Как "расЧИТАТЬся" и начать читать самостоятельно.
статья (1 класс)

Моисеева Марина Васильевна
Советы от учителя-логопеда. Воспитываем любовь и интерес к книге. Поможем ребёнку начать читать самостоятельно. Создадим условия мягкого бережного вхождения в мир чтения!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК «РАСЧИТАТЬСЯ»  И НАЧАТЬ ЧИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Воспитываем любовь и интерес к книге. Советы от учителя-логопеда. Поможем ребёнку начать читать самостоятельно. Создадим условия мягкого бережного вхождения в мир чтения! И, конечно же, чтобы дислексия прошла стороной!

                                   А т м о с ф е р а   во время чтения.

       Читать желательно в одно и то же время. Приручаем  книгу.... Вспомните, как Маленький принц приручал Лиса. «Каждый день приходи в одно и то же время».

       Для чтения лучше использовать направленный свет. Например, лампу, создающую приглушённый свет вокруг, а в области книги световое пятно. Такой приём помогает ограничить круг внимания, сосредоточиться на чтении.

       Можно проговорить с ребёнком – «мы создаём волшебную атмосферу, включаем волшебный свет…и…начинаем читать...».

       Желательно другие звуки в квартире выключить или приглушить.

       Читать можно в палатке, в кресле, на диване. Ребёнок может сидеть на особой подушке, брать для чтения с собой определённую игрушку.

        В книжке может быть особая закладка, сделанная руками малыша или мамой.

        У ребёнка может быть особая тетрадь или альбом, куда он (или взрослый) записывает прочитанные книги, рисует к ним иллюстрации.

       Всё, что сопровождает наше чтение, создаёт особую атмосферу, притягивающую внимание, превращающую чтение в волшебный процесс.

                                        Малыш начинает читать.

       Иногда желание читать превосходит возможности ребёнка. Он берёт книжку, не может преодолеть объём, размер букв, прямую речь и … откладывает чтение. Ребёнок разочаровывается, теряет веру в свои силы, перекладывает чтение на плечи родителей. Поэтому в самом начале важна каждая деталь, ценны все этапы навстречу самостоятельному чтению. Читающие родители, книги в доме, собственная книжная полка с книгами по возрасту, где мало текста и много картинок. Хорошо иллюстрированные «книги на вырост», познавательные энциклопедии и альбомы.

                                    Дозированное чтение в самом начале.

       Исходя из возможностей ребёнка даём ему читать столько, сколько ему по силам.

       Например, «Ты читаешь первое слово на каждой странице, а я продолжу». (Или первое предложение)

       Или: «Я читаю сказку, а самые важные слова доверяю прочитать тебе».

«Ехал мужик с горшками и потерял один «ГОРШОК». Летела мимо муха – «ГОРЮХА»…»»

       Или: «Я читаю всю сказку, но ты поможешь мне прочитать диалог. Ты за кого будешь читать? За волка или за лису?»

       Даже если ребёнок совсем мал, или знает очень мало букв, он всё равно может «помочь прочитать» книжку. «Корова мычит: «МУ-У-У!». «Курочка кудахчет: «КО-КО-КО!»

                                                        Ситуация выбора.

       Известно, что создание ситуации выбора у ребёнка развивает его инициативу, самостоятельность. Используем эту находку, приучая ребёнка читать!

В данном случае выбор будет не между «читать или не читать», а «сколько» читать, «где» читать, «как» читать.

       «Ты прочитаешь первое или последнее предложение в сказке?»  

       «Ты будешь читать первую или вторую страницу?» (Сделаем вид, что мы не заметили, что наш юный читатель выбрал страницу, где меньше текста, или уделил чтению не 15, а 5 минут. Главное, он выбрал «читать»!).

                                             Читать всегда, читать везде!

       Привлекая ребёнка к чтению, используем все возможности, где можно было бы что-то прочитать.

       Например, отправляясь в магазин, пишем список печатными буквами и поручаем нашему помощнику контролировать, что нужно купить, чтобы ничего не забыть. Не акцентируем внимание, что он именно «читает». Ведь, в данном случае мы показываем ему, как полезно уметь читать, как это важно даже в обычной жизни.

       Так же используем дома чтение записок с секретом, где можно прочитать, как двигаться на пути к сюрпризу. «Иди на кухню. Открой дверцу шкафа. Загляни в банку с гречкой».

       Записываем режимные моменты. «Посмотри, во сколько мы идём гулять, а во сколько мультфильм смотрим».

       Заводим привычку писать друг другу приятные слова. И, соответственно, читать их.

       Ребёнок читает подписи под фотографиями, открытки от бабушки, названия фильмов (чтобы выбрать фильм или мультфильм) и др.

                                                 Как хорошо уметь читать!

       Наступает долгожданный момент, ребёнок начинает читать сам!

       Для самостоятельного чтения используем книжки, где на одной странице большая картинка с иллюстрацией к рассказу, а текста мало. Текст должен быть напечатан на белой или светлой однотонной бумаге.

       Есть книги «с наградой» за чтение. Прочитал страничку, подбери подходящую наклейку и дополни ею иллюстрацию на этой странице. Потом читай дальше.    

       В качестве первых книг лучше использовать адаптированные сказки, стихи из признанной многими поколениями поэтической классики, рассказы из жизни детей и животных.

       Комиксы в сторону. Несмотря на то, что в них много картинок и мало текста. Когда ребёнок научится читать и полюбит читать, можно и комиксы добавить в библиотеку. Если он захочет.

       К подбору «Первых книжек» нужно подойти продуманно.  Если раньше времени познакомить ребёнка с книгами по диснеевским, пусть даже и любимым, мультфильмам, окружить его разнообразной «иностранной литературой для детей», можно упустить драгоценное время и потом вернуть ребёнка к русской, советской классике будет очень трудно. (Здесь приходит на ум гастрономический пример. Все согласятся, что полезнее натуральный свежий творог. Вспомним, как малыш уплетал несладкий творожок, когда ему было 10-12 месяцев. Но стоило только ему дать распробовать творог с сахаром, вернуть к обычному творогу его уже невозможно. Но если продержаться подольше, не спешить подслащивать творог, любовь к натуральному продукту может сохраниться на всю жизнь. И никакие «вкусовые добавки не помешают»).

       Мы постараемся подобрать для вас список книг для первой книжной полки малыша, куда войдёт всё лучшее из нашей и зарубежной литературы. А пока – какие книги вы посоветуете поставить на эту важную вдохновляющую книжную полку?

Моисеева М.В.

учитель-логопед школы 1498 «Московская Международная школа»

январь 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

Собрание для родителей и детей....

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительский дом - начало начал.

Ситуационный классный час с родителями, построенный по технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, П. Г. Щедровицкий), включает много познавательного материала, психологич...

Буклет. Десять причин начать читать в семье.

«Читать – это еще ничего не значит.Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».                            ...

как учить ребенка самостоятельно читать

методическая рекомендация для учителей начальных классов...