Памятка родителям
консультация

Павлова Елена Васильевна

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». 

 Именно родители являются помимо педагога и школьников третьим субъектов образовательного процесса.

Ошибки в воспитательной деятельности родителей

  • Отсутствие у родителей единых требований и четкой линии в методах воспитания (что встречается особенно часто);
  • Слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);
  • Чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания.
  • Перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (Няни, Детсад, Школа);
  • Неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;
  • Отсутствие должного, но уважительного контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов;
  • Попытка создать ребенку тепличные условия.

  Как сделать родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками?

Рецепты

  • Использование современных технологий!
  •  Организация совместной работы!
  • Просвещайте!
  •  Постоянная связь (телефон, Интернет)!
  • Тестируйте, анкетируйте… просто изучайте!!!

Методы и методики диагностической работы: беседа, наблюдение, методика диагностики и выявления детей «группы риска», социометрия, личностные опросники, и др.

    Все эти знания позволят мне чётко определить, как складываются отношения в семье ученика, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку, какой стиль семейного воспитания характерен для данной семьи.

Семьи с более высоким уровнем образования формируют у своих детей в большей мере ориентации на образование и профессии, позволяющие заниматься высококвалифицированным, престижным, пользующимся спросом   трудом.

В классе 27 человек:1 отличника, 10 хорошистов.

 1.Родительские собрания.

Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.

2. Работа родительского комитета.  

Родительский комитет – это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, учащимися класса. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.

 3.Современные способы связи с родителями учеников.

  1. ЗУМ
  2. Электронная рассылка

Объем информации, которую можно пересылать, очень большой.

  1. Связь посредством телефона

Можно поддерживать связь с родителями с помощью телефона.  Такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации

  1. Мобильные приложения

Схожими характеристиками обладают сообщества, созданные посредством мобильных приложений типа WhatsApp и т.п.

Главные достоинства:

  • данный способ предоставляет максимальную оперативность по обмену информацией;
  • с помощью таких приложений можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;
  • высокая мобильность — используя фотокамеру телефона, можно делать фото или видео и сразу же выкладывать его в группе.    

4.Заочные  Интернет - конкурсы

    Заочные конкурсы вовлекают в работу всех. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Помогая своим детям, родители поддерживают познавательную деятельность своих детей, учат их работать с информацией, повышают и свой уровень, свою ИКТ-компетенцию.

5.Праздники и мероприятия

  Праздник создает особую, доверительную атмосферу. Огромную роль играют совместные экскурсии и поездки. Они не только расширяют кругозор, но и способствуют сплочению коллектива и развитию межличностных отношений.

Рецепт первый:

Сделайте родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками.
Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – очень нужные и важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. При этом ни в коем случае не следует бесконечно просить с родителей учеников денег на разные нужды. Гораздо лучше организовать их помощь нам в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Организовываете мероприятие, вечер, олимпиаду – обращайтесь за помощью к родителям учащихся. Среди родителей в классе найдётся инициативная группа, которая не откажет вам в помощи, и станет вашей группой поддержки.

Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Заведите привычку в экстренных или каких-то важных ситуациях, в трудных случаях обзванивать родителей, учащихся по вечерам. Несколько ваших учеников прогуливают уроки? Сразу же за этим должна следовать немедленная реакция учителя – вечерние звонки домой прогульщикам. Плохие результаты важного теста, слабая успеваемость – 
звоните родителям. Не оставайтесь с проблемами один на один, тем более это – не совсем ваши проблемы, а вернее сказать, совсем не ваши проблемы. Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями учащихся.

Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Так давайте постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда.

Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Ведь наши ученики, к счастью, не сироты. Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения. И поймите, это – не телефонные вечерние жалобы, а поиск помощников и соратников в вашем нелёгком деле. Да и потом, кому как не родителям следовало бы заниматься своими детьми и быть в курсе всех их дел?

Так давайте их к этому мягко и умно привлекать, используя современные средства связи. Да и, наконец, это – ваша обязанность, держать родителей в курсе дел их детей. Уверяю вас, постоянные вечерние обзванивая родителей проблемных детей во многом решат проблемы с ними. По крайней мере, мы, учителя, должны хотя бы попытаться разделить ответственность за учащихся, повешенную на нас обществом и системой образования, с их родителями. Они ответственны за своих детей в большей степени, чем мы, педагоги.

Рецепт второй:

Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.
Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.

Мы же, как правило, на родительских собраниях ограничиваемся простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок. При этом мы сопровождаем всё это своими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.

Рецепт третий:

Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки, праздники…
Лично у меня именно после таких уроков, когда родители почувствовали всю сложность изучения предметов, отношения с ними каким-то чудесным образом не просто улучшились, но и потеплели. Ведь, согласитесь, мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по вкладыванию знаний в головы учеников.
Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.

Рецепт четвёртый:

Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на собраниях.
Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Мне кажется, с распечатыванием и копированием материалов сейчас проблем нет. Мне также кажется, мы не используем этот ресурс в должной мере для работы с родителями. Ну, представьте себе, уважаемые коллеги, кто из родителей ваших учеников, придя с работы домой, возьмётся читать книги по педагогике и воспитанию детей. Представили? А мы, учителя, можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься.

Разумеется, уважаемые коллеги, я не врач, чтобы прописывать вам рецепты. Я абсолютно уверена, что вы найдёте и другие СВОИ формы работы с родителями. Главное, что мы с вами должны научится использовать эту силу (силу родителей) в мирных целях и на пользу учебному процессу и детям.

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба – продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Несмотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.
Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка родителям

Родителям о причинах детской неуправляемости...

Памятка родителям первоклассника

Памятка родителям первоклассника...

Памятка родителям будущих первоклассников

Поступление ребенка в школу – большое событие в его жизни. Для него начинается новая школьная жизнь. У нового школьника появляются особые, связанные со школой заботы и обязанности. ...

Памятка родителю от ребенка.

Памятка родителю от ребенка....

Памятки родителям

Для родителей! Это вы должны знать:Если ребёнок не высыпается.Несколько коротких правил.Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил с удовольствием в школу?Десять заповедей родительства....

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....