Консультация " Ритмика - как средство эффективного средства развития детей с ОВЗ
консультация

Надежда Полехина

Консультация для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ритмика- как средство эффективного развития детей с ОВЗ

                       ( Консультация для родителей)

Внутренний мир ребенка с проблемами сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Одним из средств, способным решить все эти задачи, является музыкальное искусство. Музыка! Она окружает нас повсюду! Не так давно в учебный процесс ввели новый предмет – урок ритмики. И многие задавались вопросами:

Что это за предмет?

Какие цели, задачи должен перед собой ставить педагог?

Чему и как обучать своих учеников.

Слово ритмика произошло от слова ритм – что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слышать, ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательность времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная полоса сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает. Возникает вопрос: чему же мы можем  обучить детей   с помощью элементов ритмики и как применить эти элементы с пользой для учеников начальной школы

.      Как известно Одна из самых острых проблем в школе - ограничение двигательной активности детей во время занятий. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движение. Теряется концентрация внимания, устают кисти рук, пропадает интерес к материалу, потому что наступает усталость. Накопившаяся усталость может вызвать отклонения в состоянии здоровья – нарушение осанки, зрения, повышение давления, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. А этим итак страдают большинство детей с ОВЗ.

А  Ритмика – это учебная дисциплина, которая решает одну из важнейших задач обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях, что способствует разностороннему развитию и преодолению отклонений в психическом и физическом развитии, предупреждает общее утомление от напряжения при занятиях за столом.

Преподавание ритмики  в нашей коррекционной школе также  обусловлено необходимостью осуществления коррекции поведения, эмоционально-волевых качеств и физического развития детей, оказывает положительное воздействие на формирование интеллекта, духовных качеств личности, развитие общих способностей (воли, выносливости, дисциплины, коммуникативности, памяти, мышления, способности ориентироваться в пространстве, координации движений, творческой инициативы). совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка На занятиях ритмикой широкое применение речевых упражнений и игр способствует развитию речи, выработке хорошей дикции, улучшению слуховой и двигательной памяти, обогащению словарного запаса дошкольника. Занятия ритмикой оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, это сплачивает ребят, повышает дисциплину, со временем появляется чувства ответственности, товарищества.

Небольшой   опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи вполне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки.  

Отсидев 5-6 «важных» умных уроков, после усиленной мозговой деятельности, музыкально- ритмические движения привлекают детей с особенной силой, дают организму не только физическую, но и эмоциональную разрядку.  И даже те, кто раньше от этих занятий отлынивал теперь бегут   на уроки ритмики с удовольствием.

       При планировании и проведении занятий по ритмике учитываются особенности организма ребёнка, упражнения подбираются в соответствии с возрастом и физическими возможностями детей.

   

Основными   направлениями на занятиях являются

Такие задачи:

Развитие и коррекция основных видов движений, музыкально-

ритмических движений (здесь всё, что касается движения, музыки,

движения с пением, творчество)

Развитие и коррекция психических функций, компонентов

деятельности (развитие внимания, памяти, быстроты и точности

реакции, умение через слово управлять движением)

 Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Занятие состоит из нескольких   этапов: разминка; повторение изученного; теория; разучивание новых танцевальных движений; закрепление; отработка синхронности исполнения движений.  В финале урока обязательно проводятся упражнения на релаксацию и расслабление. Спокойная, тихая музыка оказывает успокаивающее и гармонизирующее воздействие на ребенка. В процессе обучения детей с ОВЗ использую следующие методы: Словесный (объяснение, замечание); Наглядность (личный показ педагога); Практический (выполнение движений).

Все методы тесно взаимосвязаны, взаимодополняемы и используются с учетом приоритета в конкретном случае, способствуя выполнению данной поставленной цели и задачам.

На занятиях в основном используется: Пальчиковая гимнастика Как   известно,   пальцы  являются  местом  сосредоточения  нервных

окончаний.  Только   на  одном  кв.мм  кожи  подушечек  пальцев  их  (нервных окончаний)  расположено  350!  Они   действуют,   как  уникальные  приемники, мгновенно  передающие  сигнал  в  головной  мозг.  На  этом  построена  работа важнейшего для человека органа чувств – осязания. Тренируя  мелкую моторику, пальчиковые  игры  одновременно  улучшают  память,  внимательность,  в  некоторых  случаях "лечат" отсутствие скоординированности движений правой и левой рук. Доказано,  что  двигательные  упражнения  для  пальцев  в  раннем возрасте  способствуют  активизации  умственной  деятельности,  влияют  на почерк.   А исполнения словесного текста  превращает  игру  в  первые  уроки  исполнительского  артистизма,  становясь бесценным "мостиком" в мир пения.

; ритмические упражнения с ложками; бубнами, ветками ,цветами,и т.д.гимнастические упражнения элементарного уровня, изображение птиц, животных по показу педагога, способствуют  Формированию у детей правильной осанки, укрепление мышц;Улучшение координации движений;

Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;

 . В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные танцы-игры. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга

массаж,

 Цель — научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы нашего организма, уметь расслабляться. Обучение простейшим приемам происходит в игровой форме. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку. Дети либо пропевают слова, выполняя движения, либо музыка звучит фоном

дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию   Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение Релаксация – это методика расслабления мышц организма, которая весьма благоприятно отражается на нем, снимает нервное напряжение и помогает взбодриться. Даже если у человека мало свободного времени, он всегда может выделить буквально пару минут на релаксацию. Благодаря этой технике можно действительно хорошо расслабиться, ощутить прилив сил и бодрости. А отдохнувший человек всегда лучше выполняет работу и решает всевозможные задачи. Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту). Все релаксации - зарядки проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.

Очень важно во время занятий ритмикой контролировать двигательную нагрузку у детей с ОВЗ. На занятиях уделяю большое внимание индивидуальному контролю: постоянно слежу за состоянием детей, не заставляем ребенка заниматься, если у него плохое самочувствие.

  И так, разобраз весь потенциал занятий ритмикой я хочу закончить свое выступление.

Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие для воспитания ребенка, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.  Да, возразите вы, но современный ребенок живет в совершенно ином социальном контексте. Уходит в прошлое детский фольклор. Печально, что вместе с ним уходит традиция игрового общения ребенка с взрослыми. Темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой терапии. А ведь так хочется, чтобы ребенок смог сбрасывать накопившуюся за неделю усталость, почувствовать себя защищенным, любимым, чтобы он мог поделиться своими знаниями и умениями, ощутить себя значимым. Что тут можно поделать?

Прежде всего, понять, что музыка - ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом. Поэтому слушайте хорошую музыку, танцуйте и будет вам счастье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественная литература как средство духовно-нравственно развития детей."

В данном материале описан опыт работы по вопросу преемственности между дошкольным образованием и начальной школой в связи с введением ФГОС....

Игра как средство воспитания и развития детей.

Надеюсь этот материал будет полезен не только педагогам, но и родителя....

«Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, котор...

Статья по теме: «Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Мастер-класс для воспитателей «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....