Главные вкладки

    Помощь родителям в развитии самостоятельности младших школьников.
    статья на тему

    Наркевич Людмила Петровна

    Выступление на Одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья "Семья и школа: общий путь". Секция "Организация всеобуча для родителей - социальная задача современной школы". В работе секции принимали участие представители родительской общественности, представители прпокуратуры Колпинского района и отдела здравоохранения  района.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Помощь родителям в развитии самостоятельности младшего школьника.

                                             Педагогика должна стать наукой  для всех –

                                                                 и для учителей и для    родителей.

                                                                                           В.А. Сухомлинский.

             Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

    В современных социокультурных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств,  необходимых для успешной самореализации. Как справедливо отмечает Е.И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество (в целом). Однако не следует забывать, что, как и в образовательном процессе в целом, ведущая роль остается за самим ребенком, т.е. воспитание остается успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания»

    Это позволяет предположить, что одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства,  является самостоятельность.

    У многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше,  родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен и ничего не умеет и, следовательно, начинают винить в этом всех окружающих. Но, прежде всего все зарождается в семье.

    Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют  ничего сделать.

    Т.е.основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

     Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

    Что же такое самостоятельность? Как помочь детям и их родителям заложить это важное качество?

    "Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем.Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

    Одна из главных ступенек в сотрудничестве  родителей со школой -  родительские собрания, которые провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

    Для того, чтобы собрание было эффективным, вызывало отклик у родителей, важно использовать разнообразные формы взаимодействия семьи и школы. Это:

    • Круглые столы для родителей;
    • Мастер-классы ( мастерские семейного опыта);
    • Собрания – практикумы;
    • собрания-лекции;
    • вечера вопросов и ответов; и др.

    Но собрания, как правило, проводятся раз в четверть, а у родителей накапливается много вопросов. Я провожу  консультации – индивидуальные, групповые , тематические, на которых мы стараемся решить множество проблем, с которыми встречаются родители, в том числе развитие самостоятельности младшего школьника, как одной из сторон его личностного развития. Моя задача очень доходчиво донести до каждого родителя знания по той или иной проблеме.

               Как происходит становление самостоятельности?

     Учителя знают, что до определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями “в логике предмета”. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал “в логике цели”. Проявление инициативы – это первый этап развития самостоятельности.

    Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам.

    Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с “нормой”. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление – столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, нужно сначала похвалить, эмоционально поддержать ее, а уже потом тактично объяснить, почему не получилось.

             С раннего возраста ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

    Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ребенок  до школы успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. “Пробелы” в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты “цепной реакцией” – минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело – все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

    Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин...

    А в школе? Неожиданно для себя родители могут услышать  от учителя, что ребенок пассивен, на уроке его приходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание...

    Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная - понятия далеко не совпадающие. Что же такое учебная самостоятельность?

    Вот мнение Н. Ф. Виноградовой, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования. Самостоятельность школьника - это "умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне" ("Делай вот это...", "Делай вот так..."). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению ("Я хочу это сделать...", "Мне нужно это сделать...", "Мне интересно это делать..."). То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого - в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой

    О чем стоит задуматься и родителям и учителям?

    - Не слишком ли часто мы даем понять ребенку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Не слишком ли часто оговариваем его ("Не лезь в разговоры взрослых", "Это не твоего ума дело")?

    - Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг растущего ребенка? К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекладывает свою вину на взрослого - мама не напомнила, бабушка не уследила... Может, стоит спросить своего ученика: "Ты пришел из школы. Что будешь делать сначала, что потом?"; "У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь делать?" (варианты: сделать то, что получается, позвонить однокласснику, отложить до прихода родителей и т.д.); "У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?"; "Ты на контрольной по математике. С чего начнешь, о чем нужно помнить? Как будешь себя проверять?" Не ждите, что ребенок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

    - Я предлагают своим ученикам памятки по выполнению различных видов заданий, а на консультациях работаю по ним с родителями. Например, как выполнять упражнение по русскому языку, как выучить новое правило, как решать незнакомую задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками...

    - Очень важно воспитывать у ребенка навык самоконтроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа... Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой - и дома и на уроке.

    Главный совет родителям: Хвалите своего школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий.

    ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

    Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.

    Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам

    Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным

    Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов

    Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом

    Правило 6. Человек имеет право на ошибку. Главное ее исправить.

           В заключение хочется сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Можно следовать каким-то рекомендациям, можно выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, не забывать и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

    Результативность такой работы проявляется в разных аспектах:

    • В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
    • В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей;
    • В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель ГБОУ гимназии 402 Наркевич Л.П. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    Слайд 2

    « Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей и для родителей» В.А.Сухомлинский .

    Слайд 3

    Семья – первый коллектив ребенка, где закладываются основы будущей личности .

    Слайд 4

    Самостоятельность – залог успешного обучения ребенка в школе.

    Слайд 5

    Как происходит становление самостоятельности? 1 . Проявление инициативы . 2.Целеустремленность. 3. Самоконтроль .

    Слайд 6

    «Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне.» Н.Ф.Виноградова

    Слайд 7

    ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ Правило 1 . Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему. Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам. Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему ребенку встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным. Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом Правило 6 . Человек имеет право на ошибку. Главное ее исправить .

    Слайд 8

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ: 1. В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании; 2. В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей; 3.В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

    Слайд 9

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Класс объединяет детей, из которых нужно создать коллек­тив и научить жить, заботясь о благополучии друг друга и ок­ружающих. Для того, чтобы ребенок смог проявить и развить свои способности, чувствов...

    Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

    В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

    Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

    Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

    Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"

    Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыко...

    Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"

    Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....

    Развитие самостоятельности младших школьников посредством заданий для разнополушарных детей

    Данный опыт позволит правильно построить работу с леворукими детьми....