Статья "Творческие сочинения детей -одно из средств их общего развития"
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Веселова Ирина Юрьевна

О важности развития речи детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_sochineniya_detey.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие сочинения детей –

одно из средств их общего развития.




Учитель начальных классов МБОУСОШ № 8 г. Тулы

Веселова Ирина Юрьевна

Развитие речи - одна из важных и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, так как слово является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это прежде всего развитие мышления, а также накопление, расширение, обогащение словарного запаса учащихся.

Творческие сочинения детей - одно из средств их общего развития.


В 1989 году мне представилась возможность познакомиться с дидактической системой Л.В.Занкова. Многое мне понравилось сразу, какая-то часть
 - после длительного обдумывания. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что мне нравится работать по этой системе.

Дидактическая система Л.В. Занкова нацелена на максимальную эффективность обучения и воспитания детей. Она помогает учителю четче увидеть свою задачу: сделать процесс обучения неисчерпаемым источником общего развития детей. Общее развитие касается не только умственного, физического, но и нравственного воспитания школьников.

Особая роль в развитии детей принадлежит сочинениям. Известный методист русского языка М.А. Рыбникова считала, что сочинения - это путь от «маленького писателя к большому читателю». Чтобы понять, что такое искусство, говорил видный скульптор Антокольский, надо самому хлебнуть хмель творчества». Познание творчества, считал он, может идти лишь через творческую деятельность. Поэтому детские сочинения надо считать не как дополнение к урокам русского языка, не как средство проверки грамотности, а как продолжение их и как одну из важных частей системы чтения.

Выготский считал, что сочинение, детское творчество нужно для развития воображения всей эмоционально-эстетической сферы, овладения речью, как средством передачи мысли, чувства, своего внутреннего мира, как одно из важных средств приобщения учеников к искусству, пониманию, что такое искусство слова, и, конечно, средство развития школьников - средство развития их мышления, воображения и речи.

Смысл творческих сочинений в том, чтобы открыть ребенку глаза на живую действительность, научить его видеть в ней источник волнующих впечатлений и находить им адекватное выражение в слове. Усилия детей направляются на поиски точного, емкого, выразительного слова. Такая работа помогает детям осваивать богатства родного языка и понимать литературное произведение как творчество, как искусство слова. Она позволяет школьникам взглянуть на истоки литературного творчества через свою литературную деятельность. Творчество позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии». (Л.С.Выготский.)

Развитие речи - одна из важных и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, так как слово является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это прежде всего развитие мышления, а также накопление, расширение, обогащение словарного запаса учащихся.

Среди методистов издавна ведется спор о том, когда, в каком классе можно предлагать учащимся письменные творческие работы, сочинения. Методистов и педагогов очень пугает возможность орфографических ошибок у таких малограмотных детей, какими являются ученики начальных классов. Таким доводам очень убедительно возражала М.А.Рыбникова. Она писала, что учителя, которые «страшатся сочинений из-за возможности ошибок, напоминают мамашу, которая не позволяет ребенку встать со стула из боязни, что он расшибет себе нос. Но ведь если так поступать, ребенок никогда не научится ходить. А это неизбежно: начнет ходить - будет падать, но в конце концов научится ходить». И вот также надо решиться учить писать. Сначала будет расходиться орфография со стилем, но в конце концов это уравняется, выработаются навыки, и ребенок начнет писать что-то содержательное и интересное.

Я начинаю работать над сочинениями в первом классе второго полугодия. Темы даются близкие, понятные и интересные учащимся. Любая творческая работа требует подготовки. Следуя данной методике, я старалась использовать косвенный характер подготовки к сочинению. С целью накопления впечатлений, эмоций провожу экскурсии в природу, на выставки, в музеи, культпоходы в театры. Также косвенный характер подготовки к сочинениям носят уроки чтения, рисования, окружающего мира. Например, на уроке окружающего мира мы говорили о диких животных, а в конце недели писали сочинение «Белка». Непосредственно перед сочинением никаких разговоров и обобщений не ведется, опорных слов на доске не пишем. В результате нет заштампованных сочинений. Все сочинения ребята пишут только в классе. Иначе есть опасность, что соавторами их могут стать родители, бабушки, дедушки.

Самым ценным качеством первых творческих работ является искренность. Этим они напоминают детские рисунки, где часто нет техники, но восприятие окружающего излито с такой подкупающей непосредственностью, с таким ярким, детским, своим видением. Вот это качество - искренность высказывания - особенно надо стараться сберечь в детских работах.

За эти три года мы написали много сочинений на разные темы: «О чем я мечтаю?», «Самое дорогое в моем доме», «Что такое счастье», «Что меня особенно волнует», «Мой класс», «Среди кого я живу?» и другие. Приведу некоторые отрывки из детских сочинений.
^

«Самое дорогое в нашем доме»

1. Меня зовут Руслан. Самое дорогое в нашем доме - это мама. Ее зовут Рита. Я очень люблю свою маму. Я ее люблю не из-за того, что она мне покупает игрушки. А потому что она самая красивая и добрая мама на свете.

^

( Митин Руслан.)




2. Самое дорогое в нашем доме - руки. Эти руки золотые. Они все умеют: и стирать, и готовить, и шить. Эти руки мамины.

( Субботина Даша.)


« Среди кого я живу»


Я живу среди природы. Летом меня окружают цветы, бабочки. Зимой легкие снежинки. Осенью падают желтые, красные листья. Весной текут ручейки, дует ветерок. Я живу среди родных. Все они меня очень любят, и я их тоже очень люблю.

( Рыжак Анна.)


« Что меня особенно волнует?»

Меня особенно волнует бабушка, потому что у нее плохо с сердцем. Это из-за того, что она постоянно работает. Утром она уходит на работу. Днем ей приходится делать со мной уроки. Ночью бабушка не ложится, а стирает. Мне очень ее жаль.

( Спирина Эля.)


« Что такое счастье?»

Счастье- это, когда в человеке царит понятие его места в мире, а любовь и радость- часть великой силы счастья. Но чаще всего счастье теряется в твоей душе Деньги или любовь? Чаще всего деньги убивают человека. А любовь дает человеку расцвести, как цветку и жить до того момента, когда в дверь постучит счастье. Любимый человек! Вот что такое счастье! Солнце светит и может согреть тебя. Любовь греет в душе. Человек без любви или счастья все равно, что завядший цветок. Если его не полить, он умрет.

( Котельников Максим)


« Зачем надо учиться?»

Учеба - самый важный этап в жизни. Если человек думает, что он все успеет, то он сильно ошибается. Место человека в мире может быть утеряно. Мир так огромен, что даже страшно, если я ничего не знаю, я просто исчезну и все. Каждый из нас должен понять, что без знаний нет дороги вперед к мечтам. Путь человека очень длинный, но знания нужны всегда.

( Котельников Максим).


« Что такое счастье?»

Деньги – это не самое важное в жизни. Важнее всего понимание, заслуженная помощь, верные друзья, близкие люди, которые тебя понимают и всегда придут на помощь. И если у тебя все это есть, значит ты можешь считать себя счастливым человеком!

(Тарасова Ксения)


Все сочинения разные. Одни более удачные, другие менее. Встречаются в них стилистические и грамматические ошибки. Но несмотря на это, ценность этих работ еще и в том, что они заставляют ребят думать самостоятельно, наблюдать и писать о том, что они видят. Кроме того, детские сочинения помогают лучше понять психологическое состояние ребенка, увидеть его продвижение в развитии, проследить расширение его кругозора, а также позволить увидеть материал по русскому языку, который дети не усвоили или усвоили плохо. Многие мысли из сочинений ребят стали темами родительских собраний. При написании сочинений очень важен их последующий анализ. На уроке русского языка читаю сочинения, стараясь в каждом найти что-то положительное. Ведь каждый ребенок старался, поэтому всех нужно отметить. Чье-то сочинение читаю полностью, а из некоторых зачитываю отдельные предложения, слова. Чаще всего ребята сами находят стилистические ошибки и исправляют их. Второе направление при анализе сочинений – это разбор орфографических ошибок. Известные орфограммы дети объясняют сами. Неизвестные - с помощью учителя или на основе своих наблюдений сами выводят правило написания. Работая над сочинениями по данной системе, я убедилась в правильности рекомендаций лаборатории Л.В. Занкова, относящиеся к методике написания сочинений. Развитие личности ребенка идет путем приобретения опыта, той или иной деятельности, в которой участвуют его собственные мысли и чувства «…Формирование человека,- пишет Л.В. Занков, - проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом - верный залог достижения цели». (Содружество ученого и учителя.- М., 1991).Следовательно, чем раньше начнем формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребенка.


Учитель начальных классов МОУСОШ № 8 г. Тулы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток...

Статья по теме: «Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...