Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2-4 классов дифференцировать парные согласные по глухости-звонкости.
методическая разработка по логопедии (2, 3, 4 класс)

 Данная методическая разработка предназначена для определения усвоения учениками 2-4 классов дифференциации парных согласных по глухости-звонкости. Проверочные работы на каждую пару звуков представлены в двух вариантах. Оценка работы: ребенок не дифференцирует парные согласные - 0 баллов; ребенок допускает ошибки, но сам их исправляет - 1 балл; ребенок не допускает ошибок - 2 балла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_logopedii_parnye_soglasnye.odt19.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167                                                                            ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка                                                                           тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 — 4 классов             дифференцировать парные согласные по глухости-звонкости.

Подготовила: учитель-логопед высшей категории

                                                                                 Аксёнова Марина Марковна

г. Санкт Петербург 2019 год

  Для проверки умения учащимися 2 — 4 классов дифференцировать  парные согласные по глухости и звонкости разработаны карточки разноуровневых тестовых заданий в двух вариантах на каждую пару согласных (б— п;  з — с; т — д; в — ф; к — г; ш –- ж) .

  Карточки-задания относятся к числу наиболее эффективных средств и методов закрепления пройденного материала и проверки знаний по данной теме. Каждая карточка  содержит 4 — 5 тестовых заданий.

   Первые задания карточек проверяют умение дифференцировать парные согласные в словах. Учащиеся вставляют в слова «пропущенные» согласные.

 Последующие задания содержат несколько инструкций, тем самым снижая контроль написания учащимися дифференцируемых согласных. Это поможет учителю-логопеду выявить более точную картину усвоения полученных умений дифференциации  парных согласных.

  Так же, разноуровневый характер тестовых заданий поможет оценить особенности усвоения материала как всей логопедической группы, так и отдельных учеников.

Дифференциация букв "п" и "б"

Вариант №1

1. Записать слова в два столбика (        первый с "б", второой с "п")

Палка, рыба, пакеты, собака, пастух, бант, буква, тополь, букет, забор, дупло, лопата, грибы, песня.

2. Вставить пропущенные буквы "п" или "б"

Голу_ой, зу_ы, кло_, ду_ло, _о_еда, _ри_оры, _алу_а, кра_ива.

3. Списать, определить границы предложений.

Выпал пушистый снег в лес пришла зима вот старый пень на нем лежит большой снежный ком распушили иголки елки на ветку прыгнула белка с ели упал ком снега.

4. Списать без ошибок.

Думали они думали и придумали. Осел поставил передние ноги на подоконник. Собака взобралась на спину ослу. Кот вскочил на спину собаки. Петух взлетел на голову коту. Получилась пирамида.

Дифференциация букв "п" и "б"

Вариант №2

1. Записать слова в два столбика (первый - кто, второй - что)

Пеликан, подарок, зубр, тропинка, забор, клубника, белка, апрель, капуста, рыба, яблоко, Люба, птица, крупа, Павел, кобра.

2. Добавь слог "па" или "ба", получи слово.

Ры__, тро__, Лю__, сдо__, ли__, __ран, __зар, __латка, __лец, __рус.

3. Списать предложение, вставить пропущенные буквы "п" или "б".

У      _елки      _ ередние    ла_ки   короткие.    _ора    _о _ елить    _ отолки.       Ре _ ята              _ о  _ лыли  к   _ерегу. В  _оле зреют хле_а.  Мы    _ошли  за   гри_ами.

4. Списать без ошибок.

Боря колет, Поля полет, воду лейкой Люба льет, Павел варит, Лена жарит, Петя песенки поет.

Дифференциация букв "т" и "д"

Вариант №1

1. Списать слова, вставляя букву "т" или "д".

Лопа_а, приро_а, ребя_а, воро_а, горо_а, мач_а, боро_а, посу_а, прос_у_а, звез_а, пар_а.

2. Записать слова в два столбика (с ударением на первый слог, с ударением на второй слог).

Стакан, туча, скворец, лето, ветер, птица, стулья, квартира, кровать, посуда.

3. Спиши, вместо  "_" вставь нужный предлог.

Кролики сидят  _  клетке. Мальчик вышел  _  дома. Доктор был _  больного. Солнце спряталось  _  тучу. Школьники пошли  _  театр.

4. Спиши без ошибок, подчеркни "д" и "т".

Дятел.

Я тихо шел по лесу. Вдруг я заметил дятла. Он сидел на стволе старого дерева и звонко долбил сухую кору. Далеко был слышен стук дятла. Возле дятла вертелась шустрая синица. Она подбирала паучков. Всем помогает дятел.

 Дифференциация букв "т" и "д"

Вариант №2

1. Записать слова в два столбика (первый с "д", второй с "т").

Ветер, девочки, стирка, водичка, гости, неделя, середина, картина, лошади.

2. Измени слова по образцу: войди - войдите.

Ходи, зайди, уведи, найди.

3. Списать предложения, вставив букву "т" или "д".

Де _ и      си _ ят    под   с _ арым    _убом.  В  пол _ ень   _ ам    гус _ ая    _ень.   Ребя _ ишки  пускали   ло _ очку   по   во _ е.   Те _ я   угос _ ила  ребя _ .

4. Списать предложения, подчеркнуть "д" и "т".

Сова видит в темноте. Дикая утка ведет утят к воде. Тают льдинки на стекле. Осенью зачастили дожди. Зимой рано темнеет.

Дифференциация букв "к" и "г"

Вариант №1

1. Списать слова, вставляя буквы "к" или "г".

__ азета;   __ абина;  бел__а;  __ орт;  я__ода;  __ озы; у__роп;  вра__и;  __ нига;       __ роза; пол__а;  вил__а;  му__а;  __ иря;  оч__и.

2. Списать предложения, вставляя буквы "к" или "г".

Под     __оря__ой    затаилась   ядовитая   __адю__а.    В    __лет__е    звон__о   пел   попу__ай.    Пушо__      за__нал    мячи__    под    шк__аф.    Паша    с__ладывал    __руши   в     __орзину.    В   саду   зацвели    __расные     __возди__и.

3. Списать без ошибок.

Лось.

  Белым снегом покрылись леса и поля. На снегу видны следы зверей и птиц. Вот прошел лось. Люди не обижают лосей. У лося длинные ноги и красивые рога. Это очень красивое животное.

4. Спиши заменяя уменьшительно-ласкательную форму слова на обычную.

Белочка.

  С веточки на веточку скачет белочка. То там, то здесь мелькает ее хвостик. В стволике старенького дубочка у белочки кладовочка. Там хранятся запасики грибочков, ягодок, орешков и желудей. Хорошенькая белочка хозяйка.    

Дифференциация букв "к" и "г"

Вариант №2

1. Записать слова в два столбика.

Мак; гиря; рак; урок; сапоги; река; песок; голубцы; клубника; герб; гимн;  плитка.

2. Вставить пропущенные буквы "к" или "г", изменив по смыслу слова, данные в скобках.

В    __рязи  у  (Олег)   увязла  теле__а.

Сидеть  бы  (Олег)   до   само__о   сне__а.

3. Списать без ошибок.

 Елка.

  В школу привезли елку. Это было высокое и стройное деревце. Все игрушки школьники сделали сами. Тут были: разноцветные фонарики, длинные гирлянды, различные игрушки и флажки. Шишки мальчики обернули яркой фольгой, а на макушке укрепили звезду.

Дифференциация букв "с" и "з"

Вариант №1

1. Списать слова, вставляя пропущенные буквы "с" или "з".

Гла__а;   __ок;   __онт;   авгу__т;   __вук;   о__ень;   пе__ок;   та__ик;   __аяц;   мо__т.

2. Списать предложения, вставляя слова с буквой "с" или "з".

 Зимой стояли сильные ____________. Собака оскалила острые __________. Я ставлю розу в  ______________. В лесу живут  _____________.

3. Спиши, вставь букву "с" или "з".

__абавный   __верек;   букет  ро__;   выгру__или   пе__ок;   __нежные   __ано__ы.

4. Списать, заменяя уменьшительно-ласкательную форму обычной.

Охота.

  Под кустиком на беленьком снежочке спал зайчишка. Услышал он шорох и бросился бежать. За ним по пятам бежала рыженькая лисичка. Долго гоняла лисичка зайчика, но так и не догнала. Сумел скрыться косой в глубоком овражке.

Дифференциация букв "с" и "з"

Вариант №2

1. Записать слова в три столбика ("с"; "з"; "сз").

Стакан, зубы, закон, зубастый, слух, стрекоза, смех, застава, запасы, заноза, поднос, сметана, сазан, зима.

2. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы "с" или "з".

 Поля   __а__еяли  ов__ом  и  кукуру__ой.   У  о__ера   гу__тые   __аро__ли.  Ра__дал__я    __илный   __тук.   Мы   гуляли   в   __о__новом   ле__у.   __вонко    __апели   __оловьи.   Под   ногами   __крипел    первый   __нег.  

3. Списать текст, определяя границы предложений.

Жук.

 Пролетело знойное лето прошла дождливая осень птицы улетели трава завяла засохли цветы жук стал искать себе дом на зиму он заметил нору под корнями дерева там жили ящерицы они легли спать на всю долгую зиму.

Дифференциация букв "в" и "ф"

Вариант №1

1. Записать слова в два столбика.

Фрукты; фант; ворона; фиалка; ковер; кофе; повар; весна; фея; винт; паровоз.

2. Вставить пропущенную букву "в" или "ф".

 Коро__а;   с__екла;   __утбол;   __олейбол;   кон__ета;   про__ессия;   __онтан;   __есна;   __е__раль;   __абрика;   ал__а__ит;   __онарь;   ян__арь;   круже__а.

3. Вставить пропущенную букву "в" или "ф", подобрать проверочное слово.

У   вороны  сильный  клю__   (__)          Мастер починил обу__ь  (___)

У  рыбы холодная  кро__ь  (__)               В  Африке живет жира__  (___)

Столяр сделал  шка__  (___)                     У меня теплый  шар__  (___)

4. Списать без ошибок.

 Цветы поставили в вазу. Вера варит фасоль. У Вали фиалки. Феде купили новую футболку. В августе поспевают овощи и фрукты. Я ем вкусные вафли.    На суку сидит сова. С ветки на ветку перелетает филин.

Дифференциация букв "в" и "ф"

Вариант №2

1. Записать слова в два столбика.

Фигура; ветер; валенки; факт; клювы; шкафы; весна; весло; фокус; фольга.

2. Вставить пропущенную букву "в" или "ф".

Краси__ая    __утболка;    __ьюжный     __е__раль;    сильный   __етер;   кон__етная    __абрика;   __илин  и   со__а;   но__ые  ту__ли;   __ерный  друг.

3. Добавь слова с буквой "в" или "ф".

 Красивая  ________ с цветами. ________ ловит мышей. Повесь платье в _______. Яблоки и груши - это _________. Зимние месяцы : _________, ________, ________.

4. Придумай и запиши десять слов с буквой "в" и десять слов с буквой "ф".

Дифференциация букв "ж" и "ш"

Вариант №1

1. Составить предложения со словами : шар - жар; шить - жить; шесть - жесть.

2. Добавь слог "ши" или "жи", получи слово.

Ска____;  напи____;  пока____;  зака____;  выпи____;  перело____;  подпи____.

3. Списать слова, вставляя пропущенные буквы "ш" или "ж".

__ар;  гру__и;  по__ар;  у__ин;  ма__ина;  __ираф;  __арф;  пры__ок;  эта__и;  __ук;  ду__;  __каф.

4. Списать слова, образуя форму родительного падежа множественного числа.

Пример: Вершина - вершин.

Дождь, шишка, путешественник, чашка, ошибка, шахтер, пассажир.

5. Списать без ошибок.

Мы с младшим братом любим бродить по лесу. В этом лесу много ягод. Их мы собираем в маленькое ведерко, а грибы - в корзинку, шишки кладем в мешок. У лесного ручья мы отдыхаем. Приятно в жаркий день попить прохладной воды из ручья.

Дифференциация букв "ж" и "ш"

Вариант №2

1. Вставить пропущенные буквы "ш" или "ж".

__офер;  __аль;  кру__ок;  __онглер;  __ило;  сне__инка;  __уравль;  __олудь.

2. Записать предложения, вставляя пропущенные буквы "ш" или "ж".

После до__дя  боль__ие  лу__и.  Мы  на__ли  е__а  под елкой. В небе кру__ит  кор__ун. Малы__и  __ли  из  __колы.  Умно__ение  мо__но  заменить сло__ением.

3. Записать текст, определить границы предложений.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи мышки живут в корнях деревьев жаворонки вьют гнезда прямо на земле дрозд вьет гнезда на кустарниках дятел живет в дупле дерева на самой вершине дерева спрятался ястреб.

4. Списать без ошибок.

С мышами во ржи                 Ушли в камыши,

Подружились ежи.                А во ржи - ни души.

                                Мышка сушек насушила.           Мышки сушки кушать стали.

                               Мышка мышек пригласила.        Мышки зубки поломали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.

В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряд...

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"

Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции....

Методическая разработка рабочий лист к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласный звук Й. Буква Й"

Методическая разработка рабочий лист к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласный звук Й. Буква Й" к УМК "Школа России"....