Упражнения в помощь родителям по развитию ребенка.
консультация

Аллаярова Наталья Павловна
Упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения в помощь родителям по развитию мышления детей

(методика Т. М. Овчинниковой)

«Отыщи сходное»

Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть тебе предметы, а ты мне должен сказать, чем они похожи (помидор - огурец; поезд - автомобиль; гусь - баран - корова; книга - тетрадь и т.д.).

«Классификация»

Пример 1. Ребенку предъявляются следующие элементы: квадраты и круги - большие и маленькие, зеленые и красные (три основные классификации: цвет, форма, размер).

Ребенку предлагается разложить их в две коробки так, чтобы они «подходили друг к другу, были похожи» (задание повторяется до трех раз).

Инструкция: Посмотри внимательно на эти предметы. Тебе надо убрать их со стола вот в эти коробочки, но сделать это так, чтобы в каждую коробочку попали похожие элементы, чтобы в каждой из них лежали сходные элементы.

Пример 2. Ребенку предъявляют картинки с изображением знакомых предметов, которые можно сгруппировать в различные классы, и просят назвать каждый предмет. После этого ребенку дают следующее задание: отобрать картинки, которые имеют одинаковые признаки, чем-нибудь похожи, объяснить, чем похожи отобранные картинки.

«Часть и целое»

Инструкция: «Я загадаю какой-нибудь предмет и назову тебе некоторые признаки этого предмета, а ты должен отгадать, что это за предмет» (например: круглый, желтый, кислый; узкий, длинный, ровный) и т.д. Число признаков можно увеличивать в случае успешного выполнения заданий ребенком.

Отыщи различия»

Инструкция: «Я назову тебе сейчас два предмета. Сопоставь их между собой и скажи мне, чем эти два предмета отличаются друг от друга» (например: камень - яйцо; дерево - стекло; муха - бабочка и т.д.).

«Вопросы и ответы»

Инструкция: «А сейчас мы будем играть в игру «Вопросы и ответы». Я загадаю одну из картинок, которые лежат перед тобой, а ты должен постараться отгадать, что это за картинка. Чтобы тебе было легче отгадывать, ты можешь задавать мне любые вопросы, на которые я буду отвечать тебе «да» или «нет», но никаких других ответов, кроме этих двух я тебе давать не буду. Можешь задавать столько вопросов, сколько потребуется, но постарайся все же отгадать задуманную мной картинку, задав как можно меньше вопросов».

«Распределение тяжестей»

Ребенку предъявляют два набора спичечных коробочек с песком. Все коробочки разные по тяжести.

Инструкция: «Посмотри внимательно, здесь лежат коробочки. Они все имеют разный вес. Распредели их по мере возрастания (убывания) веса и разложи их по порядку на столе».

«Сложи картинку»

Ребенку предъявляют части разрезанной на несколько частей картинки с изображением каких-либо предметов и просят сложить ее изображение.

Начинать следует с простого (маленькое число частей и простое изображение) и постепенно переходить к более сложному (большое количество частей и сложное изображение).

При этом формирование наряду со специальным выделением для детей познавательной деятельности должно включать и личностную оценку ребенка. Общение должно строиться так, чтобы фиксировать внимание ребенка на отношении к этой деятельности (полученных в ней достижений), личности ребенка. Например: «Молодец, ты умеешь хорошо подумать; ты сегодня решил очень трудную задачу; тебе удалось сделать это лучше, чем в прошлый раз; сегодня ты добился того, ...». А также обязательно следует отметить его отношение: «Вот видишь, как интересно было выполнять это задание. Ты рад, что смог выполнить задание без моей подсказки?».

«Придумай окончание рассказа»

Рассказ 1. По грибы

Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну-ка, кто больше наберет?»

Вот они шли-шли, собирали- собирали, пошли домой. У Андрюшки - полное лукошко, а у Нади — половина. Надя сказала: «Андрюша, давай меняться лукошками». «Давай», - согласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмотрел и говорит: «Ай да Надя! Гляди-ка, больше Андрюши набрала» ...

Рассказ 2. Земляника

Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа - в рот. Пришли они домой. У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем ...

Рассказ 3. Леденец

Мама уходила из дома и сказала Мише:

Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.

Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял ее, поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша запустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососет и посмотрит, много ли еще осталось.

Наконец, леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял ее, а они прилипла к рукам и — бух на пол. Разбилась на две половинки.

Сахар рассыпался. Взял он две половинки и прислонил друг к другу. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. Наконец, мама приходит ...

«Убери лишнее»

(методика Т. Н. Овчинниковой)

Вычеркни лишнюю, не подходящую по смыслу к двум другим, пословицу:

  1. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Зайца в поле не угонишь.

За большим погонишься — малого не увидишь.

  1. Труд человека кормит, а лень портит.

Как аукнется, так и откликнется.

Какие труды, такие и плоды.

  1. Делу время, потехе час.

Кончил дело - гуляй смело.

' Дело не сокол - не улетит.

  1. Не по голове шапка.

Не по печке заслонка.

Голова - всему начало.

  1. Ложь не живуща, вранью короткий век.

На воре шапка горит.

Вор честному не верит.

  1. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

В чужом саду сучок видим, в своем — бревна не замечаем.

Рожа кривая, да совесть прямая.

Задание «Вычеркни лишнее»

Вычеркни лишнее, не подходящее по смыслу к двум другим, выражение:

  1. Железный характер. Сильный человек. Железная дорога.
  2. Ветреный человек. Ветреный день. Легкомысленный юноша.
  3. Золотая голова. Умный человек. Золотая брошь.
  4. Ядовитая насмешка. Злая шутка. Ядовитая змея.
  5. Каменное сердце. Жестокий человек. Каменная плита.
  6. Теплое чувство. Теплая вода. Нежное отношение.
  7. Худой урожай. Плохие всходы. Худое ведро.

Задание «Вычеркни лишнее слово в каждой группе слов»

  1. Волк. Собака. Слон. Суслик. Стул.
  2. Трамвай. Трактор. Автобус. Троллейбус. Трап.
  3. Чашка. Чайник. Блюдце. Чугунок. Человек.
  4. Лошадь. Лось. Овца. Лань. Лопата.
  5. Пальто. Платье. Юбка. Противень. Платок.
  6. Абрикос. Апельсин. Алыча. Яблоко. Аптека.
  7. Картошка. Капуста. Кровать. Морковь. Кабачок.
  8. Соловей. Синица. Сова. Воробей. Совок.
  9. Клюква. Клубника. Калина. Земляника. Кран.
  10. Треска. Омуль. Окунь. Осетр. Омлет.

Задание «Составь слова»

Составь как можно больше слов, заменяя в первом слове по одной букве. Например: роза - коза - лоза - рога.

  1. Рак. 2. Пень. 3. Рот. 4. Нора. 5. Сок. 6. Соль. 7. Вол. В. Кон. 9. Стол. 10. Лук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии ребенка

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, и...

Упражнения в помощь родителям по развитию мышления детей.

Упражнения в помощь родителямпо развитию мышления детей....

Упражнения в помощь родителям по развитию мышления детей.

Упражнения в помощь родителямпо развитию мышления детей....

Роль родителей в развитии ребенка

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители....

Помощь родителям в развитии самостоятельности младших школьников.

Выступление на Одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья "Семья и школа: общий путь". Секция "Организация всеобуча для родителей - социальная задача современно...

ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ

Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...