Рекомендации для родителей «Усвоение СИПР в домашних условиях. Как помочь ребенку учиться?»
консультация

Пеньковская Тамара Ивановна

Памятка адресована родителям детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Усвоение СИПР в домашних условиях. Как помочь ребенку  учиться?»

(Памятка адресована родителям детей, обучающихся

по адаптированной основной общеобразовательной

программе образования обучающихся  с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2)

учитель класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюПеньковская Т.И.

высшая квалификационная категория

Какие родители не желают видеть своего ребенка самостоятельным? На это есть ответ: обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели успешно справляться с ними. Обучение наших детей требует  терпения, а также необходимы специальные  знания.

Конечная цель специальной индивидуальной программы развития (СИПР) ученика с ограниченными возможностями здоровья - развитие личности, формирование необходимых для  жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку,  максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. На это направлена вся деятельность педагогов и специалистов школы. Домашние задания –  неотъемлемая  часть обучения, воспитания и социализации детей. Без закрепления в домашних условиях, знаний, умений и навыков, полученных на уроках,  процесс усвоения учебного материала будет идти заметно медленнее.

Итак, рекомендации «Как помочь ребенку в подготовке домашних заданий?» «Золотое правило» помощи при подготовке домашних заданий и коррекции самообслуживания ребенка - Помогайте  только  тогда,  и в той мере, в какой это ребенку действительно необходимо.

Наша задача – научить ребенка выполнять домашнее задание и обслуживать себя самостоятельно, по мере  способностей и сил. И круг этих самостоятельных умений должен  постепенно  увеличиваться и расширяться. Если же, родители будут выполнять практические задания и действия за ребенка или стараться во всем помогать ребенку, слишком мало предоставляя возможности ученику действовать самому – способности  ребенка развиваться не будут, наш ученик будет всегда зависеть от помощи взрослых.

Правило 1. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата.  Запаситесь терпением на годы. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.

Правило 2. Во время выполнения домашнего задания  разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете.  Прежде чем приступить к практическому заданию в тетради (прописать буквы и слоги,  написать цифры и примеры, раскрасить, обвести по точкам и нарисовать геометрические фигуры и т.д.), сначала расскажите, что вы сейчас будете делать. Не спешите, работайте в медленном темпе, который позволит ребенку включаться  в задание самому, давайте ему возможность подумать.  Повторите, назовите содержание задания («давай прочитаем  буквы, слоги…», «прочитай, что будем записывать…», «посмотри, что это нарисовано?...)

Правило 3. Если ребенок имеет стойкие нарушения речи,  говорите с ним и используйте “язык жестов”. Учите ребенка  использовать жесты в повседневной жизни для выражения своих  желаний, просьб, в обозначении чисел. Эти очень нужные  умения помогут  ребенку в дальнейшей жизни  выражать свои мысли, построить диалог  и быть понятым окружающими.  При подготовке домашних заданий с ребенком который недостаточно владеет речью, стройте задания  в форме «Покажи, где квадрат…»,  «Найди такой же..», «Я назову, а ты покажи», «Покажи букву, слово…) и т.д.. Это позволит ребенку быть активным и получить «эффект радости» от самостоятельных умений.  

Правило 4. При обучении новому действию или навыку, используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию, письменному  или практическому навыку - сначала выполните действие сами (покажите ребенку) и попросите ребенка повторить его, подражая вам. На первых этапах самостоятельной работы, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками, при  этом постепенно ослабляя  свою помощь и  расширяя самостоятельные действия  ребенка.   Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность пробовать свои силы и самому делать  то, что он может. Этому правилу следует придерживаться при выполнении  письменных работ  в тетради и при отработке навыков самообслуживания.

Домашнее задание по предметам, направленным на привитие навыка социализации и расширение жизненного  и социального кругозора учащихся (окружающий природный мир, окружающий социальный мир) невозможно  представить  и выучить отдельно от окружающей жизни ребенка. Родители должны помнить, что все домашние  задания направлены на формирование необходимых для  жизни в обществе практических представлений (о себе, о своем адресе проживания, о стране в которой мы живем, об окружающих предметах и их функциях, об окружающем мире природы и изменениях, происходящих в нем). Так, невозможно выучить  с ребенком один раз сведения о себе и своем адресе и потом к этой теме не возвращаться – знания не закрепятся, навык потеряется. Необходимо систематически закреплять знания об окружающем мире природы и общества в повседневной жизни, в незапланированных спонтанных  семейных ситуациях.  

Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на ее проезжую часть, тротуар. Ребята должны уметь определять по внешним признакам назначение здания (жилой дом, школа, аптека, больница, завод и т.д.), читать, по возможности, название улиц, называть номера домов. Особое внимание следует уделить правилам  безопасности как в доме, так и на  объектах окружающего мира.

Домашнее задание по предметам Человек и Домоводство заключается в систематической отработке практических навыков в домашних условиях.

Чтобы научить детей полноценно овладеть  практическими навыками по самообслуживанию, недостаточно работы на уроке.  Только закрепляя навык в повседневной жизни ребенка, мы привьем ему стойкие практические умения и обеспечим максимальную возможность самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Разве не об этом мы с вами, задумывались в самом начале разговора? - Какие родители не желают видеть своего ребенка самостоятельным?

У детей дома должны быть постоянные обязанности по уходу за внешним видом и помещением. Умываться и чистить зубы по утрам, приводить волосы в порядок и застилать постель, раскладывать предметы и игрушки по местам, уметь делать влажную уборку и пылесосить, мыть и чистить овощи, раскладывать  и выкладывать продукты  – всё это достигается путем многократного повторения каждого действия вместе со взрослыми, а затем с помощью только устных  инструкций.

Дети должны жить заботами своего дома, вместе с вами устранять непорядок в комнате (собирать мусор, расставлять книги, заметать мусор на совок, протирать мебель).  Обучая детей стирке мелких вещей (носок, носовых платков), нужно обращать внимание на рассортировку вещей по цвету, чтобы не окрашивалась одна вещь от другой. Развешивание белья после стирки может стать поводом для игры в разглядывание -посмотреть на различие в величине, цвете одежды. Складывание одежды – должно стать ежедневным обязательным требованием к ребенку и этот навык также прививается с соблюдением правила  №4 -подражания. Здесь важно – выработать привычку выполнять практические навыки самообслуживания в домашних условиях, ведь привычка — это потребность выполнять данное действие так, как научили.

Предоставляйте ребенку возможность делать самому всё, что он может сделать, ставьте его в ситуацию, когда он должен приложить волевое усилие, проявить волевые качества. Делайте это аккуратно, руководствуясь не вашим желанием, а опираясь на реальные возможности, способности и  психологическое состояние ребенка в данный момент.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Основной комплекс артикуляционной гимнастики, рекомендации для проведения в домашних условиях (материал для родителей)

Брошюра с фотографиями для выполнения основного (базового) комплекса артикуляторной гимнастики в домашних условиях...

Рекомендации для родителей. НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОМБИНИРОВАННОГО ПЛОСКОСТОПИЯ в домашних условиях.

Наиболее распространенными видами плоскостопия являются продольное и поперечное. Чаще всего заболевание определяется при обращении к врачу. С первых шагов такого ребенка следует обеспечивать спе...

Рекомендации для родителей. ИНТЕНСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ КОМБИНИРОВАННОГО ПЛОСКОСТОПИЯ в домашних условиях.

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между осн...

Памятка для родителей: « Усвоение программного материала в условиях дистанционного обучения» ( для учащихся начальной школы)

В статье представлены коротко основные психолого-педагогические причины неуспеваемости в учебной деятельности при условии дистанционного обучения и характер их проявления.Рекомендации даны родителям у...

Консультации для родителей: Как помочь ребенку изучать немецкий язык в домашних условиях

Хочу предложить вашему вниманию полезные советы родителям, чьи дети начинают изучать немецкий язык в школе...