Статья по теме: «Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».
статья

Лихоткина Элина Павловна

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lihotkina.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Статья по теме: «Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

Воспитатель ГПД ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт — Петербурга Лихоткина Э.П.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” 

                                                                                                   

                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного и воспитательного  процессов и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и др..


В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.  По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра - важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня  одной из главных задач педагога является забота о том, чтобы свободное время воспитанников заполнялось разумно, интересно.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет множественные  функции: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, функции коррекции и социализации.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

В  настоящее время одной  из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений  находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к  комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания,  хорошо развитой памяти.

Игры в начальной школе специалисты считают одним из самых продуктивных методов развития школьника. Благодаря им учащимся даются не только знания, но и происходит воспитание школьника, что влияет на физическое, интеллектуальное, умственное и гармоничное развитие учащегося.

Игры в начальной школе выступают методом воспитания и обучения, передачей накопившегося опыта, по пути своего развития начиная уже с первых шагов человеческого общества.

Вне игры возможность творчества доступна не всем учащимся начальной школы.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда воспитатель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры.

В условиях занимательной игры более успешно усваиваются  разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное,  эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие  ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие,  самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе.

Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на  формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и  какие способности детей она должна развивать.

В заключение отметим, что Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина, сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг детей, воссоздавая целостность бытия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- одно из средств активизации познавательных интересов детей.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности....

Игра как средство воспитания и развития детей.

Надеюсь этот материал будет полезен не только педагогам, но и родителя....

Статья "Творческие сочинения детей -одно из средств их общего развития"

О важности развития речи детей в начальной школе....

«Игра как средство коммуникативного развития ребёнка в группе продлённого дня»

Современный ученик стремится получить от школы не только предметные знания, но и определённый жизненный опыт, который пригодится в дальнейшей жизни. Дети младшего возраста эмоциональны, впечатлительны...

Статья на тему: "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ"

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ  В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно –...

Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"

Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....

«Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток...