Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.
план-конспект по логопедии

Ашурова Елена Васильевна

Учить детей дифференцировать   гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать  развитию познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие - Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с  учётом ФГОС нового поколения.

Тема:Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак.

Класс: 2

Общая цель: Учить детей дифференцировать   гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать  развитию познавательных процессов.

Тип занятия: закрепление пройдённого материала

Формы организации познавательной деятельности: групповое логопедическое занятие.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие: учащиеся владеют регулятивными УУД:

1.Определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя-логопеда .

2.Сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

3.Владеть звуковым анализом и синтезом слов.

Коммуникативные УУД:

1.Оформлять свои мысли в устной форме    только по алгоритму.

2.Отстаивать свою точку зрения только по инициативе учителя-логопеда.

 3.Не всегда могут слышать ответы других.

Личностные УУД:

1.Радоваться своим успехам и успехам одноклассников.

2.Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия.

Задачи как планируемые результаты УУД

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные УУД(знать, уметь)

  • Учить применять полученные знания в практической деятельности.
  • Закреплять умение детей действовать по словесной  инструкции.
  • Закреплять умение выделять мягкие и твёрдые звуки на слух и по артикуляции.
  • Закреплять зрительный образ букв.
  • Расширять знания детей о значениях слов, пополняя словарный запас.
  • Классифицировать  предметы по  форме единственного и множественного числа.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

  • Воспроизводить по памяти полученную ранее информацию.
  • Уметь выделять существенную информацию из источника.

Регулятивные УУД

  • Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно
  • Корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно
  • Планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм).
  • Оценивать и корректировать свою деятельность

Коммуникативные УУД

  • Уметь работать в группах, в паре.
  • Совместно обсуждать проблемные вопросы.
  • Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
  • Осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с учителем – логопедом, одноклассниками).

Личностные УУД

  • Умение позитивно настраиваться на работу.
  • Проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности (Смысл образование)
  • Формировать положительное отношение к процессу познания (самоопределение)
  • Применять правило делового сотрудничества.( Самоопределении)

Воспитательные УУД

  • Воспитывать культуру речевого общения, уметь слушать друг друга.
  • Умения работать как самостоятельно, так и в коллективе, оказывать взаимопощь

Оборудование: кассы букв и слогов на каждого ребёнка.гласные буквы на магнитах, карточки со словами, карточки звуковиков, картинки с предметами (мебель, короны), нет буки на количество учеников, мультимедийное оборудование, презентация.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к деятельности.

Организационный момент.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания, создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Активное участие в диалоге, в действиях.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Слайд 1)

Посмотрите на слайд, Что вы видите? (звуковиков)

- Сейчас мы их тихо (громко) пропоём. Для этого положите правую руку на грудь, а левую на диафрагму, ниже груди. Сделаем правильно глубокий вдох и плавно пропоём.

(учитель-логопед показывает на себе положение рук).

-Что мы сейчас попевали, меняя рисунок губ, (Гласные   звуки?)

- Одинаково  звуки произносились? (Нет. Одни звуки произносились твёрдо, другие звуки  мягко.)

-У вас в лотках лежат предметы. Назовите их (орех и ватка).

-Можно ли их сравнить со звуками, докажите? (Гласные звуки 1 ряда  твёрдые, как орех; гласные 2 ряда – мягкие, как вата).

 -У вас на столах кассы букв.

-Выложите на верхней полоске гласные буквы 1 ряда.

-На нижней полоске гласные буквы 2 ряда.

-Кто готов, покажите готовность. (Учитель-логопед проходит и просматривает правильность выполнения задания.) (Слайд 2).

-Давайте ещё раз пропоём их.  Делаем глубокий вдох, на выдох пропеваем.  Молодцы!

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Коммуникативные:

Активно вступать в диалог, выполнять инструкцию учителя-логопеда

2.Актуализация знаний целеполагание, озвучивание темы урока.

Обеспечить актуализацию имеющих знаний. Организовать самостоятельно или с помощью учителя-логопеда формулирование постановки цели. Ставит перед учениками проблему. Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Формулируется цель деятельности на занятии. Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы.

(Слайд 3)

-Какие ещё есть звуки в алфавите? (Согласные)

-Гласные звуки и буквы  могут жить без согласных? (Нет.)

-При слиянии согласных звуков и букв  с гласными, что получается? (Слог)

-Что такое слог?  (Часть слова)

-Одинаково слоги в словах произносятся? (Одни слоги звучат мягко, другие слоги звучат твёрдо)

-За счёт чего происходит разное звучание слогов в словах. (За счёт гласных 1  и 2 ряда).

- Я буду   произносить слоги, а вы поднимете тот предмет (орех или ватку), который будет  соответствовать звучанию слога. (БЬЮ, МА, БУ, ДЮ, ЛЬЁ, БО, ЗЕ, КА, ТО, ЛЁ, СЮ, ЗУ, РЫ, ФЮ, СЬЕ)

-Обратите внимание на слоги, что вы заметили? ( В слогах есть буква ь знак)

-Какую работу  Ь знак  выполняет? (Мягкий знак смягчает согласные звуки и буквы и разделяет согласную от гласной)

-Значит, мягкий знак, чем является на письме? (Показателем  мягкости впереди стоящего согласного)

-Молодцы все старались быть внимательными.

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

 (С гласными 1 ряда согласные  читаются и произносятся  твёрдо. С  гласными 2 ряда согласные произносятся мягко. Гласные первого ряда показатель твёрдости, впереди стоящего согласного. Гласные 2 ряда  – показатель мягкости,  впереди стоящего согласного.)

-Тема нашего занятия обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак.

Познавательные:

Умение определять звуки, слоги по твёрдости – мягкости.

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности

3.Работа над темой занятия. Сравнительная характеристика звуков в словах.

Организует работу по сравнительной характеристике звуков  в словах.

Работают по карточкам. 1 группа выбирает слова с твёрдыми звуками, а 2 группа  выбирает слова, в которых есть хоть один мягкий звук.

(Слайд 4)

-Послушайте сказку. Жили-были два короля.

Один король правил государством твёрдых звуков, а другой – королевством мягких звуков. Первый король любил всё  твёрдое, а второй всё мягкое. Во дворце твёрдого короля находились вещи – только твёрдые, а во дворце мягкого короля – только  мягкие вещи.   Не забудьте Твёрдому королю выбираем слова, только с твёрдыми звуками, а Мягкому  – слова, в которых есть хотя бы  один мягкий звук.   А теперь поиграем в этих королей. Чтобы задание  выполнить правильно, что мы должны помнить?

- Алгоритм действий: читаем, произносим, слушаем, выделяем.  (Дети находят слова и помещают их на доску, распределяя на две группы.)

ТРОН, ШКАФ, ЛЕНЬ, СТОЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО,  ЗЕЛЕНЬ, КНИГИ, ЛАМПА, ЛЕС, ЛОЖКА, ВИЛКА, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ, ФИЛИН, ЛЕБЕДЬ, СИРЕНЬ.

-Объясните правильность выбора.

(Потому что с гласными 1 ряда согласные читаются твёрдо, а с гласными 2 ряда и с буквой ь знак согласные в словах читаются мягко)

Познавательные:

Умение сравнивать и анализировать.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

Высказывать своё мнение, свои предположения.

4. Работа над темой занятия. Закрепление зрительного образа буквы Ь знак.

Организует работу со словами в нетбуках. Следит за правильностью выполнения задания.

Дети читают слова, потом к каждому  слову добавляют Ь знак и зачитывают новые получившиеся слова.

(Слайд 5)

У мягкого короля была дочка принцесса, посмотрите на слайд. Она лежит на нескольких предметах – словах с твёрдыми звуками. Ей жёстко спать и она попросила вас  смягчить согласные так, чтобы получились новые слова.

- Подумайте,  каким способом? (Изменить гласные 1 ряда на гласные второго ряда или добавить Ь знак)

- У вас на экране в нетбуках есть такой же слайд.  Ваша задача правильно вставить в слова букву ь знак или гласную 2 ряда. Кто затрудняется, поднимет руку.

-Оценка выполненной работы.

-Прочитайте, какие новые слова получились?

Дети зачитывают новые слова. (Люк, галька, мель, шесть, уголь, кладь, моль, банька)

-Что произошло со словами? (Они изменили своё значение)

-Каким способом вы это сделали?

(Добавили Ь знак, и заменили гласную У на гласную Ю)

-Молодцы, а теперь  немного отдохнём!  

Познавательные:

Умение сравнивать и анализировать.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

Высказывать своё мнение, свои предположения.

Регулятивные:

Контролировать процесс выполнения задания и результаты деятельности.

Внимательность.

5.Физкультминутка

-Тик -  так, тик – так, (Наклоны вправо-прямо-влево-прямо)

-Тикают часы вот так.

-Шаг влево, шаг вправо, шаг вперёд и шаг назад.

-На часы мы поглядели  (встают на носочки)

-И тихонько сели. (Дети садятся на свои места)

6.Закрепление полученных знаний. Развитие зрительного внимания и памяти. Работа с пословицей.

Организует работу учащихся, следит за правильностью выполнения задания.

Самостоятельно выполняют задание в карточках.

(Слайд 6)

- Короли не оставили и вас без внимания, прислали вам свитки с зашифрованным на нём посланием. Используя первые буквы изображений, напечатайте ниже эти буквы под каждой картинкой. Покажите готовность.

-Давайте прочитаем, что получилось. (Дети читают пословицу:  УЧЕНЬЕ СВЕТ,  А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.)

-Как  Вы  понимаете смысл пословицы?  (Высказывания детей)

 - Ученье - это свет, потому что ученье - это знания, а знания - это сила! Если человек будет учиться, он узнает много нового, с ним интересно будет общаться. Умные люди добьются в своей жизни больше, они будут востребованы. Неученье - это тьма, потому что безграмотному человеку тяжело общаться с людьми, тяжело  работу найти.

Предметные:

Умение читать без ошибок, различать буквы, выделять  звуки и буквы 2 ряда в названиях картинок.

Познавательные:

Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные

Контролировать выполнение результат  деятельности.

Внимательность.

7.Итог  занятия.

Рефлексия.

Обеспечить возможность осознания учащимися своей деятельности.

Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность.

-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

-Что нового вы узнали?

-Что на уроке было сложным?

-Как Вы думаете, пригодятся ли  Вам полученные на уроке знания?

-Прошу оценить себя на листе  оценивания.

-Спасибо за урок.

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

Методическая разработка тестовых заданий по проверке умения учащихся 2 - 4 классов дифферецировать гласные первого и второго ряда.

В данной методической разработке представлены разноуровневые тестовые задания, которые помогут учителю-логопеду проверить умениния учащихся 2 - 4 классов дифференцировать гласные первого и второго ряд...

«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я)....

Обозначение мягкости и твердости согласных на письме с помощью гласных О и Ё (для 2 класса)

Конспект подгруппового занятия для обучающихся 2го класса "Дифференциация мягких и твердых согласных на письме с использованием глассных О и Ё"...