Формы и методы
картотека

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

1. Методы тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Методы тьюторского сопровождения:

  • методы практикоориентированной деятельности
  • методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
  • проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
  • психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
  • методы активного обучения,
  • методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
  • методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

2. Вопрос как основной инструмент тьюторской работы.

Основной инструмент тьюторской работы - вопрос

Уместно и вовремя поставленные вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие.

Т. к. вопрос – это главный тьюторский инструмент, то за время работы накопилось несколько типовых вариантов вопросов:

Прямые

– Что тебе нравиться? Чем бы ты хотел заниматься? О чём будем собирать материал в первую очередь? И т. д.

Это самые «удобные» вопросы, однако они редко дают желаемый результат. Часто человеку легче сказать, чего он не хочет, чем определиться с собственными желаниями.

Снять проблему выбора помогают другие виды вопросов.

Вопрос-ситуация

Вариантов вопросов – ситуаций может быть множество. Здесь вполне можно дать простор воображению. Вот пример.

Представь себе, что к тебе в руки попала волшебная палочка, которая может открыть тебе только одну тайну, о чём ты её спросишь?

Вопрос-провокация.

Есть интерес – люблю путешествовать. Провокация –давай отправимся прямо сейчас! Дальше следует диалог:

– Сейчас нельзя – уроки!

– Отменим.

– Мама не пустит!

– Договоримся.

– Мы не подготовились, надо ведь собраться.

В итоге обнаруживается интерес: как собираться в путешествие (дальнее, ближнее, научное, развлекательное и т. д.)

Вопрос-визуализация.

Вот тебе волшебная подзорная труба (подойдёт любая имитация), с её помощью ты можешь заглянуть в страну исполнения желаний. Что ты там видишь?

Копилка вариантов вопросов может пополняться бесконечно. Это ведь инструмент, а инструмент должен совершенствоваться.

3. Формы работы тьютора.

  • консультации,
  • индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары),
  • образовательные события,
  • тренинги

Все эти формы должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

• Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) –индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

• Групповая тьюторская консультация. 

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальныхобразовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время  проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.

• Тьюториал (учебный тьюторский семинар).

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс

обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда   ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

• Тренинг.

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга

предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

• Образовательное событие. 

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского

сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение форм и методов взаимодействия ОУ с семьей

Не секрет, что при рождении детей и на протяжении всего периода взаимодействия с ними родителям требуется поддержка и помощь. При этом важно, чтобы и родители, и психолог были готовы решать сложные пр...

Формы и методы работы с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся начальной школы....

Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»

В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...

Формы и методы передачи православных ценностей

В работе представлены формы и методы передачи православных ценностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».

        Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик  земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...

Доклад "Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно – познавательной деятельности."

Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном счёте, к хронической неуспешности, могут быть различными...