Главные вкладки

    ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"
    консультация по теме

    Наталья Александровна Романова

     Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и рекомендации, но и процедуру изучения семьи. Направления работы с семьей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл protokol_2_noyabr_16g.docx33.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОТОКОЛ № 2

    Заседания учителей МО надомного обучения

    от 3 ноября 2016 года

    Присутствуют: Романова Н.А, Епифанова Т.А.,   Веденина Н.Г.,   Белова Е.Т., Микишанова Е.А., Новицкая Т.Р., Попова Т.Л., Авсюкова В.А.,   Семенова Т.И., Лядущенкова Е.Ю.,  Миронова Н.Б.

    Отсутствуют: -

    Повестка дня:

    1.Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

    2. Социальная адаптация детей  с  синдромом Дауна

    Вопрос №1

    Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

    Выступили: Романова Н.А

    Ознакомила присутствующих с особенностями реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определила типы (модели) семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и рекомендации, но и процедуру изучения семьи. Представила направления работы с семьей: 1.коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии; 2.коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.

    Вопрос №2

    Социальная адаптация детей  с  синдромом Дауна

    Выступили: Блинкова С.А.

    Ознакомила с термином «социальная адаптация», подробно выделила характерные признаки детей с синдромом Дауна. Отметила, что одной из сильных сторон детей с синдромом Дауна является хорошее зрительное восприятие и наглядное обучение. Находясь среди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытывать чувство неполноценности, охотнее общаются, получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Лишаясь гиперопеки родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных проблем.

    РЕШИЛИ

     

    1. Использовать в работе с родителями учащихся предложенные этапы работы с семьями; реализовывать направления по коррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей; помогать родителям  справиться с проблемами личностной и межличностной сферах

    5. Опираться в работе с детьми с диагнозом синдромом Дауна (и не только с данной категорией детей) на сильные стороны личности для их успешной социальной адаптации.

    Председатель МО                            Романова Н.А.

    Секретарь МО                                  Микишанова Е.А.

    Доклад на заседании МО от 03.11.2016 года

    Выступили: Романова Н.А

    «Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями»

    Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью.

    Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.

    Следует также отметить, что психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений.

    Родители, сами имеющие сенсорные, двигательные, а тем более интеллектуальные отклонения, часто психологически легче адаптируются к проблемам ребенка. Нарушения его развития практически не травмируют родителей. В этом случае родители идентифицируют дефект ребенка со своим собственным, что в их сознании воспринимается как норма.

    Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей еще и потому, что в бытовом сознании это событие часто воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»). У родителей такого ребенка окружающие начинают выискивать отклонения от нормы и воспринимать их как психически больных лиц либо как людей с вредными привычками (алкоголиков, наркоманов). Это, естественно, возводит невидимую стену между семьей и социальным окружением. Родители умственно отсталых детей чрезвычайно стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.).

    Отношение матерей к умственно отсталым детям имеет противоречивый характер. С одной стороны, матери проявляют жалость к детям. Несостоятельность умственно отсталых детей заставляет матерей их опекать и контролировать. С другой стороны, у матерей умственно отсталых детей часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности. Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания

    Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию

    Первая группа родителей представлена лицами, имеющими сдержанность в проявлении эмоций, что сопряжено с возникновением психосоматических заболеваний. Именно последняя характеристика и послужила причиной названия обследуемой группы – психосоматичные (60 до 80% лиц.).

    Вторая группа родителей характеризуется повышенной тревожностью,

    различными страхами, глубокой депрессией. Родители с такими тенденциями получили название невротичные (6,3%.). Часто это проявляется в виде педагогической некомпетентности, воспитательской неумелости, а в отдельных случаях отторжениям самого ребенка, вызывающего стресс

    Родители третьей группы были названы авторитарными (7,5%.). Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» — это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.)

    В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные модели воспитания.

     Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития.

    Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств

    Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.

    Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.

    Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке.

    Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.

    Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость.

    Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях наркоманов, алкоголиков или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен.

    Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

    Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации, но и процедуру ее изучения.

     Первый этап. Знакомство. Установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

     Второй этап. Определение проблем семьи со слов родителей (трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка, неадекватные поведенческие реакции ребенка, негармоничные отношения со сверстниками, неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком , нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом, эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка

     Третий этап. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка (выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка; оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям педагога или близких )

     Четвертый этап. Определение модели воспитания, используемой родителями, их личностных свойств. Учитель не может диагностировать родителей, поэтому на данном этапе делает вывод на основе наблюдения.

     Пятый этап. Формулирование реальных проблем, существующих в семье.

      Шестой этап. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

    Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, решаются в результате осуществления следующих мер:

    выбора адекватной модели воспитания и обучения практическим навыкам воспитания родителей ребенка;

    формирования у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, учителями);

    изменения мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка;

    установления адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.

    Направления работы с семьей:

    Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии;

    Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей

    Методы коррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии

    Холдинг-терапия, сказко-, библио- и музыкотерапия могут использоваться одновременно, когда мать привлекает ребенка к себе на колени или сажает, прижав к себе, рядом (телесный контакт обязателен). Мать рассказывает или читает ребенку сказку, поет с ним песенку. Важно, чтобы в этот момент у ребенка и его матери рождались добрые чувства, потребность друг в друге.

    Вокалотерапия (совместное пение) обладает колоссальным коррекционным эффектом. Устанавливаются доверительные отношения между ребенком и его матерью.

    Хореотерапия (совместный танец) не только формирует у ребенка правильные движения под музыку, но и снимает агрессивные или депрессивные состояния.

    Эстетотерапия реализуется в процессе посещения музеев, театров. У ребенка формируется адекватный поведенческий навык, модели взаимодействия в соответствующих ситуациях в социуме

    Арттерапия в виде совместного рисования, лепки направлена на установление адекватного взаимодействия между матерью и ребенком в процессе совместного творчества.

    Туротерапия — это терапия с помощью экскурсий, походов и др. У детей в процессе этого вида коррекционной работы формируется двигательная активность и умелость, развивается чувство общности с другими людьми

     Трудотерапия позволяет сформировать у ребенка потребность к выполнению посильных его возможностям заданий дома (уборка помещения, приготовление пищи, стирка, покупка продуктов и др.).

     Терапия любовью — это терапия, которая позволяет родителям с помощью самого высокого чувства, которым наградила человека природа, — любви к ребенку — преодолевать его проблемы

    Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей

    Особенности работы с психосоматичными матерями

    В повседневной жизни психосоматичные матери порой не знают, как заставить ребенка слушать их, выполнять инструкцию или поручение. В случае если ребенок стал плаксив, неуправляем, разбрасывает игрушки или рвет тетради и учебники, беспричинно впадает в истерику, может проявить агрессивность (начать драться) или же ayтоагрессию, то следует успокоить его и дать возможность некоторое время заниматься тем, чем он хочет. Нужно определить причину такого поведения ребенка и, если позволяют собственные возможности, постараться ее устранить. Матерям советуют чаще использовать различные релаксационные техники в домашних условиях. Так, например, после завершения обучающего занятия с ребенком можно вместе с ним потанцевать, попеть или послушать любимую музыку. Можно позволить себе некоторое время побыть одной, расслабиться (посидеть в темной комнате с закрытыми глазами). Хороший результат приносят также совместные прогулки на свежем воздухе — в парке или сквере.

    Особенности работы с невротичными матерями

    Матери, которые относятся к этой группе, чаще всего испытывая страх, что их ребенок не сможет сделать то или иное задание. Сразу же после первой неудачной попытки некоторые матери бросаются на защиту своего ребенка: «Это все он дома делает с закрытыми глазами. Он все это знает и умеет». В подобных попытках обычно проявляется некритичность матерей в оценке своего ребенка, подсознательное стремление скрыть дефект и выдать желаемый результат за действительный. Лучше ответить ей так: «Прекрасно, что дома у вас все получается. Но мне бы хотелось, чтобы это получилось и у меня на занятии. Поэтому я предложу вам следующий способ обучения этому навыку. Сделайте вот так». Затем педагог показывает матери специальные коррекционные приемы, направленные на освоение определенной темы.

    Другие матери проявляют чрезвычайно болезненные реакции при затруднениях ребенка в процессе выполнения того или иного задания. Они забрасывают ребенка подсказками, убеждают ласкают ребенка, всячески тормошат. В конце такой сцены в результате безуспешного воздействия матери на ребенка у нее обязательно появляются слезы на глазах. В первую очередь такую мать нужно обязательно успокоить, поддержать. А затем, после того как она придет в себя, предупредить о том, что ее волнение и напряжение передаются ребенку. Можно продемонстрировать ей один или два приема овладения учебным материалом, рассказать матери о том, что в случае возникновения трудностей следует делить или дробить задание на более мелкие этапы и таким образом «идти к цели более мелкими шажками» (пошаговый метод).

    Особенности работы с авторитарными родителями

    Особые трудности возникают при работе с авторитарными родителями. Эти родители в начале контакта чаще демонстрируют неадекватные модели поведения. Они не соглашаются с тем, что у ребенка есть проблемы. Часто разговаривают повышенным тоном или в оскорбительной манере.

           В случае если мать ребенка при его обучении на занятии упорствует, утверждая, что ее ребенок давно уже знает и умеет то, о чем спрашивает педагог (такая форма поведения в основном проявляется у лиц, склонных к авторитарности и доминированию), то следует у нее спросить: «Почему же он не может выполнить это задание сейчас? Если бы материал был хорошо усвоен, то ребенок мог бы это сделать. А так как он не смог выполнить это задание, следовательно, качество усвоения еще недостаточное. Поэтому лучше сделать так, как предлагаю я». Затем педагог демонстрирует матери, как нужно обучать ребенка.. Такой подход позволяет родителям этой группы несколько пересмотреть свои позиции и внутренне согласиться с тем, что предлагает им педагог.

    Существуют и другие формы поведения авторитарных родителей. Некоторые матери в самом начале урока, общаясь с педагогом, высказывают мысль о том, что они не специалисты и поэтому не смогут сами оказать помощь ребенку в домашних условиях. Этих матерей также не следует сразу же разубеждать в их неправоте и давать оценку их позиции. Лучше ответить следующим образом: «На занятия с ребенком у нас энное количество раз в неделю, а ему для овладения тем или иным навыком нужно заниматься в несколько раз больше, по несколько раз в день, и не сразу, а в несколько приемов. В этом случае, кроме вас, этим заняться некому. А потом, неужели вам неинтересно посмотреть, как у вашего ребенка это получится?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    В данном материале содержится информация о стилях воспитания, ошибках, которые допускают родители в процессе воспитания детей с ОВЗ....

    "Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

     В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

    Методы оказания помощи родителям и подростку... .

       Методы  оказания помощи родителям и подростку в ситуации обнаружения совершенного воровства....

    ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ

    Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...

    Доклад «Помощь родителей в воспитании детей с ОВЗ»

    Помощь родителей в воспитании детей с ОВЗ....