с большой буквы. Букву «У» подчеркните, а «Ю» обведите в кружок.

Повторим правописание чу, щу. 
….ра поймал в реке щ…ку.

Кат…ша нарисовала ч…десный рисунок.

Л..ба и Ил..ша г…ляют около пр…да.

А я кормл… своих к…р.

Работа на карточках.

IX. Итог урока.

- Скажите, какие буквы мы сегодня с вами учились различать?
- Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме, а какая твердость согласного на письме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

Разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков РЬ-ЛЬ "

Есть много разрозненного материала ,о постановке звуков,автоматизации ,дифференциации. Есть алгоритмы работы. Но как всё это возможно реализовать на практике?Хочу поделиться примером.Данный урок соста...

Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.

В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряд...

Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"...