Главные вкладки

    Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.
    методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

    В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_po_logopedii.odt19.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167                                                                            ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Методическая разработка                                                                           тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда.               

    Подготовила: учитель-логопед высшей категории

                                                                                     Аксёнова Марина Марковна

      Для проверки умения учащимися 2 — 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряда разработаны карточки разноуровневых тестовых заданий в двух вариантах на каждую пару гласных (а — я;            у — ю; о — ё; ы — и; е — э) .

      Карточки-задания относятся к числу наиболее эффективных средств и методов закрепления пройденного материала и проверки знаний по данной теме. Каждая карточка  содержит 4 — 5 тестовых заданий.

       Первые задания карточек проверяют умение дифференцировать гласные первого и второго ряда. Учащиеся вставляют в слова «пропущенные» гласные.

     Последующие задания содержат несколько инструкций, тем самым снижая контроль написания учащимися дифференцируемых гласных. Это поможет учителю-логопеду выявить более точную картину усвоения полученных умений дифференциации  гласных.

      Так же, разноуровневый характер тестовых заданий поможет оценить особенности усвоения материала как всей логопедической группы, так и отдельных учеников.

    Дифференциация а — я.

    Вариант №1

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

    Зо__, гр__ч, зме__, р__бчик, с__ни, с__д, белочк__, туч__, судь__, л__пы.

    2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «а» и «я».

    Образец: утенок — утята; перо — перья.

    гусенок - ______________                                    звено - ________________

    котенок - ______________                                     дерево - _______________

    слоненок - _____________                                    колос - ________________

    цыпленок - _____________                                      сук - ________________

    жеребенок - _____________                                    стул - ________________

    козленок - ______________                                      кол - _________________

     

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

    Зима.

      Побелели пол__  и деревь__.  Тонким льдом покрыл__сь рек__.  Ходит зим__  по гор__м, по долин__м в больших  м__гких   в__ленк__х, по сторон__м  погл__дыв__т.

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «а» и «я». Определи границы предложения.

      Была сильная жара поле и лес ждали дождя надвигалась туча грохнул гром застучали крупные капли дождя.

    5. Закончи слова, добавив слог с буквой «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

    Ва____,  Лю____,  со____,  ребя____,  Га____,  Ди____,  Со____,  лу____,  чай____.

    Дифференциация а — я.

    Вариант №2

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

    ч__с,  дом__,  нян__,  л__сточк__,  ух__,  б__к,  р__ды,  б__л,  з__л.

    2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «а» и «я».

    Образец: дом — дома.

    море -     ______________                                 поле -    ________________

    блюдце - ______________                                облако - _______________

    блюдо -   _____________                                  сердце - ________________

    ведро -    _____________                                   яйцо -    ________________

    зерно -    _____________                                   тополь -  ________________

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

      Вс__    комп__ни__    получил__   бог__тые   под__рки.  Элли поднесли бр__слет   с    __лм__зом.  Железному  Дровосеку сдел__ли   кр__сивую  золотую  м__сленку.

       (А. Волков «Волшебник изумрудного города»)

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «а» и «я». Определи границы предложения.

       Мама купила Яне румяное яблоко с «Азбуки» начинается школьная жизнь Митя катался на санках с ледяной горы около дома растут высокие тополя.

     

    5. Закончи слова, добавив слог с буквой «а» или «я». Подчеркни буквы «а» и «я».

    Зи____,  зем____,  ка____,  Ко____,  Ка____, На____,  аст____,  ар____.

    Дифференциация у — ю.

    Вариант №1

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю».

    Пл__щ,   Л__ба,   пл__с,   кр__па,   р__ка,   р__банок,   __тка,   __ла.

    2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «у» и «ю».

    Образец: утюг — утюги.

    муравей -  ______________                                 колючка -    ________________

    учитель -  ______________                                 тюлень -      ________________

    суслик -    ______________                                 циркуль -    ________________

    лягушка -  ______________                                 радуга -      ________________

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Найди и подчеркни многозначные слова.

      У этой кастр__ли очень  __добные  р__чки. У ребенка маленькие р__чки.  Брат к__пил   автор__чку.  М__жчина взялся за дверн____    р__чк__.

    4. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю». Определи границы предложения.

      Дятлы  жив__т   в   лес__   у   дятла  длинный  кл__в   дятел   достает   кл__вом из-под  коры   деревьев   ж__чков  и   па__чков   он  лечит  деревья.

    5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни их.

    Я   мо___     мо___    младш_____      _______________.

    Я   уч___    ________________.

    Я   реша___    __________________.  

    Дифференциация у — ю.

    Вариант №2

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Подчеркни буквы «у» и «ю».

    Бр__ки,  р__кав,  р__кзак,  фр__кты,  кр__чок,  р__ки,  бор__сь.

    2. Преобразуй слова единственного числа во множественное число. Запиши по образцу. Подчеркни буквы «у» и «ю».

    Образец: зуб — зубы.

    клоун -  ______________                                 кактус -     ________________

    груша -  ______________                                 зубр -        ________________

    арбуз -   ______________                                 верблюд -  ________________

    пруд -     ______________                                 салют -     ________________

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «у» или «ю». Найди и подчеркни многозначные слова.

      Из-под земли бьёт холодный кл__ч.   __ля   __чится писать скрипичный кл__ч.   Я открыва__   входн_____    дверь  кл__чом.

    4. Спиши текст. Подчеркни буквы «у» и «ю». Определи границы предложения.

      В саду растет капуста на капустных листьях много гусениц гусеницы любят капусту они поедают листья капусты люди собирают гусениц с капустных листьев.

    5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «у» или «ю». Подчеркни их.

    Осень___   ид__т   _________________.

    Я поль___    ________________.

    Заяц л__бит   _________________.

    Дифференциация о — ё.

    Вариант №1

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё». Подчеркни буквы «о» и «ё».

    Дел__,   бель__,   ведр__,   копь__,  с__стры,  т__тя,  Б__ря,  с__ла.

    2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

    Лёня, кормит, работа, гнёзда, рыбёшка, весло, свёкла, тепло, село.

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё».

      Гнезд__  дик__й   утки  пох__же  на  спл__шной   пир__г.  Др__зд  стр__ит   себе   из   травки   к__вшик.   А   вот   кукушка   гн__зд   не   вь__т.

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «о» и «ё». Определи границы предложения.

     

    Высоко над землёй дом у иволги скворцы живут в скворечниках ласточки делают гнезда под крышами домов кроты и мыши роют норки под землёй.

    5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «о» или «ё». Подчеркни их.

      Наступила    з___л___тая   _________________.

      Бер___зки   надели   ж___лтые _________________.

      Покраснели  ________________  кл___на.

      Только   сосны   и   ___лки   стоят   ___________________.

    Дифференциация о — ё.

    Вариант №2

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё». Подчеркни буквы «о» и «ё».

    Ал__на,  п__ле,  х__лод,  т__плый,  раст__т,  зерн__,  пч__лка,  гн__зда.

    2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

    Льётся, берёзы, мороз, жёлтый, растёт, Тёма, пилот, ведёт, брёвна.

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «о» или «ё».

      Паучок плет__т  паутину. П__с   грыз__т   к__сть.  Бур__нка   жд__т   сен__.   Ал__на   по__т   песню.

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «о» и «ё». Определи границы предложения.

      Во дворе под дождём жалобно скулил щенок девочка принесла его домой щенок был мокрый и голодный мама напоила щенка молоком.

    5. Дополни предложения словами, подходящими по смыслу. Спиши, вставляя буквы «о» или «ё». Подчеркни их.

    Появилась т__мная   ________________.

    Загремел   ______________.

    Сверкнула   ______________   м__олния.

    Хлынул  т__плый   _______________.

    Дифференциация ы — и.

    Вариант №1

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и». Подчеркни буквы «ы» и «и».

    Цвет___,   голуб___,   кос___нка,   тетрад___,   с___р,   с___то,   куст___,   л___цо,   ул___ца,   д___рка.

    2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

    Щипцы, рынок, шнурки, лифты, улицы, павлины, ели, рыси.

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и».

      Ж___л___ -  б___л___    пёс   Туз___к   и   кот   Р___жик.  Ж___ л___   он___   дружно.   Туз___к   сторож___л   дом,   а   Р___ж___к    лов___л   м___шей.      

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «ы» и «и». Определи границы предложения.

      У дома росли сливы они упали в траву Карина собрала целую корзину слив.

    Дифференциация ы — и.

    Вариант №2

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и». Подчеркни буквы «ы» и «и».

    Уж___н,   т___ква,   ул___тка,   р___ног,   кр___ло,   в___шня,   жук___,   стол___,   б___тва,   муз___ка.

    2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

    Улитка, крыса, дырка, косы, сила, филин, павлин, пружина.

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «ы» или «и».

    Летом   я   ж___л    у   моря.   Утром   меня   буд___л    шум   волн.   С___льн___е   волн___   б___л___сь   о   скал___.   Бр___зг___   летел___   в   разн___е   сторон___.      

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «ы» и «и». Определи границы предложения.

    Закончился дождь на листьях сирени блестят капли под окном чирикают птицы.

    Дифференциация э — е.

    Вариант №1

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «э» или «е». Подчеркни буквы «э» и «е».

    Хл___б,   ст___на,   ___кран,   ___гор,   ц___пь,   ___тажи,   д___нь,   ___вг___ний,   т___ло,   ___кипаж,   ___жи.

    2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

    Метро, кафе, веник, ветер, сосед, деньги, свечи, енот, Емеля, ястреб, ошейник, это.

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «э» или «е».

      ___дик   живет   на пятом   ___таже.   Мы   с   Л___ной   по___дем   в   м___тро   к   ___дику   в   гости.   Я   подарю   ему   книгу   «____рмитаж».   Мы   будем   пить   чай   и   ___сть   торт.      

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «э» и «е». Определи границы предложения.

    Дедушка и внук пошли гулять в парк дедушка купил Егору эскимо день был жаркий Егор быстро съел эскимо.

     

    Дифференциация э — е.

    Вариант №2

    1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «э» или «е». Подчеркни буквы «э» и «е».

    ___хо,   ди___та,   т___ннис,   каф___,   по___т,   щ___дрый,   ц___пи,   бо___ц,   уч___ник,   ___таж,   ___то.

    2. Запиши слова в 2 столбика. Слова с ударением на первом слоге запиши в первый столбик, слова с ударением на второй слог — во второй столбик.

    Четверг, стена, проект, дуэль, экран, сейфы, эти, Семён, деньки, небо, неделя, лебеди.

    3. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы «э» или «е».

     Мы   пр___хали   в   л___с   на   ___л___ктричке.   Ласково   св___тит   л___тнее   солнц___.   Лёгкий   в___т___рок   гонит   облака.   В___с___ло   поют   птицы.        

    4. Спиши без ошибок. Подчеркни буквы «э» и «е». Определи границы предложения.

    Степь весело пестрит цветами высоко в небе летают птицы это жаворонки всё радостно тянется к солнцу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме "Проверка безударной гласной в корне" 3 класс.

    Урок по теме  "Проверка безударной гласной в корне" с союлюдением здоровьесберегающих технологийнаправлен на предупреждение развития близорукости детей, формирование у них правильной осанки. Позв...

    Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

    Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

    Разработка тестовых заданий по предмету Математика, 4 класс

    В работе представлены тесты для 4 класс...

    Тестовые задания по математике для учащихся 4 классов

    Материалы разработаны в 2 вариантах, помогают легко и быстро проверить знания учащихся, выявить пробелы в знаниях. Тесты можно использовать для подготовки детей к итоговой комплексной работе....

    «Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

    Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...

    Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

          Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

    Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2-4 классов дифференцировать парные согласные по глухости-звонкости.

    Данная методическая разработка предназначена для определения усвоения учениками 2-4 классов дифференциации парных согласных по глухости-звонкости. Проверочные работы на каждую пару звуков предст...