Учимся рассказать.
консультация

Халтурина Анна Анатольевна

Одна из самых важных задач обучения дошкольников род­ному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и по­следовательно излагать свои мысли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_rasskazyvat.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая служба

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ

        Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

        Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека). Каждая из них имеет свои особенности.

        Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

        Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ. 

        Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед... Что? Репку», «Выросла репка... какая? Большая - пребольшая». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили-были дед да баба». Кто жили-были? (Ответ ребенка.) «Была у них Курочка Ряба». Кто у них был? (Ответ ребенка.) «Снесла курочка яичко». Что снесла курочка? (Ответ ребенка.)

        После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопросы: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Сколько комнат было в медвежьем домике? В какую комнату вошла девочка сначала? Что она там увидела? Чьи это были чашки? Как различались они по величине?..»

        На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

        Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем формируется план в виде указаний.  Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А.Толстого) можно дать такие указания:

• Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.

• Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал?

• Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как заяц выручил ее из беды.

        После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

        Одно из самых любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить, ребенка к высказываниям, составлению описательных рассказов.  Например. 

• Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая, серая.)

•  Какими словами можно сказать о кошке. Какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая.)

•  Как называют детенышей кошки? (Котята.) Кошка большая, а котенок... (маленький).

• Как мы назовем кошку? (Мурка.)

• Что она умеет делать? (Мурлыкать, лакать молоко.)

• А теперь расскажи все, что ты узнал о кошке.

        Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать. («Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ласковая. Она любит молоко. У кошки есть маленькие котята. Они любят играть».)  А потом просите ребенка повторить рассказ.

        Детям пятого года жизни можно предложить сравнить две игрушки. Но прежде чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть игрушки: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. Взрослый может здесь использовать прием — скажи, как я.        

        Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2—3 игрушки, чтобы ребенку было легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Например, предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзине. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. («Дело было летом. Маша пошла в лес. Там она собирала грибы. Вдруг видит ежик бежит. Хотела она его в корзинку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, ему здесь хорошо», подумала девочка и пошла дальше».) А затем предложить ребенку придумать рассказ самому. Не беда, если ребенок сначала просто повторит рассказ взрослого — поупражняется в рассказывании. Но постепенно ребенку надо предложить придумать самостоятельно рассказ: «Расскажи по-своему», «Расскажи по-другому».

        В этом возрасте ребенок может рассказать о некоторых событиях, свидетелем которых он был. Здесь могут использоваться вспомогательные вопросы («Где ты отдыхал летом? С кем? Что было интересного?»); рассказ взрослого, основой которого был какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для ребенка; предложить план рассказа («Расскажи, как мы вырастили цыплят. Сначала как у нас появились цыплята, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. Закончи тем, какие стали цыплята, когда выросли»).

        После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

•  в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер»;

•  сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

•  предложить ребенку изменить концовку сказки,  используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

•  предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

•  написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

•  сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

•  придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот, людоед;

        Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

        Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.

Логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Учимся передавать рассказы других и говорить о себе"

Урок русского языка по программе "Гармония" (Соловейчик М. С.). На этом уроке происходит развитие устной и письменной речи, ученики осваивабт новые понятия и самостоятельно работают над изложением, по...

Разработка урока по чтению по теме «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н.И. Сладкова).

Разработка урока по чтению по теме «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н.И. Сладкова). Цель: познакомить с творчеством Н.И. Сладкова; прививать любовь к окружающей природе....

Учимся составлять рассказ по алгоритму.

Учимся составлять рассказ по алгоритму.(вспомогательный рисунок на каждое время года....

Учебное пособие для педагогов и родителей "Учусь составлять рассказы"

Представленный материал поможет познакомить детей 5—7 лет с понятиями «слово», «предложение», даст им элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи ...

"Учимся составлять рассказ" (Аннотация для родителей)

Школа будущего первоклассника. Организация предшкольной подготовки: опыт,проблемы, пути, решения....

интерактивный рассказ-беседа "Учимся жить у преподобного Сергия"

quot;Учимся жить у преподобного Сергия" интерактивный рассказ-беседа...