Советы учителя-логопеда " КАК ПРИУЧАТЬ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ" 800 часов Дмитрия Емца
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Александрова Елена Борисовна

Для того чтобы полюбить чтение, нужно 800 часов читательского опыта. Как помочь своему ребёнку набрать эти 800 часов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям от учителя-логопеда

КАК ПРИУЧАТЬ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ

Надо читать ребёнку вслух каждый день. 

ЗАПРОС ШКОЛЫ - ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ.                                                                                                                         Читающие дети, понимающие смысл прочитанного – успешные в учёбе ученики.

Если ребёнок уже научился складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в короткие предложения, понимает прочитанное, то он в начале пути увлекательного чтения. Ребёнку надо помочь наработать и автоматизировать навык свободно читающего человека.

 Всё в жизни можно перевести на часы опыта. Чем больше опыт, тем больше навык.

Предположим, три школьника, о которых мы знаем только часы их опыта.

  • Вадим: 200 часов бокса/ 100 часов, кружка/ 90 часов дополнительной математики/ 13 часов выпиливания лобзиком.
  • КАТЯ: 190 часов скрипки/ 2000 часов чтения/ 5 часов плетения из проволочек.
  • КИРИЛЛ: 1000 часов социальных сетей/ 1500 часов телевизора/ 2500 часов онлайн игр.

Этого достаточно, чтобы примерно описать характер этих учеников.

Любой опыт переводится в часы. И чтение тоже – это часы опыта. Часы чтения, количество прочитанных книг, интеллектуальные единицы усвоения.

Для того, чтобы полюбить чтение, по мнению детского писателя, кандидата филологических наук и отца семерых детей Дмитрия Емца, нужно:

  • 300 часов личного опыта! И еще примерно
  • 500 часов чтения вслух ребёнку– голоса бабушки, мамы, папы, тёти, няни или профессионального оратора в записи.
  • То есть 800 часов суммарно.

Один месяц круглосуточно. Не так уж и много… Или очень много.

О том, что многократные подходы автоматизируют полученный навык, знают и используют в своей работе учителя-логопеды. Утверждение о 800 часах чтения очень убедительно. И заинтересует родителей.

Что топит корабль чтения?

По статистике современный школьник (и взрослый тоже) читает художественную литературу девять минут в день.

800 часов, которые нужны, разделить на девять минут, получим… Что вообще никогда не накопим 800 часов, как не накопим на машину, откладывая по рублю в день.

Книги требуют больших энергозатрат мозга, воображения, больших усилий.

Книги надо УЧИТЬ ЧИТАТЬ. Не всегда родители знают, как это делать.

А визуальная культура и гаджеты обучения не требуют. Это эффект вовлеченности – в игру, в сетевое общение, в социальную сеть. Человек больше не созерцатель, он полноправный участник – управляет ли он героями онлайн стратегии или делает ещё что в сети. По современным детям заметно, что компьютерные игры перевешивают даже мультики. Выполнишь задание или не выполнишь, убьют твоего персонажа или нет. Виртуальная игра – это адреналин и гормон счастья от виртуальных побед.

Удовольствие дают и книги, но оно менее острое и нужно приложить больше усилий, чтобы его получить.

Как привить любовь к чтению?

Самое активное и важное время обучения чтению – после пяти лет. Обычно бывает, что мамы активно читают с двух до пяти лет, накупая литературу с картинками, а в пять лет сдуваются. «Я вложила в него душу, читала ему в утробе; а он надежд не оправдал!» А в чём ошибка?

Продолжать читать с пяти до восьми лет (5 -8) … и сдуться чуть позже.

Мамы должно хватить лет до девяти (до 9 лет)!!! То есть продолжать начитывать ребёнку и в начальной школе.

Выбирать книги для чтения нужно вместе. Те книги, которые будут интересны и детям, и родителям.

Я видела в книжном магазине, как одна мама с удовольствием вдыхала запах свежепечатных страниц, её малыш удивлённо наблюдал. Очевидно, что он будет хорошим читателем. Ведь мама показала ему, что даже предвкушение чтения интересной книги, приятно.

Читайте книги вместе – пусть у каждого будет закладка своего цвета. Пусть ребёнок видит, что книга для мамы ценность, а не просто «Читай, кому говорят!»

У папы может быть своя любимая книга, которую он читает ребёнку. Низкий мужской голос папы эффективней для восприятия мозгом, чем женский (между прочим).

Можно читать 2-е книжки одновременно: с мамой одну, а с папой другую, но тоже с закладками.

Читайте детям книги, которые интересны Вам самим!!! Ребёнок запоминает Ваше счастье и готов смеяться, когда смеётесь Вы, даже если пока не понимает, что тут смешного. Читайте сами!!! Не время от времени, а постоянно.

Книги для детского чтения должны находиться в зоне доступа ребёнка. Он захочет почитать их без родителей, если поймёт, что родителям книги интересны.

Если мы декларируем ценность книги, а сами не читаем, то это просто трата слов. Урок не будет усвоен ребёнком. «Почему папа играет в компьютерные игры, мама смотрит сериал, а я должен читать? Я что, наказан?»

Самый большой подарок ребёнку – активные постоянно читающие мама и (или) папа. Опыт показывает, что почти каждый успешный, думающий человек – обладатель такой мамы или такого папы. Ему повезло, что он получил хороший прогрев на старте. Это в идеале, потому что бывает много разных обстоятельств. Родители на работе, или возвращаются поздно.

Можно читать детям на ночь. Во многих семьях -это традиция. Папа может записать стихи и сказки на диктофон, а бабушка включит запись ребёнку перед сном, когда папа на работе.

Полезно положить в свою сумку детскую книгу с закладкой и читать ее в детской поликлинике, в очереди, в машине в пробке, на даче то мамой, то папой.

Таких минут чтения набирается за неделю довольного много. Их можно посчитать.  

НЕ ПОКУПАЙТЕ РЕБЁНКУ личный ПЛАНШЕТ и СМАРТФОН ДО 14 ЛЕТ!                            

 Дети не должны рано уходить в виртуальную реальность, не контролируемую родителями. Вы отберёте у ребёнка время для его развития.

Это факт общепризнанный, как и то, что курение вызывает рак. И никаких смартфонов и соцсетей в начальной школе.

Мы любим делать то, что умеем!  Самые сложные – первые 100 часов чтения (всего треть от трехсот). Потом еще двести – продержаться.  А потом свобода!!! Условно говоря, если бы вы могли сейчас посадить ребенка на колени и вычитать ему эти 100 часов (Всего-то 5 дней круглосуточно) было бы великолепно.

Пока у ребенка нет навыка свободного чтения, он не будет любить читать. Навык же этот приобретается только практикой. 

Например, мама заставляла своего сына читать сказку Туве Янссона «Муми-тролль и комета», а он перелистывал книгу через несколько страниц, чтобы она поскорее закончилась. А потом парня прорвало, и он прочитал 9 чудесных сказок про «Муми-троллей» 15 раз подряд! Уже сам.

Читайте вслух подольше!

Если ребёнок читает недостаточно хорошо, то можно почитать с ним сопряжено (вместе, когда взрослый ведёт за собой неопытного чтеца, подстраиваясь под его темп, протягивая гласные (они слогообразующие), и ребёнок не так устаёт.

Часто срабатывает такой фокус. Вы прочитываете три четверти страницы, а он пару предложений, а потом несколько абзацев внизу страницы. Это помогает ребёнку не пугаться большого объёма текста и даёт образец автоматизированного чтения более опытного чтеца. Постепенно можно увеличивать количество абзацев.

Очень помогает для наработки читательской техники «жужжащее» чтение». Т.е. чтение шёпотом, «под нос», с шевелением губами. Те учителя, которые практикуют «жужжащее» чтение на уроках, знают, как оно полезно. При «жужжащем» чтении весь класс одновременно жужжит: каждый ученик тренирует навык чтения вслух – минут по 10 ежедневно в начале урока. (При традиционном классном чтении, каждый ученик читает лишь по абзацу, а весь остальной текст должен следить глазами). При жужжащем чтении уходит меньше сил, чем на выразительное чтение вслух. А также содружественно работают глаза, органы артикуляции и мозг.

Постарайтесь дома подольше не переходить на свёрнутое чтение «про себя». Пусть ребёнок читает ВСЛУХ маме, бабушке, кошке, любимому мишке, спящей собаке. Лучше, конечно, чтобы взрослый поправлял ошибки по ходу и объяснял значения непонятных слов.

Совместная работа глаз, артикуляционного аппарата и мозга, а потом и ведущей руки избавит от специфических ошибок на письме - Дисграфии. Быстрый переход на свёрнутое чтение как раз вызывает многие такие ошибки.

Некоторые вроде читающие дети сильно перевирают тексты. Если попросить почитать такого ребёнка вслух (даже если ему 10-12 лет) то окажется, что много слов читается по догадке, так что в мозг ребёнка попадает уже какая-то абракадабра. Типа «палка гудит в лесу», вместо «галка летит по лесу» и т. п. Чтение должно быть осознанным.

Для автоматизации навыка осознанного чтения очень хорошо использовать ДИАФИЛЬМЫ

Диафильм (проекция на белой стене в тёмной комнате интересной истории)-   настоящая магия даже для современных детей.

Более доступный вариант можно взять в интернете, когда проектор и белая стена не требуются. В Рунете огромная коллекция оцифрованных диафильмов на любой возраст и жанр.  Можно читать онлайн, можно скачивать, можно каждый кадр сохранять как фото. А потом вместе читать на мамином планшете.

На каждом кадре - большая картинка и несколько печатных предложений под ней (есть и такие книжки). Картинки с предложениями иллюстрируют всё произведение.

Несколько предложений для образца с выражением читает взрослый, ребёнок продолжает, потом снова взрослый, потом снова ребёнок. Диафильмы с удовольствием читают даже школьники средней школы. Но сами они точно не сядут читать диафильмы. Нужен контроль взрослого.

АУДИОКНИГИ творят чудеса    

Аудиокниги надо подбирать ребёнку по возрасту, по школьной программе или внеклассному чтению

При слове «аудиокниги» многие представляют себе пластинки и кассеты. Те постановки были короткие, обычно на 60 минут – по длине магнитофонной плёнки или размеру пластинки.

Современные аудиокниги – это 10-12 часов звучания обычно в исполнении хорошего радийного актёра, обладающего прекрасной дикцией или группы актёров. Они - образец ораторского искусства художественного чтения книг.

Если вы сумеете увлечь ребёнка аудиокнигами, то через год он гарантированно будет прочитывать по несколько книг в месяц и еще книг по 6 прослушивать. Это реальные вполне, даже средние нормы для младшего школьника.

Аудиокниги творят чудеса. Эти те самые читающие внукам бабушки, которых сейчас редко можно встретить.

Аудиокнига – это лифт к книге бумажной. Лифт не заменяет ног, но без лифта жизнь в современном городе не удобна. Аудиокниги помогают прочитать тяжёлую книгу, которая глазом идёт плохо. Это половина всей классики из школьной программы. После аудиокниг (полные варианты текстов, прочитанные хорошим актёром) начинают читать даже те дети, которые раньше сопротивлялись чтению.

 Если не знаете с чего начать, можно сказки в исполнении известных артистов, которые замечательно владеют своим голосом: повышают его и понижают, меняют интонации, ставят в нужном месте ударения и выдерживают паузы. «Таню Гроттер» Дмитрия Ельца в исполнении Аллы Човжик, например. Возможны и другие варианты, учитывая возраст ребёнка.

На чём слушать? Телефоны подходят не все. Компьютер и планшет хорош, но рядом игры и социальные сети.

Лучший вариант магнитофон, в который вставляется карта памяти. После прослушивания можно обсудить услышанное.  Поэтому магнитофон с флешкой или картой памяти – самый реальный вариант и не самый дорогой.

В пробках по дороге на детскую секцию или на дачу очень спасает, если на флешке, вставленной в магнитолу машины, есть записанные книги. Лучше те книги, которые родителям самим нравятся.

Аудиокниги м диафильмы помогают познавать окружающий мир и детям с особыми потребностями. Обогащают словарь маленького человека и его внутренний мир.

Ключевые слова в педагогике: «Увлекись сам, и увлекутся воспитанники».

Не все книги «нравятся» всем детям. В среднем, «идёт» одна книга из трех-четырех предложенных. Это знают опытные библиотекари, когда подбирают к читателю ключик его собственной, особой книги. Для некоторых книг ещё не пришло время. Бывает, что книга «лежит» год-два, пока до неё «доходят руки».

Многие дети читают периодами. Некоторое время (неделя, месяц) читают много, потом наступает пауза. Потом полгода без книги и снова книжный запой, вызванный интересной книгой, которую дала школьная подруга. Нужно стараться приобретать детям книги, которые выбирают они сами. Не всегда дети читают то, что читали в детстве их родители. Книги тоже стареют.

Фильмы и мультфильмы чтению вредят меньше игровых гаджетов.

Бывает, что впечатления от книги и от фильма по этой книге могут быть разными. Интересно сравнить эти впечатления.

Большой любовью пользуются фильмы о насекомых. Дети любят разглядывать с интересом насекомых больше, чем животных. Потому, что они мелкие. А потом читать про них.

Совет – особенно для мальчиков – открыть познавательные и образовательные каналы на ютубе и образовательную мультипликацию. Дети много узнают и их родители вместе с ними, потому что много там и для взрослых нового. Лучшие познавательные программы – это «Спроси у Альберта», «Почемучки», «Семья почемучек», «Галилео», «Фиксики».

На онлайн страницах централизованных библиотечных систем разных городов есть много полезных ссылок для детей. Есть ещё школьная библиотека с большим выбором бумажных книг.

Встречаются выраженные стойкие нарушения чтения - Дислексия. Тогда нужно обратиться за помощью к учителю- логопеду:

Ориентиры для выявления стойких трудностей в усвоении навыка чтения:

  • Чтение по догадке, недочитывание слов
  • Трудности в усвоении образа буквы
  • Перестановки, пропуски, замена букв, слогов при чтении
  • Побуквенное чтение
  • Сложности с удержанием строки при чтении
  • Недостаточное понимание прочитанного
  • Ошибки интонационного оформления предложений (не видит точку; не дочитывает до неё, либо пролетает мимо, что меняет смысл высказывания, либо его теряет)

Если ребёнку не нужна специальная помощь, тогда читаем дома, нарабатываем навык свободно читающего человека. Итак,

  • 300 часов личного опыта чтения!
  • 500 часов чтения вслух ребёнку– голоса бабушки, мамы, папы, дедушки, тёти, няни или профессионального оратора, или артиста (аудиокниги)
  • То есть 800 часов суммарно.  Родительские усилия не пропадут: ребёнок погрузится в удивительный и познавательный мир ЧТЕНИЯ.

«ЧТЕНИЕ - ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ» ПУШКИН А. С.

С уважением Александрова Елена Борисовна учитель- логопед СППС школы 113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста, возможно ли заниматься с ребенком самому, без по...

Советы учителя-логопеда

Дорогие коллеги,папы и мамы,дедушки и бабушки эти рекомендации для ВАС!...

Направления деятельности учителя-логопеда, раскрывающие коммуникативный потенциал ребёнка

У каждого ребенка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребенка, характеризующий его возмо...

Советы учителя-логопеда для родителей.

 Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, про...

Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики

Игры и советы по развитию мелкой моторики...

Из рубрики"Советы учителя-логопеда":"Поговори со мной..."

Из рубрики"Советы учителя-логопеда":"Поговори со мной..."...

Советы учителя-логопеда,родителям будущих первоклассников.

Советы родителям будущим первоклассникам...