ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_glasnyh_pervogo_i_vtorogo_ryada_a-ya.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА

(А – Я).

Цели:

  1. Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;
  2. Развитие фонематического восприятия;
  3. Совершенствование грамматического строя;
  4. Развитие связной речи;
  5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица гласных 1 и 2 ряда, таблицы (для мнемонического приёма), сигнальные карточки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные 1 и 2 ряда.

  1. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как, образовываются гласные 2 ряда. Вывешивается таблица с гласными 1 и 2 ряда. Предлагает сравнить пары гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, А-Я. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их сегодня различать.

  1. Дифференциация гласных А и Я.

Сегодня вы будете различать парные гласные, а какие, определите сами.

а) Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль буква хороша!

И хоть она проста на вид.

А начинает алфавит.

Так, какую первую букву вы будете сегодня различать?

Определите, какая вторая буква.

Я – бродяга с рюкзаком.

Путешествую пешком.

Демонстрация таблиц для мнемонического приёма. (Буква А в виде шалаша, буква Я – в виде путешественника с рюкзаком).

б) Сравнение гласных А, Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).

  1. Дифференциация А и Я в слогах.

а) Прослушайте слоги, скажите, какой гласный вы слышите.

МА, НА, СА, МЯ, НЯ, ЛА, НА, ПЯ, ФЯ.

Произнесите слоги парами, как звучат согласные в каждой паре?

МА-МЯ, ТА-ТЯ, ЛА-ЛЯ, ДА-ДЯ, НА-НЯ, СА-СЯ, РА-РЯ, БА-БЯ.

б) Работа с сигнальными карточками. Прослушайте слоги, поднимите карточку с гласной, звук которой вы слышите в слоге.

ТА, МЯ, НА, РЯ, ЛА, СА, ЗА, ЖА, ША, ФА, ВЯ, ШЯ.

в) Запишите в две строчки, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я (разными пастами).

ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ.

Проверка: прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую.

  1. Дифференциация гласных А и Я в словах.

а) Игра «Весёлые буквы А и Я». Логопед рассказывает детям сказку про буквы А и Я.

«Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы . Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят».

На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную А на Я и наоборот и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове.

ИГЛА ШЛЯПЫ МАЛ

ФЛАГ ЛЯМКИ МАТЬ

КРАСКИ ЗЕМЛЯ ВАЛ

б) Спишите слова. Вместо точек вставьте гланую А или Я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными гласными. (Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет как звучит согласный перед вставленной буквой и уточняет, какую букву надо писать, после мягкой согласной. Затем ученики выполняют задание самостоятельно.

п…рус п…тки

с…дик л…мка

л…пки р…дом

м…ски тр…пки

в) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы карандашами разного цвета.

ДОСКА, МАРКА, ЗМЕЯ, АИСТ, АЛАЯ, СТАРАЯ.

г) Прочитайте слова парами. Прослушайте, как звучит гласная Я в первом и втором слове. Объясните, почему она звучит по-разному. Спишите слова парами, подчеркните выделенные слоги.

сеМЯ – сеМЬЯ

КоЛЯ – коЛЬЯ

дереВЬЯ – Вянут

браТЬЯ - ТЯнут

д) (Устно). Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом.

МАЛ – МЯЛ РАД – РЯД САД – СЯДЬ

Логопедическая физминутка.

  1. Дифференциация букв в предложениях.

а) Спишите предложения, вставьте пропущенную букву А или Я.

У В…ли з…в…ли ром…шки.

Ир… и В…н… играли в пр…тки.

Н…д… ест л…пшу.

Чтение и анализ предложений. Найти главные слова в предложении.

б) Проверочный диктант.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята – полезная трава. Трава завяла.

  1. Итог занятия.

Чему научились на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.

В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряд...

«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...

Дифференциация гласных первого ряда

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков...

Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.

Учить детей дифференцировать   гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать  развитию познавательных процессов....

Карты для дифференциации гласных верхнего и нижнего ряда на письме (а-я)

Карты для дифференциации гласных верхнего и нижнего ряда на письме (а-я)...