Статья "Как развивать ребёнка в игре"
статья

Современная школа не представляется без творчества педагогов, так и учащихся.Творчество учащихся позволяет глубоко изучить научную дисциплину благодаря тому, что ребенок пропускает через сердце полученную информацию, а не механически изучает её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как  развивать ребёнка в игре.

Современная эпоха высокой информированности предъявляет к человеку серьёзные требования, и это относится не только к взрослым, но и к детям, причём с раннего возраста. Не случайно молодые родители стремятся уже с 3 – 4 лет учить ребёнка чтению, письму, иностранным языкам, музыке и т. д. И, к сожалению, нередко приносят ему больше вреда, чем пользы.

Как же помочь своему ребёнку найти достойное место в современном мире, вовремя научить его необходимому и при этом не навредить? Родителям необходимо знать, что воспитывать ребёнка нужно в естественных для него условиях, учитывая его интересы, то чему он уже научился, что умеет делать. Для этого родители должны хорошо понимать своеобразие, характерное для его возраста, и индивидуальные особенности его личности и учитывать эти особенности в процессе развития ребёнка.

Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают память, мышление, восприятие. В игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняя задание. Даже острота зрения повышается в условиях игры и, конечно, обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Вот что говорят об игре наши известные психологи. Л. А. Венгер отмечает, что игра требует от ребёнка действий во внутреннем плане, опоры на представления. Внешние игровые действия выступают в качестве исходной опоры при образовании действий внутреннего плана, помогают ребёнку вести себя осмысленно. А. В. Запорожец, Т.О. Гиневская доказали, что игра становится основой сознательных физических упражнений в дальнейшем. З. В. Мануйленко показывает, как игра влияет на проявление воли: выполняя роль, ребёнок гораздо дольше сохраняет позу неподвижности. По мнению Д.Б. Эльконина, сюжетно – ролевая игра даёт образец поведения в той или иной ситуации и эталон для контроля. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в ней, становится одновременно эталоном, с которым ребёнок сравнивает своё поведение. Вся игра для ребёнка наполнена привлекательной мыслью и окрашена позитивным эмоциональным отношением, но в ней содержатся также все компоненты произвольного поведения. Чем выше уровень развития игры, тем более выражено у детей умение управлять своим поведением, без которого невозможно добиться успеха ни в одном деле.

Родители могут составить себе впечатление об уровне развития игры их ребёнка, внимательно понаблюдав за его игрой в кругу сверстников. Часто такие наблюдения дают немало новой информации.

Выделяется несколько уровней развития игры:

1 уровень. Центральным стержнем игры являются действия с предметами, направленные на соучастника игры. Роли фактически имеются, но определяются характером действий, а не определяют действие. Как правило, роли не называются, и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Дети фактически не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. Действия их однообразны состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей.

Например:

К детям подходит взрослый.

Лёва: Вы к нам в гости пришли? А вот у меня две детки. Мы будем их кормить.

Взрослый: А ты кто?

Лёва: Я Лёва.

Взрослый: Можно, Зоя тоже играть будет?

Лёва: Можно, можно.

Взрослый: Я кушать хочу.

Зоя: Я тебя сейчас накормлю.

Взрослый: Чем?

Зоя: Супом.

Лёва: И котлетами.

Взрослый: Я пирожное хочу.

Лёва: Сейчас дам. (Подаёт кубик)

Взрослый: А теперь котлету.

Зоя приносит кубики, кладёт Лёве и его куклам.

Взрослый: А какой у вас суп?

Зоя: Вкусный.

Все как будто едят. Затем Зоя убирает со стола.

2 уровень. Основным содержанием игры является действие с предметом, но в нём на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Намечается разделение функций.

Выполнение роли сводится к реализации связанных с ней действий. Логика действий определяется их реальной последовательностью, количество их расширяется и выходит за пределы одного типа действий. Нарушение последовательности действий не принимает фактически, но и не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.

Например:

Взрослый предлагает Вале и Тамаре поиграть в детский сад.

Тамара: Я Мария Сергеевна буду.

Валя: А я буду деток кормить. (Берёт на руки кукол, одну даёт взрослому).

Взрослый: Ой, как есть хочется.

Тамара: Сейчас принесу.

Взрослый: Что вы нам дадите?

Тамара: Щи и макароны.

Взрослый: А я сначала макароны хочу.

Валя: Сейчас я вам дам. На, кушайте.

Взрослый: А я уже макароны скушал.

Тамара: (сердито): Кто это тебе дал? Вот суп, макароны потом. (Забирает тарелку).

Взрослый: Почему ты забрала?

Тамара: Так не кушают. Сначала суп, потом макароны и мороженое.

Взрослый: Мороженое уже сейчас хочу.

Валя: (подвигает тарелку): Вот мороженое.

Тамара: Это не мороженое, а макароны. Скушай, тогда принесу.

3 уровень. Основное содержание игры – выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и направляют поведение ребёнка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая «ролевая речь, но прорываются и вне игровые отношения. Нарушения логики действий опротестовывается. Протест сводится к утверждению, что «так не бывает».

Например:

Коля – «доктор» - занимает место за столом, раскладывает кусочки ваты, карандаши –      «термометр» и «шприцы».

Катя: Можно заходить.

Заходят дети.

Галя: У меня голова болит и горло.

Катя: Покажите горло. Сделайте « а-а-а». У вас ангина. Сейчас в больницу отвезём.                (говорит по «телефону»). Да, пришлите скорую помощь.

Взрослый: Может быть, можно её здесь подержать? Полежит немножко и всё.

Катя: Нет. Надо лежать в больнице. Пусть больница там будет. (Показывает на угол комнаты и ведёт туда Галю).

Вова: Я на прививку пришёл. Будете делать?

Катя: Да, да сейчас будем. (Берёт ватку, трёт ею Вове руку, делает «укол» карандашом).

Взрослый: Хочешь, настоящего спирта дам? Ты пока делай, а потом протрёшь.

Катя (оживлённо): Да, да. Только надо сразу.

Вова: Так не делают. Так прививку разотрёшь.

Катя: Я и забыла. Уж пусть будет так.

4 уровень. Основное содержание игры – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют играющие. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с ролью. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый ролью говорящего и того, к кому она обращена. Действия развёртываются в чёткой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действительности, которую изображает ребёнок. Ясно выделены правила со ссылками на реальную жизнь и действия, направленные к разным персонажам. Нарушение логики действий и правил отвергается с указанием на рациональность правил.

Например.

 Гриша «продаёт марки» на почте. К нему стоит очередь, так как дети пишут письма и отправляют их друг другу.

По поручению взрослого Лёша подходит к Грише.

Лёша: Вас заведующий почтой зовёт.

Гриша: Я не могу. У меня очередь.

Лёша: Они подождут.

Гриша: Да, а пока все уйдут.

Не уходит с места. Продолжает работу. Закончив, задвигает кубиком «окно», подходит к «телефону»: «Это заведующий? Да, я всё продал. Мне ещё нужно конвертов и марок. Все разобрали. Меня звали к телефону, но я не пошёл. У меня очередь была.»

Для того, чтобы помочь детям играть наиболее продуктивно и при этом развивать все возможности их психики, взрослый может принять разумное участие в подготовке и разыгрывании сюжетов. Прежде всего, для игры ребёнку нужны знания об окружающем мире. Он может почерпнуть их из бытового опыта (например, посещение парикмахерской), из книг, телепередач и т.д., а также из игрового поведения родителей.

Например, сегодня можно поиграть в первобытных людей. Изобразить, как они жили, охотились, танцевали у костра. А завтра – в средневековых рыцарей или великих путешественников. Во время игры ребёнок непременно будет задавать вопросы, и его интерес обязательно нужно удовлетворить.

Важно, чтобы родители умели придумать сюжет, роли, умели подыграть ребёнку и разбудить его воображение. Очень полезно атрибуты для игры подготовить вместе с ребёнком заранее. А идеи, возникающие по ходу игры, можно реализовать с помощью подручных материалов – дощечек, камешков, цветной бумаги. Ненужных коробок ..

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребёнок научился принимать и выполнять роль. Сначала он лишь выполняет команды играющего взрослого, за тем подражает ему, а далее набравшись опыта, начинает фантазировать и проявлять инициативу. Помочь развитию навыков игрового поведения могут театрализованные игры. Разыграть можно любой известный сюжет, но особенно подходит для этой цели русские народные сказки. Сказочные персонажи, обычно очень характерны, их речь и поведение помогают выразительной передаче образа. Со временем ребёнок может стать режиссёром собственной постановки, привлекая к участию в ней родителей, используя игрушки.

Играя вместе с ребёнком, родители смогут многому научить его и развить его способности. Но необходимо помнить, что игра требует осторожного, тактичного и деликатного руководства.

Часто своим поспешным, неумелым вмешательством мы не только унижаем ребёнка, но и задерживаем переход на более высокую ступень развития игры. Не стоит торопиться вмешиваться в возникший по ходу игры конфликт. Иногда желание поиграть чужой игрушкой – это способ налаживания игрового конфликта. Не следует навязывать ребёнку свою логику поведения, если он уже выстроил собственную, - гораздо важнее сохранить его эмоциональное отношение к игре и постепенно осторожно подвести к правильным действиям.

Следует поддерживать игровое общение с другими детьми. Не страшно, если сначала ваш ребёнок будет подчиняться, получив не главную роль. Может быть, его индивидуальным особенностям соответствует именно такой способ взаимоотношений. Но зато он учится понимать других, убеждать, утешать и поддерживать, проявлять интерес и внимание к другому.

И так, для того, чтобы ребёнок полноценно психически развивался, он обязательно должен играть. И родители могут создать для этого благоприятные условия – нужно только внимательно наблюдать, уметь радоваться вместе с детьми, видеть достоинства каждого ребёнка, доверять, прощать и любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

15 СОВЕТОВ КАК РЕБЁНКА НАУЧИТЬ ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

15 советов, как научить ребенка играть самостоятельноУмение самостоятельно играть является признаком взросления ребенка. Предлагаем советы родителям, как помочь малышу играть, не привлекая к этому про...

Как развивать ребёнка дома? Дошкольник, школьник

Родителей очень часто интересует вопрос как подготовить ребёнка к школе?Что для этого нужно?Ответ на этот вопрос довольно прост, желание родителей заниматься со своим ребёнком и конечно хороший матери...

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...

Развиваем и обучаем, играя. Советы родителям.

Всякая мама рано или поздно задается вопросом: как играть с ребенком так, чтобы ему было не только интересно, но и полезно? Здесь, уважаемые родители, педагоги и воспитатели, вы можете ознакомиться с...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...