Авторская разработка. Материал для родителей "Особенности младшего подросткового возраста"
методическая разработка (3, 4 класс)

В статье приведена инфомация для родителей учащихся 3-4 классов для выступления на родительском собрании или для проведения группового/индивидуального консультирования. Данный материал является практико-ориентированным для использования в работе педагогами психологами в начальной школе в рамках просветительских мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_podrostkovyy_vozrast_info_dlya_roditeley.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня нам с Вашими классными руководителями показалось важным обсудить с Вами ту тему, услышал которую большинство из Вас наверняка скажут, что «к счастью, нам пока рано об этом задумываться». Итак, сегодня нам хотелось бы поговорить с Вами об особенностях подросткового возраста.

Раньше данную тему имело смысл затрагивать при переходе ребят в среднюю школу. Но сейчас современная реальность такова, что по всем новым исследованиям психологов и физиологов границы подросткового возраста сильно сместились. Сейчас ранним подростковым возрастом считается возраст от 10 до 12 лет, т.е. уже в 10 лет из ребёнка наш школьник превращается в младшего подростка, испытывая все сложности подросткового возраста, но при этом не имея ещё психофизиологической основы, чтобы их преодолеть.

Такая граница «между ребёнком и подростком» очень сложна не только для ребёнка, но и для родителей. Вспоминая свои ощущения и впечатления от собственного детства, нам кажется, что мы-то в этом возрасте ещё были такими детьми!.. Действительно были!.. Но наши дети сейчас действительно стали другими и уже в 10 лет они действительно полноценно начинают переживать очень коварный и трудный подростковый возраст.

Начало подросткового возраста – это прежде всего начало перестройки всего организма, поскольку данные физиологические изменения начинают происходить раньше, организм ребёнка не всегда подготовлен к таким изменениям и они могут проходить более бурно и тяжело. Организм ребёнка действительно начинает меняться и эти изменения очень влияют на самочувствие и поведения каждого маленького подростка. Нам взрослым важно об этом не забывать! Подростковый возраст – это то время, когда бурные физиологические изменения «руководят» всем организмом и тут бесполезно взывать к сознанию или благоразумности Вашего школьника. Часто подросток и сам не рад тому, что с ним происходит, а справиться с собой не в состоянии.

Итак, у детей начинает активно расти тело под влиянием определенных гормонов, которые активно выбрасываются в кровь, при чем, скелет в длину растет быстро, а мышцы не успевают; отсюда  проблемы с координацией движений; походка изменяется, дети могут сутулиться. Тело становится непропорциональным, часто, начиная как раз класса с 3го учащиеся испытывают мышечные боли, причин которым казалось бы нет. Даже в ответ на эти неприятные ощущения, которых ребёнок и не осознаёт, начинает возрастать раздражительность. Представьте, когда у вас что-то не сильно, но постоянно побаливает, ну какое может быть настроение? А у младшего подростка так почти постоянно.

Сердце достигает размеров взрослого человека, но сосуды, питающие сердечную мышцу, отстают в развитии. Возникает частое высокое давление, головные боли, как следствие, головные боли, утомляемость, раздражительность. В медицине существует понятие «юношеская гипертония».

Головной мозг достигает размеров взрослого человека ( от 250 г. до 1400 г.), а кора головного мозга, которая отвечает за осознанность, произвольность психических  процессов, отстает в своем развитии. Поэтому нервная система подростка  не выдерживает сильных или монотонных раздражителей , ребенок может либо впасть в ступор, либо сильно реагировать. Для детей становятся характерными  импульсивность, неуравновешенность.

Так в организме происходит начало «гормонального взрыва», постепенно перестраивая гормональную систему ребёнка на взрослый лад, в это время гормоны вырабатываются  крайне неравномерно, что также способствует большой эмоциональной неустойчивости.

Только представьте, что всё это происходит вместе и ежеминутно в одном ещё детском организме, и сразу же поймёте, что возможно поведение ребёнка не так уж и невыносимо в подобной ситуации и уж точно его поведение очень слабо в этот момент подчиняется его сознанию.

Каковы же признаки начала подросткового возраста  в поведении? Я уверена, что сейчас каждый родитель увидит в этом портрете те или иные очень знакомые черты.

Для младшего подростка очень значимой становится группа сверстников! Родители стремительно теряют свой авторитет! Это наверно наиболее яркая черта младшего подросткового возраста. По мере взросления эта черта постепенно сглаживается, но на данный момент Вам, родителям, остаётся только смириться с тем, что все ваши слова, все действия, будут рассматриваться Вашим ребёнком через «призму»: «а как у друзей?», «а что об этом подумают одноклассники?» и т.д. Для ребёнка это объективная реальность, на данный момент Вам только остаётся учитывать данную особенность возраста, потому что переломить её невозможно.

Раз становится так важна группа сверстников, важны взаимоотношения, то естественно становятся значимыми и отношения между мальчиками и девочками, это возраст для осознания своего пола, различий между полами,  начала осознания интереса к противоположному полу. Наступает время «первых подростковых влюблённостей»! Это очень сложное испытание для родителей. С высоты нашего возраста кажется, что это что-то не очень серьёзное, почти шуточное, но тут важно помнить, что для ребёнка это может стать одним из наиболее глубоких переживаний. Отнеситесь максимально терпимо и бережно к чувствам своего «взрослого ребёнка». Ни в коем случае не переводите в шутку и избегайте недооценивать важность этого момента для вашего школьника.

Младшему подростку очень важна внешность! Опять же это просто особенность возраста, с которой мы взрослые, можем только смириться. Никак доказать на этом этапе, что внешность – не главное, подростку невозможно. В этом возрасте дети очень критично относятся к своей внешности, для них очень важна одежда, внешние атрибуты взрослости. Причём, родители мальчиков, призываю вас не расслабляться, для мальчиков эта тема стоит даже зачастую более остро, чем для девочек. Начинаются всяческие эксперименты с внешностью. Лучше не препятствовать и даже помогать в этих экспериментах в тех рамках, которые вас устраивают, потому что если отнестись к этому экспериментированию негативно, то эксперименты всё равно продолжаться, просто без вашего ведома. В каких-то вещах, которые для вас приемлемы лучше уступить подростку, если к бордовой форме девочка одевает только ярко розовые огромные банты, которые кажутся вам несуразными, но в целом никому не вредят, лучше наберитесь терпения и согласитесь на любимые банты, чем в один прекрасный день обнаружите, что в розовый цвет выкрашены волосы.

Резкие изменения происходят в стиле общения ребёнка с окружающими. Проблема младшего подросткового возраста для родителей заключается в том, что ребёнок начинает чувствовать себя взрослым, требует к себе отношения «на равных» от взрослых, становится чересчур грубым, «колючим», как ёжик, нетерпимым к мнению, которое не совпадает с его собственным. В это время родители могут впервые почувствовать, что с ребёнком стало невозможно вести диалог. «Давить» авторитетом уже не получается, ребёнок бунтует против всяких авторитетов, строить аргументированный диалог ещё не получается, интеллектуально ребёнок ещё не дорос до аргументированного диалога.

Что же делать?

Во-первых, набраться терпения и помнить, что кризис подросткового возраста – необходимый и обязательный этап взросления. В ряде психологических исследований учёные независимо друг от друга пришли к одному и тому же выводу: ярко выраженный, бурный подростковый кризис – залог успешного взросления, и наоборот, того, кто у кого не было явного кризиса в подростковом возрасте, с большой степенью вероятности кризис ждёт в гораздо более старшем возрасте. Так что пусть вас обнадёживает в этом сложном этапе то, что все этапы должны быть пройдены вовремя. И этот этап также пройдёт! Это временное явление.

Во-вторых, помнить, что на данном возрастном этапе нет никакого смысла разговаривать с ребёнком на повышенных тонах. Это очень сложно! Тем более, что именно в этом возрасте дети начинают активно провоцировать взрослых на неприкрытое и бурное выражение эмоций. Не поддавайтесь!

В-третьих, помните, что семья должна быть для ребёнка в этом возрасте местом максимальной открытости и доверия! Пусть все подростковые эксперименты проходят у вас на глазах, под вашим чутким наблюдением и мягким направляющим участием. Не спугните «хрупкую душевную организацию» маленького подростка! Экспериментирование, «игра» во взрослую жизнь обязательно будет, но может выпасть из поля вашего зрения. А это намного опаснее.

В-четвёртых, находите в себе силы, чтобы начать разговаривать с вашими взрослеющими детьми на взрослые темы. Понятным им языком, без нравоучений, но обсуждайте все волнующие их темы. В разговоре обязательно рассказывайте про свой опыт прохождения подросткового возраста, про свои детские и подростковые переживания. Очень важно, чтобы дети осознали, что их переживания вам тоже знакомы, потому что сейчас они чувствуют, что взрослые – это существа с другой планеты, в принципе не способные к пониманию чувств и эмоций подрастающего поколения.    

В-пятых, помните, что младшему подростку очень важно дать самостоятельность в тех вопросах, в которых это возможно. Обязательно должно быть то, что вы даёте ребёнку решать самостоятельно.

Желаю Вам удачи в нахождении общего языка со своими «младшими подростками» на новом уровне! Поздравляю Вас с вхождением в этот новый и очень интересный этап!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.

Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное  воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное  воспитание...

Эссе "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения."

В современном мире невозможно развитие и существование общества без полноценного, шагающего в ногу со временем образования и воспитания. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно...

Родительское собрание в 4 классе: "Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста"

В данной работе представлены психолого-педагигические особенности младшего подрасткового возраста 10-12 лет. Поможет родителям познакомиться  подростковым возрастом....

Возрастные особенности младшего подросткового возраста

Тема: «Возрастные особенности младшего подросткового возраста»Анатомо-физиологические особенности детей.Психологические особенности младшего подросткового возраста.Подростковый суицид....

Доклад на тему «Формирование культуры физического здоровья у мальчиков младшего подросткового возраста»

Доклад на научно- практической конференции " На пути к школе здоровья: реализуем новые образовательные стандарты" по теме "Формирование культуры физического здоровья у мальчиков младшего подросткового...

Помощь родителям в экономической социализации детей младшего подросткового возраста

Рассмотрены понятие «экономическая социализация, результаты проведённого исследования. Определены условия эффективного построения психолого-педагогической помощи семье....