«Как помочь ребёнку стать внимательным»
консультация

Походяева Светлана Борисовна

Из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Ученик словно не слышит и не видит, что он должен усвоить и запомнить. С каждым годом ему становится ещё труднее, так как поступающая информация становится более обильна и разнообразна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebyonku_stat_vnimatelnym.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Походяева С.Б.,

учитель начальных классов,

МБОУ ШР «СОШ № 4»

Родительское собрание

«Как помочь ребёнку стать внимательным»

________________________________________________________________

     Цель:

  1. познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
  2. изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Участники:

Классный руководитель, родители учащихся.

Подготовка:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Анкетирование детей.
  3. Изучение методической литературы.
  4. Выставка литературы.

Форма собрания:

Работа в группах.

Мастер класс.

Ход собрания:

Родители рассаживаются по группам.

Сегодня на собрании мы поговорим о внимании.

Продолжите, пожалуйста, фразу:

Внимательный ребёнок-это…

( родители сначала в группах пишут 5 слов, затем выбирают одно самое значимое и выписывают его на лист бумаги)

Ваши предположения абсолютно верны.

Сегодня мы должны с вами разобрать, что же такое внимание, какова его роль в обучении и как его нужно развивать.

Выбрала эту тему не случайно, т.к уже вторая половина 1 класса, а проблемы связанные  с вниманием очень серьёзные.

Но для начала давайте проверим своё  внимание. Родителям предлагается анкета на внимание.

Анализ анкет родителей.

Анализируя анкеты, которые были предложены вам, можно сделать вывод, что большинство детей из класса могут отвлекаться при выполнении заданий, не могут вспомнить, что проходили и как объясняли на уроке материал, не усидчивы при выполнении, не внимательны, не могут сосредоточиться. Дома порой тяжело с одним ребёнком выполнять какие то задания, а в классе, когда их 28 человек много поводов отвлечься и внимание ещё более рассеяно. Из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Ученик словно не слышит и не видит, что он должен усвоить и запомнить. С каждым годом ему становится ещё труднее, так как поступающая информация становится более обильна и разнообразна.

Анализ проверки внимания у детей.

Результаты.

Что же такое внимание? Внимание-это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. А вот выделить из неё полезную, значимую в данный момент необходимо. Эту функцию психологической деятельности и выполняет внимание. Часто мы говорим будь внимателен, ребёнок слушает, а у него всё равно ничего не получается.

Свойства внимания

  • концентрация
  • объём
  • устойчивость
  • распределение
  • переключение

Концентрация внимания. Умение сосредоточиться  на нужном объекте, вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания. Это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершить операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребёнка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать всё необходимое.

Устойчивость внимания. Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Распределение внимания. Одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно.

Переключение внимания. Это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую.

Причины невнимательности.

По половому признаку большей невнимательностью страдают мальчики, чем девочки.

Синдром дефицита внимания связан с гиперактивностью.  Дети,  которые страдают двигательной активностью, импульсивностью. Они постоянно отвлекаются, очень слабая концентрация внимания. Родители таких детей должны быть очень терпимы. Они должны осуществлять свою воспитательную работу в тесном контакте с медиками, психологами, поскольку дети с дефицитом внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребёнка. Такие дети отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Для таких детей необходимо соблюдение режима дня, желателен, дневной сон, хорошее питание богатое витаминами и минералами.

Переутомления и нагрузки. Кроме школы у ребёнка ряд других обязанностей. Различные секции, кружки и т.д. Часто даже время на отдых не остаётся. Различные перегрузки приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Индивидуальные психологические особенности, стрессы, неспокойная обстановка в семье и т.д.

Внимание-это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!

Из анализа анкет родителей о способах развития внимания.

Мастер класс.

Учимся развивать внимание.

На сегодняшний день очень много различной литературы, в которой предлагается огромное количество упражнений на развитие внимания.

На мы с вами поговорим о тех упражнениях и поучимся сами их выполнять, которые подходят к данному возрасту, соответствуют программе.

  1. Произнести слово. Сколько букв, звуков, и т.д.
  2.  Перед списыванием, произнесите слово по слогам. Пишите его проговаривая. Обязательна проверка.
  3. Интересна работа корректора. Напишите ребёнку текст с ошибками. Ошибки именно на изученные орфограммы, пропуск искажение букв. Ребёнок должен их исправить. Текст написан на доске, родители исправляют ошибки.
  4. Вырезки из газет предлагаются родителям.

-    Зачеркните все гласные буквы.

  • Зачеркните слова обозначающие предметы.
  • Обведите в кружок твёрдые согласные.
  • Обведите в квадрат безударные гласные.
  1. Письмо по памяти.
  2. При решении задач задавайте как можно больше вопросов по содержанию и решению. Разобрать пример одной задачи.
  3. При чтении тоже спрашивайте, рассказывайте с ребёнком прочитанное, задавайте различные вопросы.

 

Так как мы уже заговорили о проблемах в учебной деятельности, которые возникают из – за невнимательности, то существуют ещё проблемы, которые отрицательно могут сказаться на процессе обучения. Одна из таких проблем – это дисграфия.

Дисграфия – специфическое нарушение письма. Такая проблема возникает у детей и с чистой устной речью. Можно обратить внимание на то, что ребёнок в устной речи выделяет все звуки, а при письме пропускает буквы. Причина такой проблемы  кроется в нарушении мелкой моторики. Техническая сторона оказывается в центре внимания ребёнка и в связи с этим резко снижается контроль над смыслом, что приводит к ошибкам в письме.  

Анкета

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?

А) Да

Б) Трудно сказать

В) Нет

  1. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

А) Да

Б) Трудно сказать

В) Нет

  1. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

_______________________________________________________________

Тест на внимание

АВБГКСНРТКВЛНАИТГКНТЛНКЦУКЕНГШЩЗНКЗХЭЖКНДЛОКОРНПАВЫФКЯЧСММНИТЬНТЬКБЮЬЭЪКХЗЩНШГНЕКУЦЙНФЫВАКАПРОЛДКВАПРНОЛДКДЖЭНЮБЬКТИМСНСЧЯФЫКИТМНМНКМНИТОЬЛДЗЩТИМНИРПВКДЛЫКНИТОРВНДЖОПРКВАСЧТИНРТФКЦЛДНЖДМКНРОДШНТИК

Обработка результатов :

Рассчитать:

1.       Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2.       Точность выполнения:

А = å :( å +О)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3.       Успешность работы оценивается как

А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = ( n*100):m

Где n – общее количество букв,

m – количество вычеркнутых букв.

упражнение на развитие произвольного внимания. 

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Ответьте на предложенные ниже вопросы «да» или «нет».

1. Случается ли вам проигрывать в различных играх из-за вашего невнимания?

2. Ваши знакомые, друзья, коллеги часто ли вас разыгрывают?

3. Можете ли вы следить за происходящим вокруг, когда занимаетесь каким-нибудь делом? Способны следить за тем, что говорят в это время окружающие?

4. Доводилось ли вам находить ключи, деньги?

5. Всегда ли, переходя проезжую часть, вы внимательно смотрите налево и направо?

6. Хорошо ли вы запоминаете детали? Можете ли подробно пересказать фильм, который посмотрели пару дней назад?

7. Действует ли вам на нервы, если кто-то или что-то отвлекает вас от дела, которым вы заняты?

8. Совершая покупки в магазине, пересчитываете ли вы на кассе полученную сдачу?

9. Знаете ли вы точно, где какая вещь находится в вашей квартире?

10. Может ли вас заставить вздрогнуть неожиданный оклик?

11. Случалось ли вам обознаться на улице?

12. Заговорившись с интересным собеседником в транспорте, можете ли проехать свою остановку?

13. Знаете ли вы назубок даты дней рождения своих родных и близких?

14. Легко ли вы просыпаетесь утром?

15. Смогли бы вы найти в чужом городе то место, в котором вы бывали лишь один раз год-два назад?

Результаты.

Начислите себе балл за каждый положительный ответ на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15.

Также по одному баллу добавьте за отрицательные ответы на следующие вопросы: 1, 7, 10, 11, 12.

Сложите полученные баллы.

11 баллов и более.

Вы просто поразительно внимательны. Вы все держите под контролем. Ничто не может застать вас врасплох. Это помогает избегать неприятных неожиданностей.

5-10 баллов.

Ваше внимание хоть и не идеально, но его вполне достаточно, чтобы при необходимости сосредоточиться и вспомнить то, что нужно. Однако вы можете иногда упускать некоторые несущественные детали из вида. Впрочем, детали эти не столь существенны, чтобы значительно влиять на вашу жизнь.

4 балла и менее.

Вам необходимо развивать свое внимание, чтобы не только уменьшить количество неприятных неожиданностей в вашей жизни, но и избежать неприятностей, к которым может привести ваша рассеянность. Будет мало хорошего, если вы забудете выключить воду или утюг перед уходом на работу. Садиться же за руль, имея столь низкую внимательность, не рекомендуется категорически. Это может быть достаточно опасно.

Литература:

  1. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. Под редакцией Е.Н. Степанова. Творческий центр. Москва 2003.
  2. О.Ю. Ермолаев, Т.М.Марютина, Т.А. Мешкова. Внимание школьника. Издательство «Знание» Москва 1987.
  3. Газета «Школьный психолог» Май 2002 № 18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку стать внимательным

Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. ...

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Как помочь ребёнку стать внимательным

Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным!"...

Как помочь ребёнку стать внимательным?

В лёгкой и доступной форме рассказывается об особенностях детского внимания. Раскрываются аспекты воспитания внимательности у младших школьников....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Как помочь ребёнку стать внимательным

Как помочь ребёнку стать внимательным...

Как помочь ребёнку стать внимательным

Как помочь ребёнку стать внимательным...