РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Класс объединяет детей, из которых нужно создать коллек­тив и научить жить, заботясь о благополучии друг друга и ок­ружающих. Для того, чтобы ребенок смог проявить и развить свои способности, чувствовал себя полноправным членом класс­ного объединения, я организую воспитательный процесс через микрогруппы. Микрогруппы нужны как первичная ступенька, поднявшись на которую ребенок приобретает друзей, учится взаимодействовать с приятными ему людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Алла Леонидовна, учитель начальных классов средней школы №409

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Коллектив по определению И.П. Иванова – это  объединение людей, в котором развивается общая творческая забота  об окружающей жизни, о своем объединении как о частице общества, о каждом товарище.

Класс объединяет детей, из которых нужно создать коллектив и научить жить, заботясь о благополучии друг друга и окружающих.

Для того, чтобы ребенок смог проявить и развить свои способности, чувствовал себя полноправным членом классного объединения, я организую воспитательный процесс через микрогруппы. Микрогруппы нужны как первичная ступенька, поднявшись на которую ребенок приобретает друзей, учится взаимодействовать с приятными ему людьми.

С первого класса наш коллектив поделился на микрогруппы - звенья. Каждое звено объединяет детей по интересам с учетом способностей каждого ребенка. Чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость в звене, в классном коллективе, он должен иметь какую-нибудь обязанность. Сначала, при распределении обязанностей, решили, что свое поручение каждый ученик будет выполнять в течение месяца. Но потом заметили, что однообразная деятельность в течение долгого времени надоедает детям. Пришлось пересмотреть систему поручений, работу организовали по-другому. Теперь каждое звено имеет свой дежурный день недели: первое звено активно работает в понедельник, второе - во вторник и т.д. В каждом звене есть сменный командир, который распределяет работу на день. Для работы в звене выбираются главный дежурный, санитар, ответственный за порядок на перемене, цветовод и т.д.

В первом классе мы ежедневно подводили итоги дежурства. Во втором классе, когда дети научились работать, стали более самостоятельными, результаты своей работы они стали сообщать уже не учителю, а сменным командирам, а те, в свою очередь, подводили итоги работы класса за неделю.

В третьем классе каждое звено выбирает свое направление, в котором оно творчески может показать себя: "Смекалистые" (юные математики), "Друзья природы", "Сатирики" (редколлегия) и т.д.

Звенья выпускают классные газеты, проводят классные часы, организуют праздники. Через 2 недели происходит смене творческих направлений.

Так как дети в начальной школе еще маленькие, им важно не только услышать о своей работе, но и увидеть результаты. Эти результаты мы выносим в свой классный уголок. В первом классе мы "строили" замок, в котором проводили выпускной праздник, во втором - путешествовали по стране знаний на поезде №2 (веселый паровозик тащил 5 вагончиков по количеству звеньев в классе), в третьем классе изучаем свой город (каждое звено в виде мо-дельки составляет памятник города, в итоге планируется экскурсия к памятнику и подробный разговор о нем).

При подведении итогов учитываются разные показатели -количество пятерок и черверок, полученных в звене за неделю, внешний вид детей, готовность к урокам, участие звена в познавательных минутках. Познавательные минутки на уроках чтения ввели со второго класса. Дети готовят дома небольшие сообщения познавательного характера о том, что их заинтересовало и может заинтересовать товарищей - о животных, растениях, обитателях морей и океанов и т.д. Сначала таких сообщений было немного, поте стало больше. Для того, чтобы дать возможность поделиться своими знаниями всем, решили также проводить эту работу по звеньям. Каждое звено делае! свои сообщения в свой, дежурный день.

Теперь редко кто из детей но участвует в "минутке". Детская энциклопедия стала любимой книжкой многих детей. Дети учатся интересное!

Дети никогда не знают заранее о чем будут сообщения, но появилась группа ребят, которые регулярно делают дополнения к услышанному.

Для развития умения планировать и анализировать стали просить сменных командиров при перевыборах делать отчет о работе звена.

Сначала он включал в себя перечень дел, потом появилась оценке работы, указание причин, мешавших работе звена, слова благодарности в адрес своих товарищей.

"Звено было дружным. Хочу похвалить Катю, она очень "болела" за свое звено. Раньше Саше подводил звено тем, что не читал, теперь он исправился" (Бережной Олег).

"Мое звено активное, мы помогаем друг другу в уборке класса, в учебе или просто добрым словом" (Мануйлова Катя).

"Мы друзья! Мы все делаем вместе, когда дежурим. Это ведь самое главное" (Ткачева Галя).

За прошедшие два года можно отметить нравственный рост каждого ребенка, более или менее выраженный. Но хотелось увидеть, что каждый чего-то достиг. Поэтому на 8 Мароа, используя разработку к.п.н. Н.П. Царевой, мы решили сделать мам особенные подарки - подарить изменившихся себя. На уроках ИЗО дети сделали заготовки - стебелек цветочка подснежника но без лепестков. Лепестки были вырезаны отдельно. На каждом лепестке было написано ребенком пожелание того, чего бы он хотел достичь, что научился бы делать, чем порадовал бы маму. В течение месяца дети приводили в исполнение обещанное. Приклеить к стебельку можно было только те лепестки, где обещанное было достигнутым. Кто-то приклеил 5 лепестков, кто-то 3, а кто-то 1. Важно было то, что каждый постарался вырасти. Резные обещания приводились в исполнение:

Буду мало играть в компьютер.

Буду мыть обувь.

Не буду ссориться с сестрой.

Буду кормить собаку.

Буду ухаживать за мамой.

По выходным не буду рано вставать.

Не буду много есть конфет в день.

Не буду портить настроение.

Не буду беситься с гостями.

Не буду размазней.

Буду ходить на помойку.

Мамы были очень рады таким подаркам. При анализе работы за этот учебный год провели анкету, в которой дети должны были ответить на вопрос: "Что за прошлый учебный год ты сделал в классе сам?" Отвечали 29 человек.

  1. Работали сменными командирами - 20 человек.
  2. Готовили познавательные минутки -18 человек, без чьей-либо помощи.

3. Готовили развлекательные номера для праздников - 12 человек.

      4. Делали генеральную уборку в классе -10 человек.

5.        Помогали готовить познавательные минутки своим товарищам - 3 человека.

6.        Составляли сказку для праздников - 2 человека.

7.        Научила подружку хорошо дежурить - 1 человек.

Когда мои дети учились во 2 классе, я стала работать в лаборатории по развитию отношений сотрудничества между учителями и учащимися. В классе мы попробовали обсудить типы отношений, возникающих между взрослыми и детьми. Так как свои отношения в классе мы стараемся строить на единстве уважения и требовательности, что подразумевает под собой педагогика сотрудничества, надеялась, что дети оценят наши отношения как сотруднические. Но, по мнению детей, они оказались ближе к отношениям разумной опеки: "Ваше отношение к нам опекаемо-разумное, потому что мы и сами что-то делаем, но вы присматриваете за нами." "Вам лучше не быть опекаемой." "Пожалуйста, не говорите, чтобы мы ходили с ребятами за руку, мы хотим ходить врассыпную."

После обсуждения дети внесли предложения, которые, по их мнению, могут привести к отношениям сотрудничества.

Что должны выполнять дети:

1.        Соблюдать Устав школы.

2.        Дети должны уважать друг друга, идти друг другу навстречу.

      3.        Надо дружить со всеми ребятами в классе.

4.        Быть вежливыми.

  1. Надо набраться смелости всегда говорить правду.
  2. Не шуметь, когда учителя нет в классе.
  1. Не жевать жвачку.
  2. Не подсказывать на уроке.

9.        На уроках нельзя кричать, шептаться и шуршать, потому, что детям у доски тяжело отвечать, а учитель может испортить голос.

  1. Не надо винить учителей, если вы получаете двойку - виноваты сами.
  2. Дети должны слушаться, не опаздывать на уроки, хорошо себя вести. Это и учителя успокаивает, и детям выгода.
  3. Опоздал на урок - попроси прощения.
  4. Не бегать не переменах, и не толкать учителей.

Пожелания учителю:

  1. Быть построже, писать замечания в дневник.
  2. Выть погрубей с детьми, не отпускать в туалет на уроках.
  3. Быть поласковей, кричать на детей только в особых случаях, когда дети не слушаю! или разговаривают на уроке.
  4. Выть терпимее к шалостям детей на уроке, ведь дети маленькие, им хочется пот рать, а перемены такие меленькие, что времени для и\р не хватает.

  1. Если учитель не будет задавать домашнего задания, дети полюбят его еще больше.
  2. Когда у ребенка день рождения, не задавать домашнего задания всему классу.
  3. Можно задавать домашнее задание по графику:

понедельник - задавать вторник - не задавать и т.д.

8.        Дети и учитель должны уважать друг друга.

На классном собрании обсудили предложенные правила, выбрали некоторые из них, сочетающиеся со школьным уставом. Решили дать классу время, чтобы научиться выполнять эти правила. После этого провели опрос, в котором выяснили, каких результатов удалось достичь в установлении отношений сотрудничества между учителем и детьми.

Обнаружилось, что лучше всего выполняются правила:

  1. Надо набраться смелости и говорить правду
  2. Если опоздал на урок -попроси прощения.
  1. Не жевать жвачку.
  2. Уважать друг друга

Практически не выполняются правила:

  1. Не подсказывать не уроках.
  2. Не разговаривать, когда учителя нет в классе.

Работа над классным Уставом продолжается. Главное правило, которого мы стараемся придерживаться - думать вместе о нашей жизни.

Анализируя воспитательный процесс в классе, можно отметить, что каждый ученик активно участвует в жизни класса, проявляет себя творчески, определяет свою позицию в классном коллективе, учится быть самостоятельным. Развитие самостоятельности учащихся начальных классов представляет собой постепенный процесс, в ходе которого освоенные и самостоятельно выполняемые формы организации жизни детей заменялись новыми, более сложными. При этом сами решения по изменению уклада жизни класса принимались все более самостоятельно, увеличивалась степень обоснованности решений, их мотивация все чаще приобретала нравственный характер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыко...

Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"

Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....

Помощь родителям в развитии самостоятельности младших школьников.

Выступление на Одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья "Семья и школа: общий путь". Секция "Организация всеобуча для родителей - социальная задача современно...

Развитие самостоятельности младших школьников посредством заданий для разнополушарных детей

Данный опыт позволит правильно построить работу с леворукими детьми....