Игры с детьми с РАС
консультация

Ракитина Елена Радиковна

игры с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrys_s_detmi_s_ras.docx670.13 КБ

Предварительный просмотр:

Список игр и умений или чему же учить

    Учить можно чему угодно, приносить предметы, показывать части тела и членов семьи на фотографиях, завязывать шнурки, масло на бутерброд мазать, мозаику собирать, в куклы и машинки играть, все чего пожелаете или интересно вашему ребенку, но для вашего вдохновения и определенности перечислю игры и задания, которые вы могли бы использовать.

 

Имитация

DSC03000Имитация чрезвычайно важна, многие аутисты с трудом имитируют, их надо этому научить. Выберите несколько простых движений не похожих на друг друга и начинайте их тренировать. Используйте случайный порядок, снижайте подсказку. Просите в разное время и местах. Следите что бы ребенок учился именно имитировать или выполнять голосовую команду, а не выполнял заученное действие или порядок. Возможно, вашему ребенку будет проще начать имитацию с предметов, с игрушками, предметами быта. Попробуйте разные варианты. Не забывайте использовать поощрение, будьте последовательны и добивайтесь выполнения с вашей помощью, а потом и без.

Необходимо научить ребенка наблюдать, смотреть, учиться, любая имитация полезна, помогает осознать свое тело, свои возможности, тренирует память, восприятие, моторику. Помогает детям научиться наблюдать и спонтанно повторять действия других детей и взрослых.

Продвинуться в имитации трудно, у аутят с этим большие проблемы. Но как только пойдет имитация развитие станет более стремительным. Моему сыну понадобился месяц чтобы научится имитировать. Но какое же это было счастье для всех нас. Сколько удовольствия получали мы от такого общения и игр, от новых умении сына. Это стало настоящим прорывом!

Вот какие упражнения вам могут помочь:

бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как яDSC03405

подражание стуку, ритмичное стучание по столу или кастрюле ложкой

поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться

нажми, бей, отрывай, складывай, пинай, доставай…

звукоподражание взрослому: любой звук, ш-ш-ш-ш, звук индейцев ладошка по рту и т.д.

имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы и т.д

хлопать в ладоши, полетели-полетели, сорока-белобока…

руки вверх, вниз, в стороны, руки в боки, плавание и марширование

воздушный поцелуй, пока-пока, приветствие

рисовать подражая например линию, кривую, волну

показать носик, ушки, глазки у куклы или мишки

игра в куклы по образцу, две пары кукол и одеяла, уложить бай, накормить

DSC01113имитация с пластилином, скатать колбаску по примеру, блинчик, чередовать, втыкать соломинки, спички по примеру

открыть рот, высунуть язык, вытянуть губы, постучать зубами и т.д., тренируется перед зеркалом

улыбка, мотание головой нет-нет, кивнуть -да, указательный жест

имитация с игрушками: покатать машинку, постучать мячом, подкинуть шарик и т.д.

поздороваться за руку, показать сколько годиков, вверх большой палец, разжать и сжать кулаки

закрыть лицо руками, прыгать, поднимать одну руку или ногу, скрещивать руки и ноги…

с предметами и игрушками: положи в ведро, позвени, по тряси, бей в барабан, толкай машинку, по маши флажком, вытри рот, стукни ложкой или молотком…

с бытовыми вещами: надень шляпу, поднеси трубку к уху, пей из чашки, подуй, расчеши волосы, почистить зубы, вытри ротик…

Нам понадобилось много времени что бы ребенок научился имитировать, но АБА и МБА пришли нам на помощь и обучение сдвинулась, стало приносить массу удовольствия, ребенок легко и быстро учился новому, проявлял интерес и иногда спонтанность.

 

Понимание, восприятие:DSC02085

реагировать на имя, откликаться на зов

выполнять простые инструкции и просьбы

указательный жест на желаемый предмет

подойти по речевому зову, тренируется с помощником

садись, стой, иди по команде

соотношение предметов, дай аналогичный предмет, где пара?

дай, положи, возьми, сложи по просьбе

реагировать на вопрос  где? (Предмет, носик, мама и т.д.)

различать имена близких

узнавать по фото членов семьи и себя

приносить и давать предметы по просьбе: машинка, ботинок, мячик, кукла, чашка и т.д.

осознания себя, своего тела рисование контура ребенка, ручек, лица, ножек

узнавание себя в зеркале

 

Моторика мелкая и крупная:

DSC01137ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к маме или стене

кегли из предметов быта-разбивать мячом

игра  в футбол, баскетбол, гольф, хоккей и т.д.

спускание и поднимание по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки, качалки

игры с водой, льдом, под краном, в тазике, с емкостями, переливание в разные чаши, вливание, смешивание, купание

складывать бусин, мелких предметов, камушков, пуговок, бобов в маленькие коробочки, бутылочки, яичный домик

кидание предметов в коробку или банку, складывание в чеплашки или мешочек, копилки

рисование пальцами, кисточкой, карандашами, маркером, разукрашивавшие  и т.д.

клеить наклейки в контуры и просто так, различные книжки с наклейками

рисование пальцами и ладошками

красиво оформленный сундучок или коробка, мешочек, которые содержат различные мелкие предметы.DSC00344

рисовать на своем теле, это помогает лучше узнать себя

игры с конструктором, мозаиками, магнитами на холодильник, магнитной азбукой и т.д.

пластилин, желе, тесто: трогать, мять, рвать, резать «ножичком», катать колбаски, шарики, высаживать мелкие предметы или крупу, размазывать и придавливать шаблонами…

пересыпание круп, игры с ватой, бусинами, пуговицами

прищепки на коробку или банку надевать и снимать

закручивать и откручивать крышки, болтики и винтики

нажимать кнопки, открывать двери, выключатели, ключик в замочек и т.д.

нанизывать на шнурок пуговицы или бусины,  петельки, крючки, липучки.

складывать бумагу пополам, резать ножницами…

 

Познание мира:

DSC03517простая сортировка из двух или трех предметов (пуговицы, бусины, столовые приборы, обувь, цвета и т.д.)

соотношение предметов и картинки

раскладывать картинки или предметы по классам (например одежда, животные, предметы быта)

читать отдельные слова, находить пару слово-предмет, слово-слово, выкладывать буквы по контурам

класть кубики, лего, предметы на отмеченное место, контур(обрисовать любые предметы)

находить не идентичные пары предметов( ботинки но разные, ложки но из разных материалов)

чья мама, чей хвостик, лишний предмет из нескольких и т.д.DSC01101

сортеры, пазлы, вкладыши, головоломки

строить кубики по образцу, линии, мостики, башни

соотношение фигур по величине, матрешка, стаканчики, коробочки…

игры в лото, домино, положить на соответствующую картинку

распознавать звуки, в разные коробочки насыпать разное содержимое и погреметь

узнать музыкальный инструмент, повторить разное количество стуков, например ложкой по столу

соотношения по размерам от большего к меньшему или наоборот, с образцом и без

 

Социальные отношения, общение

DSC00643Физический контакт, сделайте его приятным постепенно, щекотушки, подкидывания, возня, ку-ку, догонялки, самолет полетели-полетели или наездник на лошадке.

Целовашки, научите вашего ребенка целоваться, обниматься, хвалите, пусть целует и папу и маму по просьбе, бежит в объятия.

Помогать маме, например выбрасывать мусор, вещать белье, поливать цветы. Хвалите за помощь!

Игра в прятки, выберите три места в комнате, нужен помощник, который спрячется вместе с ребенком, ищете малыша, активно радуйтесь, обнимайте, хвалите ребенка, потом сами спрячьтесь в тех же местах и пусть ребенок найдет вас вместе с папой.

Совместная игра в машинку, куклу спать и кормить, по очереди строить башню, пинать мяч, катать с гладильной доски мишку и т.д.

Перетягивание веревки или полотенца кто сильнее.

Брызгаться водой, купаться в бассейне, море вместе с ребенком.

Давать и брать предметы, хвалите если ваш ребенок что то вам принес по просьбе или по своей инициативе, давайте ему что то положить, взаимодействуйте.

Провоцируйте просьбы и контакт, прячьте нужные детали от пазлов, часть вагонов поезда, ставьте высоко, но на видное место то, что интересно ребенку. Тогда он будет обращается за помощью чаще.

Обучите ребенка показывать где у него болит, засуньте под футболку или привяжите к ножке игрушку. Как только ребенок заметит предмет, спросите «Что то мешает? Где бо-бо? Мама поможет! » И устраните неудобство. Делайте это упражнение до тех пора пока ребенок не поймет, что надо обратится за помощью к маме.

                                                                     Где взять материалы?  

DSC01221Выбор игрушек и материалов для занятий огромен, в магазине и даже у вас дома наверняка найдутся прищепки и копилка, кубики и пары предметов. Шарики из сухого бассеина разного цвета, их можно сортировать, кидать в коробку, катать. Разные животные, их можно озвучивать, кормить, показывать части тела, сортировать с картинкой или подобное с подобным. Очень часто я ходила по дому в поисках вдохновения, искала пары, которыми иногда служило все от обуви, до туалетной бумаги. Расчески, шампуни, мы сортировали все. Для имитации подбирали два одинаковых предмета, две погремушки, две ложки, две дудочки и показывали пример. Вся имитация намного проще шла вместе с папой, один показывает, другой помогает ребенку выполнить.

Множество развиваек в наше время можно купить:  всевозможные деревянные рамочки, пазлы, головоломки, лото, сортеры, карточки, домино, тесто, пластилин, все для рисования, магнитные наборы, деревянные игрушки и т.д. Но так же вы можете сделать очень много  своими руками. Мне например, это очень нравится, очень быстро можно расширить материалы и сделать из всего что можно интересную игру или занятие.SBD7MwQvclA

Поделюсь с вами своими идеями и находками! Когда то я делала сыну сортеры, разные, из разного материала, коробочка с дверкой, баночка с дырочкой, чашка с крышкой и отверстиями разной формы, куда Максим с большим удовольствием закидывал крышечки, пуговки, монеты. Еще до двух лет Максим охотно играл маминым гаражом, из большой коробки, с тремя дверками и всякими приколами.

DSC_0401А в год  сына я приносила в дом огромную коробку от холодильника и сделал домик –туннель с окошками и дверками. Гладильная доска была в ходу тоже достаточно давно, с нее скатывался сын, машинки и мячики. Копилки, прищепки, нанизывание заинтересовало сына надолго. Рисование, крупа, DSC03404наоборот, долго не привлекали, но мы все равно пытались по всякому привлечь внимание ребенка. Использовали пальчиковые краски и бобы разного цвета. Вместо песка, к которому у сына был сильный интерес я долго думала и решилась на заменитель, древесный наполнитель для кошачьего туалета, смачивала водой и из такой массы мы лепили куличики и играли песочным набором.
Очень интересный, приятный и занимательный материал-живой песок. Из него приятно лепить, трогать, строить. Продается в основном в интеренете, погуглите, в обыных магазинах пока встречается редко. Стоит от 700 рублей коробочка. Мы покупали средний размер за тысячу рублей. Пользуется популярностью до сих пор.

Карточки, их мы начали осваивать очень рано, печатала карточки цифр  и точек к ним, первые слова, английские слова, цвета вырезала из картона, так учили оттенки. Если сразу сделать карточки в двух экземплярах то можно сравнивать и находить пары. Делала буквы и слова для глобального чтения, лото из букв, контуры лего, кубиков, контуры больше меньше, контуры фигур, предметов.

Разрезала DSC01123книжки и делала из них карточки, книги сын смотреть не хотел, разрезала карточки на несколько частей и получался пазл. Первые наши карточки животных, фрукты делала из картинок разукрашек, искала такие где был пример и вырезала его. Карточки покупала в двух экземплярах чтоб искать пару и подобное. Все развивайки и игрушки использовала в нескольких играх, сортировали, раскладывали по формам, цветам, парам, находили ушки, глазки, строили башни и развивали моторику, считали и выкладывали по образцу. Все шло в ход. Для всех материалов использовали разные интересные коробочки, с крышечками и без, часто сама коробочка служила поощрением или приманкой. Очень любил сын складывать в пакетики или доставать из мешочков. Полюбил возиться в крупе и в нее мы сложили монетки и мелкие предметы, пересыпали, рассыпали и т.д. В пластилине делали грядки из пуговиц, втыкали туда мелкие предметы, сортировали пластилин по цвету, форме которую скатали, клали в нужную коробочку  и закрывали правильной крышечкой того же цвета, с помощь крышечки делали мишек и других зверей, делали из теста стаканом кругляшки, втыкали спички и соломинки. Играли с прищепками, монетами, наклейками, крупами, мозаиками, водой, ватой, ватными палочками….

DSC01208Изучая буквы, слова все подкрепляли игрой, реальными предметами, настоящей едой на такую букву. Выкладывали буквы и цифры из мелких или крупных предметов. Делали объемными, фактурными. Приклеивали слова на объекты в квартире. Все карточки были в двух экземплярах, подобное на подобное. Слова, буквы карточки, предметы часто прятались под полотенце, в банку, за шкаф и неожиданно и радостно от туда появлялись. Предметы для сравнения лежали в большом тазике и туда же складывались. Наклейки которые сынок любил тоже покупались разные и клеились либо на контуры, либо сортировались на мячики и машинки например.

Очень хорошо шли у нас картинки, лото, мемори, фотографии. Из жизни Максима я выбрала фото и сделала лото, лото членов семьи, целый специальный альбом фотографий который сынок очень любил, сам открывал и рассматривал: родители, бабушка и сынок с любимыми игрушками, как Максим купается, гоняет гулек, смотрит мультики и т.д. Также отдельно пофоткала игрушки ребенка, которые он предпочитал, в фотошопе сделала лото и потом спрашивала где поезд или слоник и только тогда выдавала пару…

Очень нам понравилась игра, пожалуйся маме, замечательный способ научить не говорящего ребенка о том, что его что то беспокоит. Мешочек с тяжестью вешали на ножку и ручку, под футболку или в шортики засовывали мячик, сынок очень быстро стал подходить к маме, показывал что ему что то мешает.  Очень нравился сам процесс!

Учили сына дуть всевозможными способами, ставили свечку в банку, задували ее резиновой машинкой, дули воздушные пузыри, дули на сына, на воду. Купили губную гармошку. Учили прыгать подвешав вкусность на расстоянии прыжка. Показывали пример. Разрешали сыну игры с мукой, песком, крупой, водой, льдом, ватными палочками и шариками. Фисташки, земля, рвание туалетной бумаги- убираться конечно долго, но новые возможности для сына, его заинтересованность и желание играть стоило этих усилий!

Помагайте ребенку первое время правильно играть с новым материалом, делайте все вместе с ребенком, будьте его рукой и очень скоро ребенок поймет и сможет выполнять игровые действия сам, более того какие то игры ему очень понравятся!

DSC06521Привлекайте внимание ребенка в игровой форме, не хочет смотреть на предмет, спрячьте его под полотенце, не интересуется карточками, пусть они выглядывают из за мамы и стола и шкафа. Не хочет раскладывать формы, сложите их в мешочек, пусть достает сам и складывает. Не хочет катать машинки, пусть они съезжают с гладильной доски приставленной к дивану. После сложного задания дайте любимое, легкое. Наградите вкусностью и похвалой за старание! Придумывайте, используете любое увлечение вашего ребенка, любит поезда, пусть в них ездят звери и цифры. Без конца открывает ящики и дверки, сложите в них новые игрушки, приклеивайте карточки и картинки. Любит качаться. Очень удобный способ обучению чтению и карточкам, мы так делали, качаем сына и одновременно смотрим карточки. В свое время мы  летали над карточками и прятали их под ковер, прыгали по ним и учились ходить. Детям нравится что то новое и необычное, используйте фантазию и особенности вашего малыша. Ваш интерес обязательно будет заразительным для малыша.

Выложу немного нашего рабочего материала, для наглядности и вашего вдохновения.

DSC03550 DSC03547 DSC03545 DSC03543 DSC03542 DSC03541 DSC03535 DSC03532 DSC03530 DSC03528 

Итак, мы определись чему и как учить, у вас  имеется небольшой список заданий и умений на первое время, тренируетесь вы в течении дня, за столом, на руках, во время игр когда  ребенку особо что то интересно, на кухне где малышу все хочется попробовать, вечером с папой где можно потренировать то  что втроем проще. Пусть заданий на первое время будет немного, например дай мячик или машинку где папа всегда может  помочь малышу принести вам игрушку, а вы заслуженно похвалить. За столом пусть это будут простые и приятные вещи где  можно помочь, сортер или пазл, где вы можете делать правильные движения рукой ребенка. В течении дня пусть малыш  показывает пальчиком на то что желает или хотя бы тянет ручку, помогите ему. Возможно вы введете что то из  имитации, будьте терпеливы, показывайте пример, подключите папу! Только за правильное выполнение давайте поощрение, игнорируйте  неправильное поведение, помогайте, направляйте. Не торопитесь, у нас не соревнование, тут лучше меньше да лучше!

Ничего страшного если вы пропустите одно, два занятия, выходные или пока бабушка будет у вас в гостях. Главное наметить  когда вы вернетесь и возобновить ваши занятия как можно скорее. Лучше если заданий будет немного но их повторение будет регулярным в течении дня, придерживайтесь намеченного плана, не сбивайте ребенка разными просьбами, к которым возможно он не готов.  Если выполнение какого то занятие не пошло сразу, то возможно оно слишком сложное, упростите его, найдите возможность  больше помогать. Если задание вначале шло неплохо но потом застопорилось, то возможно вы слишком рано убрали  подсказку или ребенку надоело поощрение. Вариантов много, значит и решение проблемы в любом случае есть. Главное не сдаваться, пробовать, меняться и радоваться каждой новой победе!

Чем бы вы не занимались с ребенком, чему бы не учили, что бы не делали, все равно вы молодцы, главное что  бы у ребенка было как можно меньше времени на одиночество и странные игры. Гуляйте, ходите в бассейн, в игровые  комнаты, гости и детский садик. Не давайте скучать вашему аутенку. Все теперь в ваших руках, чем  больше вы с малышом играете и занимаетесь тем дальше от вас аутичные черты. Вы заметите это очень скоро, не важно чему  вы учите ребенка, его общее состояние будет улучшаться каждый день.

Общайтесь, играйте и ваш ребенок будет радовать вас все  больше и больше!

Игры с аутистом

Аутята особые детки и играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все таки зная во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры.

Вот что мы с сыном взяли себе на заметку из множества книг про игры и развитие особых деток. Надеюсь и вам пригодится такой перечень и вы определитесь чему и как учить вашего аутенка.

Имитация: 

  • бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как я
  • подражание стуку, ритмичное стучание по столу или кастрюле ложкой
  • поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться
  • нажми, бей, отрывай, складывай, пинай, доставай…
  • звукоподражание взрослому: любой звук, ш-ш-ш-ш, звук индейцев ладошка по рту и т.д.
  • имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы и т.д
  • хлопать в ладоши, полетели-полетели, сорока-белобока…
  • руки вверх, вниз, в стороны, руки в боки, плавание и марширование
  • воздушный поцелуй, пока-пока, приветствие
  • рисовать подражая например линию, кривую, волну
  • показать носик, ушки, глазки у куклы или мишки
  • игра в куклы по образцу, две пары кукол и одеяла, уложить бай, накормить
  • имитация с пластилином, скатать колбаску по примеру, блинчик, чередовать, втыкать соломинки, спички по примеру
  • открыть рот, высунуть язык, вытянуть губы, постучать зубами и т.д., тренируется перед зеркалом
  • улыбка, мотание головой нет-нет, кивнуть -да, указательный жест
  • имитация с игрушками: покатать машинку, постучать мячом, подкинуть шарик и т.д.
  • поздороваться за руку, показать сколько годиков, вверх большой палец, разжать и сжать кулаки
  • закрыть лицо руками, прыгать, поднимать одну руку или ногу, скрещивать руки и ноги…
  • с предметами и игрушками: положи в ведро, позвени, по тряси, бей в барабан, толкай машинку, по маши флажком,  стукни ложкой или молотком, собери, сложи…
  • с бытовыми вещами: надень шляпу, поднеси трубку к уху, пей из чашки, подуй, расчеши волосы, почистить зубы, вытри рот, отряхни ручки…

Понимание, восприятие:

  • реагировать на имя, откликаться на зов
  • выполнять простые инструкции и просьбы
  • указательный жест на желаемый предмет
  • подойти по речевому зову, тренируется с помощником
  • садись, стой, иди по команде
  • соотношение предметов, дай аналогичный предмет, где пара?
  • дай, положи, возьми, сложи по просьбе
  • реагировать на вопрос  где? (Предмет, носик, мама и т.д.)
  • различать имена близких
  • узнавать по фото членов семьи и себя
  • приносить и давать предметы по просьбе: машинка, ботинок, мячик, кукла, чашка и т.д.
  • осознания себя, своего тела рисование контура ребенка, ручек, лица, ножек
  • узнавание себя в зеркале

 

Моторика мелкая и крупная:

  • ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к маме или стене
  • кегли из предметов быта-разбивать мячом
  • игра  в футбол, баскетбол, гольф, хоккей и т.д.
  • спускание и поднимание по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки, качалки
  • игры с водой, льдом, под краном, в тазике, с емкостями, переливание в разные чаши, вливание, смешивание, купание
  • складывать бусин, мелких предметов, камушков, пуговок, бобов в маленькие коробочки, бутылочки, яичный домик
  • кидание предметов в коробку или банку, складывание в чеплашки или мешочек, копилки
  • рисование пальцами, кисточкой, карандашами, маркером, разукрашивавшие  и т.д.
  • клеить наклейки в контуры и просто так, различные книжки с наклейками
  • рисование пальцами и ладошками
  • красиво оформленный сундучок или коробка, мешочек, которые содержат различные мелкие предметы.
  • рисовать на своем теле, это помогает лучше узнать себя
  • игры с конструктором, мозаиками, магнитами на холодильник, магнитной азбукой и т.д.
  • пластилин, желе, тесто: трогать, мять, рвать, резать «ножичком», катать колбаски, шарики, высаживать мелкие предметы или крупу, размазывать и придавливать шаблонами…
  • пересыпание круп, игры с ватой, бусинами, пуговицами
  • прищепки на коробку или банку надевать и снимать
  • закручивать и откручивать крышки, болтики и винтики
  • нажимать кнопки, открывать двери, выключатели, ключик в замочек и т.д.
  • нанизывать на шнурок пуговицы или бусины,  петельки, крючки, липучки.
  • складывать бумагу пополам, резать ножницами…
    игры с «живым» кинеститическим песком, очень приятный и любимы аутистами материал(ищите в интернете)

 

Познание мира:

  • простая сортировка из двух или трех предметов (пуговицы, бусины, столовые приборы, обувь, цвета и т.д.)
  • соотношение предметов и картинки
  • раскладывать картинки или предметы по классам (например одежда, животные, предметы быта)
  • читать отдельные слова, находить пару слово-предмет, слово-слово, выкладывать буквы по контурам
  • класть кубики, лего, предметы на отмеченное место, контур(обрисовать любые предметы)
  • находить не идентичные пары предметов( ботинки но разные, ложки но из разных материалов)
  • чья мама, чей хвостик, лишний предмет из нескольких и т.д.
  • сортеры, пазлы, вкладыши, головоломки
  • строить кубики по образцу, линии, мостики, башни
  • соотношение фигур по величине, матрешка, стаканчики, коробочки…
  • игры в лото, домино, положить на соответствующую картинку
  • распознавать звуки, в разные коробочки насыпать разное содержимое и погреметь
  • узнать музыкальный инструмент, повторить разное количество стуков, например ложкой по столу
  • соотношения по размерам от большего к меньшему или наоборот, с образцом и без

Социальные отношения, общение

Физический контакт, сделайте его приятным постепенно, щекотушки, подкидывания, возня, ку-ку, догонялки, самолет полетели-полетели или наездник на лошадке.

Целовашки, научите вашего ребенка целоваться, обниматься, хвалите, пусть целует и папу и маму по просьбе, бежит в объятия.

Помогать маме, например выбрасывать мусор, вещать белье, поливать цветы. Хвалите за помощь!

Игра в прятки, выберите три места в комнате, нужен помощник, который спрячется вместе с ребенком, ищете малыша, активно радуйтесь, обнимайте, хвалите ребенка, потом сами спрячьтесь в тех же местах и пусть ребенок найдет вас вместе с папой.

Совместная игра в машинку, куклу спать и кормить, по очереди строить башню, пинать мяч, катать с гладильной доски мишку и т.д.

Перетягивание веревки или полотенца кто сильнее.

Брызгаться водой, купаться в бассейне, море вместе с ребенком.

Давать и брать предметы, хвалите если ваш ребенок что то вам принес по просьбе или по своей инициативе, давайте ему что-то положить, взаимодействуйте.

Провоцируйте просьбы и контакт, прячьте нужные детали от пазлов, часть вагонов поезда, ставьте высоко, но на видное место то, что интересно ребенку. Тогда он будет обращается за помощью чаще.

Обучите ребенка показывать, где у него болит, засуньте под футболку или привяжите к ножке игрушку. Как только ребенок заметит предмет, спросите «Что то мешает? Где бо-бо? Мама поможет! » И устраните неудобство. Делайте это упражнение до тех пора, пока ребенок не поймет, что надо обратится за помощью к маме.

Подробнее о том, в какие игры мы играли с сыном и множетсво фоторгафии смотрите тут Глава 14. Список игр и умений или чему же учить

Как «раскрутить» ребенка-аутиста в игротерапии. Практические советы

На сегодняшний день опубликовано много работ по игротерапии, однако специфика практической работы с аутистами представлена явно недостаточно. Такие характерные особенности этих детей, как стереотипные действия ребенка, отсутствие речи или ее отстраненный характер, нарушение контактов, эти симптомы делают невозможной совместную игру. Встает вопрос, а применима ли вообще игротерапия к детям с таким диагнозом? В этой работе мы предлагаем некоторые советы, исходящие из нашего опыта практической работы.

Как утверждает Г.Лэндрет, базисом всех терапевтических изменений является система взаимоотношений с ребенком. (Миттельдорф, 2007)  И в работе с аутичным ребенкам так же важно выстраивать систему отношений, при которой ребенок воспринимается как уникальная личность, заслуживающая уважения. Важно понимать и принимать ребенка, и только при этих условиях с пациентом происходят личностные изменения. Именно система эмпатических отношений с ребенком имеют терапевтическую ценность. 

Установление отношений

Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации (Питерс, 2003). Психолог, работающий с таким ребенком, время от времени, невольно начинает воспринимать ситуацию, как собственную проблему, ибо ощущает дискомфорт и неудовлетворенность от имеющихся отношений. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносит психологу душевное страдание. Прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о моем приходе заранее. Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строит ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее. Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы  обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашего сеанса. Можно мою фотографию на холодильник приклеивать!  Получается, что для ребенка я «сваливаюсь как снег на голову». Ибо начало контакта для них является буквально потрясением. Это состояние «рыбы, вынутой из воды».  

По согласованию с родителями можно давать ребенку при встрече маленькую конфетку, в качестве позитивного подкрепления. Это, конечно, маленькая взятка, родители в праве ожидать, что ребенок будет рад вашему приходу и без конфетки.

Почему аутист не любит общаться - он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей.  В сеансах с маленькими детьми я включаю очень много телесного контакта.  Но делается это очень постепенно, сначала я только дотрагиваюсь до ручки или ножки и смотрю на реакцию ребенка. Довольно скоро мне удается обнимать, щекотать  и кружить ребенка. В течение сеанса легко включить элементы массажа и пассивных физических упражнений, которые необходимы ребенку. Упражнения с перекрестными действиями способствуют налаживанию в мозгу межполушарных связей. А делать движения по просьбе или по подражанию такой ребенок не может. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения.  По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на том же сеансе или на следующем, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, будьте готовы!  Психотерапевт всегда старается быть деликатен и учитывает индивидуальные особенности. И конечно, нужно время, чтобы ребенок к вам привык, иногда требуется два месяца встреч, что бы аутист начал доверять новому человеку.

Работа с родителями 

Это для меня самая сложная часть сеанса. Нельзя избежать контактов с родителями. Психотерапевту важно знать семейную ситуацию, как обращаются родители с таким ребенком, как они относятся к диагнозу. Работая с ребенком у него дома, мы вынуждены от 20 до 50% времени посвящать беседе с родителями.  Родители настойчивы в поиске ответов на два риторических вопроса: почему у нас это, и что его ждет в будущем. Если вы слишком оптимистичны, то родители начинают сомневаться в вашем профессионализме, а если вы рисуете мрачные картины будущего, то у родителей просто опускаются руки. Хотя вам платят только за игротерапию, но вы вынуждены втягиваться и в семейную терапию, ибо все перемены в семейной ситуации оказывают свое искаженное влияние на поведение ребенка. Если, к примеру, семья готовится ко дню рождения старшей сестры, то ваш пациент становится возбужденным, непослушным, и всем мешает.

Роль игры

Дать определение игры очень трудно, так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. (Пухова, 2007).  Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом, например, пальчиковые игры, простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. В нашей книге «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет» представлена подробная картина зарождения и развития символической игры (Пухова, 2005). В книге приведении протоколы игры в случае нормального развития ребенка, но этот дневник может послужить образцом для работы на начальном этапе. В норме мы легко прослеживаем, что символическая игра связана с общим психическим развитием ребенка.

Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.

Стереотипные движения

Стереотипные движения разного рода встречаются у аутистов довольно часто, но трудность работы игротерапевта состоит  еще в том, что такой ребенок не может объяснить, для чего он это делает. Стереотипии еще можно назвать автостимуляцией, конечно, стереотипные движения позволяют удовлетворить те сенсорные потребности, которые аутист не может получить иным способом. Кружения или вращения пугают родителей, так как кажутся странными.

Вращение – это один из видов стереотипий, которые мы наблюдаем у аутистов и относим его к симптомам, подтверждающим диагноз. Кажется, что работа должна быть направлена против этого симптома, и надо бы желать, чтобы симптом исчез.  Однако, симптом – это скорее костыль, на который опирается больной, утверждала Собчик. Арнольд Минделл и его последователи в процессуальной терапии предлагают усилить симптом. Чтобы понять, что же при этом происходит и для чего он нужен больному. Попробуем предположить, для чего может служить вращение.

Но если отвлечься от больного, то мы найдем немало примеров объяснимого поведения, которое содержит разного рода вращения: это и элементы балета и фигурного катания, спортивная гимнастика, тренировка летчиков, карусели и другие подобные сооружения детской площадки. Это элементы некоторых религиозных практик, например, шаманы и тибетские монахи. Монахи дают свое объяснение этому действию, утверждая, что таким образом они осуществляют нормализацию психических процессов.

Роже Каюа выделяет класс игр, содержащих элементы головокружения. Когда, во время сеанса мы видим, что ребенок начинает это вращение, можно взять его на руки и немного покружиться вместе, при этом, давая символическое  значение действию: «мы с тобой кружимся как на карусели». Можно запустить с ребенком юлу или волчок, и потом покружиться с ним на руках, приговаривая, «вот как кружится юла».  Нужно при этом очень внимательно следить за выражением лица ребенка. Если такая активность ему приятна, то ребенок улыбается, если же вы перестарались и не уловили, до какой степени вам позволительно дойти, то у ребенка может возникнуть страх, который может фатально повлиять на ваши отношения. В некоторых случаях удается вдвоем с ребенком проиграть в «каравай». То есть пропеть: «как на Мишкины именины испекли мы каравай, вот тако-ой ширины, вот тако-ой ужины…»  Но повторяем, что это становится возможным лишь в потоке действий, порожденных кружением самого ребенка.

То есть, мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

Природа психических процессов еще хранит много загадок. В окружающей нас микро и макро природе, многие явления представляют собой закручивающиеся вихри. Поэтому игры с элементами вращения: «карусели» или «летящие самолетики»  могут влиять стимулирующее на отдельные процессы в работе головного мозга, способствовать созреванию отдельных структур, подобно действии нейролептиков.

В природе много примеров это вращение воды в реке, называемое омутом, такой вихрь способен затянуть на дно хорошего  пловца. В космосе мы наблюдаем спирали галактик. Есть вихри в атмосфере, которые способны превратиться в смерч. В ускорителе элементарных частиц сначала такая частица раскручивается в очень маленьком круге. Таких примеров можно привести очень много, но мы лишь хотим аргументировать наш вывод, что ребенок может испытывать объективную потребность в таких вращениях. Почему же психиатр определяет это поведение как нежелательную стереотипию? Потому что аутист не умеет «заключить» это действие в рамки других, социально приемлемых действий. Например, в просьбу: давай поиграем в «карусель».

Иногда внимание ребенка удается привлечь к вращению волчка или юлы, и в другой раз, в момент его стереотипного вращения можно дать интерпретацию, ты кружишься как юла? Давай я буду тебя раскручивать, и вы совершаете имитирующее действие.

Можно сформулировать нашу задачу еще так: пусть это действие приобретает произвольность и управляемость, пусть станет осознаваемым, с нашей точки зрения. Ведь другие дети, которые готовы полдня провести на каруселях, не кажутся нам странными.

Покрывала

Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Хотя родители и не разрешают играть со шторами на окнах, мы можем обойти эти запреты и использовать в работе различные куски ткани. Иногда под рукой оказывается одеяло или можно попросить у родителей дать нам для игры большой платок, а иногда я приношу с собой из дома легкую тюлевую занавеску или косынку. Можно пробовать разные предметы, что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест. Надо экспериментировать и внимательно наблюдать. Будучи накрытой большой простынею, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий.  Иногда мы долго сидим вдвоем под покрывалом, и ребенок складывает кубики или картинки из пазлов, нанизывает колечки на полочку и т.п. Какое влияние оказывает покрывало? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом моя пациентка легче привлекается к тем заданиям, к которым обычно ее не удается привлечь в домашней обстановке. В комнате всегда много предметов, которые отвлекают ребенка. Потому что ребенок-аутист не умеет произвольно осуществлять селекцию поступающих в его мозг сигналов.

Маленькая полупрозрачная косыночка используется нами совсем по-другому. Известный признак аутизма это трудности глазного контакта. Существует множество толкований причины этого факта. Мы предложили простой способ его преодоления. Оказывается, что через прозрачную косыночку аутисту легче смотреть в глаза другого человека. Так, многие молодые люди прячут свою неуверенность за солнечными очками. В животном мире мы можем найти много таких примеров, когда в ситуации психологического превосходства  животное не выдерживает прямого взгляда.

Есть выражение «смотреть как удав на кролика», вероятно аутист ощущает себя таким кроликом перед лицом внимательно смотрящего на него человека. Можно изобрести разные способы «помощи» аутисту в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то аутист опять-таки с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него, как бы безопасен.

Хотя я вижу целью наших сеансов, развитие символической игры, умение воспринимать неоднозначность объектов и событий, но в процессе сеанса вполне могут быть использованы задания для развития интеллекта. Если аутист понял, в чем состоит смысл такого задания, он выполняет его охотно и получает удовольствие от достигнутого результата. Аутиста привлекает открывание всевозможных баночек, пересыпание монеток или фасоли, выкладывание геометрических вкладышей. Специфическая память такого ребенка вызвана трудностями контейнирования накапливаемой информации. Он не объединяет однородные качества, в его мозгу не выстраиваются ассоциации, и он не видит аналогий в различных ситуациях. Чтобы противостоять этому хаосу, ребенок пытается упрощать всевозможные ситуации. Это делает его поведение ригидным и не гибким. Всевозможные манипулирования, осуществляемые ребенком с самыми разными предметами, служат развитию интеллекта, улучшают дифференциацию сенсорных ощущений. Здесь задача игротерапевта состоит в том, чтобы предлагать что-то новое, среди знакомых и изученных заданий, чтобы таким образом противостоять образованию стереотипий.

Если сеансы игротерапии проходят дома у ребенка, то я обязательно приношу с собой сумочку своих игрушек. У обычного ребенка в этом случае срабатывает ориентировочный рефлекс, который запускает исследовательское поведение. Такой ребенок легко привлекается к новым предметам и новым способам взаимодействия с ними. С аутистом, все наоборот. Как будто у них нет ориентировочного рефлекса? Новые предметы не запоминаются, а словно создают дыру  в восприятии. Но, обнаружив у моей пациентки стремление открывать коробочки, теперь приношу на каждый сеанс новую баночку или шкатулочку, или помещаю в знакомую баночку новый предмет. Ей нравится собирать и рассыпать и снова собирать мелкие предметы. Использую для этого старые монеты, крупные пуговицы, разноцветную фасоль. Но психолог должен быть очень внимателен, к тому, чтобы ребенок не брал эти предметы в рот, не засовывал  себе в уши. Если оральное исследование еще присутствует, то такому ребенку  давать мелкие предметы не рекомендуется.

Символическая игра

Наблюдения показывают, что аутисты не используют символическую игру. Некоторые ранние психоаналитики давали стереотипным действиям аутистов сложные символические интерпретации. Они исходили из особенностей собственной психики (а откуда же еще исходить!). Эти интерпретации были очень красивыми, но не имеющими никакого отношения к данному ребенку. Однако опыт показывает, что аутиста можно обучить элементарным игровым действиям, носящим символическим характер. И тогда в его голове словно приоткрывается какая-то дверка, и ребенок мало помалу начинает использовать символическую игру, а потом про него врачи говорит, что «аутизм ушел».  Символическая игра делает некий прорыв в его туманном и в тоже время ригидном сознании, просветляя его и выстраивая нужные связи.

Та дезорганизация процессов головного мозга, которая приводит в конечном итоге к аутичным проявлениям в поведении ребенка, может быть преодолена через прохождение всех этапов развития игры. Если говорить об аутизме на языке нейропсихологии, то нужно привести большую цитату из книги Семенович А.В.: «Обращаясь к проблеме мозгового обеспечения единого онтогенетического процесса, отметим, что мозг …   это не только правое и левое полушарие, мозолистое тело, их связывающие подкорковые образования. Это и периферическая нервная система, обеспечивающая непрерывный диалог головного мозга совсем телом. И различные нейрофизиологические, нейрохимические, нейроэндокринные системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Эти разнонаправленные процессы в определенный период синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на требования окружающего мира». (Семенович,  2007).

Терапевт должен осознавать постепенность терапевтического процесса и не пытаться все ускорить. Мы должны понимать, что полезные изменения происходят из внутреннего мира ребенка, и только тогда, когда психика подготовлена и ребенок готов к изменениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с детьми.

В данном  материале использованы игры на  развитие речевого дыхания (развтие фразовой речи, правильного построения речи , развитие ритмичной и выразительной речи ), голоса (тембр голоса, сил...

Подвижные игры с детьми на внеклассных мероприятиях

Представлены 11 подвижных игр, в которые мы с детьми играем...

Игры с детьми

В данной коллекции представлены коммуникативные игры, игры для повышения самооценки и самоуважения ребёнка, занимательные игры по экологии....

Игры с детьми дома

Материал для родителей...

почему игры с детьми старшего возраста помогают детям развиваться

ПОЧЕМУ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЮНЫМ ФУТБОЛИСТАМ| Печать | E-mailПодробности...

Зимние игры с детьми на улице.

Зимние игры с детьми на улице....

Логические игры с детьми 1-2 классов.

Игры могут быть включены в любой урок, развивают память, внимание, логическое мышление....