«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Киселева Татьяна Ивановна

          Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик  земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше?                       Дети, которые уже учатся или будут учиться, должны владеть элементарными экологическими знаниями, устанавливать причинно-следственные связи происходящих экологических изменений, влияющих и на их здоровье. Экологические знания младших школьников должны базироваться на гуманистических позициях, направленных на развитие таких ценностных ориентаций, которые способствуют формированию позитивных установок в отношении с окружающей средой, обществом, самим собой. Без всеобщего экологического образования, без перестройки в этом направлении человеческого мышления, не могут быть решены назревшие экологические проблемы, а вы знаете, что к началу 21 века их накопилось очень много. И поэтому обучение и воспитание детей, которые в 21 веке вступят в возраст профессиональной деятельности, не возможно без учёта современных знаний в области экологии, прогнозирования  развития цивилизации и её взаимоотношений с экологией планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем».

         Именно таким путём я стараюсь вести своих маленьких учеников в мир экологии.

Тема моей работы «Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».

    Я выбрала именно эту тему, потому что на данный момент считаю её актуальной по двум причинам:    

1. Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик  земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше? Ведь Земля - наш дом нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка у дороги! А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе!  Надо, чтобы наши дети поняли: леса, реки, луга оказались на краю гибели. Взрослых экологических проблем детям пока не решить. Но, кое - что ребята уже смогут сделать: побольше узнать о жизни различных животных и растений, посадить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку.

             Дети, которые уже учатся или будут учиться, должны владеть элементарными экологическими знаниями, устанавливать причинно-следственные связи происходящих экологических изменений, влияющих и на их здоровье. Экологические знания младших школьников должны базироваться на гуманистических позициях, направленных на развитие таких ценностных ориентаций, которые способствуют формированию позитивных установок в отношении с окружающей средой, обществом, самим собой. Без всеобщего экологического образования, без перестройки в этом направлении человеческого мышления, не могут быть решены назревшие экологические проблемы, а вы знаете, что к началу 21 века их накопилось очень много. И поэтому обучение и воспитание детей, которые в 21 веке вступят в возраст профессиональной деятельности, не возможно без учёта современных знаний в области экологии, прогнозирования  развития цивилизации и её взаимоотношений с экологией планеты.

    2. Во многих дошкольных учреждениях нашего города уже ведутся занятия по экологии. И многие дети, которые приходят из детских садов к нам в школу уже обладают некоторыми экологическими знаниями. И, естественно, хочется соблюсти преемственность в экологическом образовании.

          Так как экологическое образование - новое направление в педагогике, то я прежде чем приступить к преподаванию урока «Экология», изучила статьи доктора педагогических наук, профессора Н.Виноградовой, президента Российской Экологической Академии А.А.Яншина, методиста-эколога экологического образования З.В.Молодцовой, напечатанные в журналах и газетах «Начальная школа», «Учительская газета», а также с различной научно-популярной литературой ( И.Белавина, Н.Найденская «Планета – наш дом», И.В.Цветкова Экология для начальной школы, энциклопедии и т.д.).

Целью экологического образования в начальной школе является – становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения.

      Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.
  2. Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
  3. Обеспечение более широкой деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Отсюда система работы по формированию экологических знаний у учащихся.

1. На первом месте в этой работе стоят уроки разнообразных форм. Я составила календарно-тематическое планирование, по которому стала разрабатывать развёрнутые планы уроков для 1-4 классов.

Для проверки знаний учащихся разработала и использую дидактический материал, в виде карточек разного уровня. И, конечно же без наглядного материала на уроках экологии не обойтись – это и плакаты, и рисунки, и ребусы с кроссвордами, и сказочные герои, и словарные слова, т.д. От оценок на уроке экологии, я отказалась. Ведь невозможно оценить любовь к природе и бережное отношение к ней. Также невозможно оценить баллами и творческую работу моих учеников.

2. В систему работы по формированию экологических знаний у детей входит экологизация всех предметов. Межпредметные связи прослеживаются на уроках математике – это различные задачи и примеры; русского языка – тексты для списывания, под диктовку, изложения, сочинения об интересных животных, растениях, экологических катастрофах; чтения – фенологические рассказы на пятиминутках внеклассного чтения и т. д.

     3.В классе провожу разнообразную внеклассную работу. Это походы, экскурсии, мероприятия: «Своя игра», «Экологический суд», «Крестики-нолики», «Эти забавные животные» и т. д.

 4. Экологическое обучение будет не полным, если не проводить работу с родителями экологической направленности.

 5. В систему работы входит и практическая, трудовая деятельность детей.

  В процессе такой большой работы, проводимой учителем, по формированию экологических знаний у учащихся,  должен быть результат – интеллектуально и социально развитая личность с чувствами ответственности за состояние окружающей природы.

            В начальной школе, на первой ступени обучения, начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе у учащихся формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности  жизни природы, её роль и значение для нормального существования человеческого общества. Эта группа знаний. Формируемых в начальных классах, нас особо интересует, так как может составить основу для отбора и систематизации экологических знаний и умений младших школьников.

           Ядро содержания экологического образования, согласно исследованиям последних лет, включает в себя  четыре взаимосвязанных компонента: познавательные - понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный - осознание детьми значения природы, как универсальной ценности; нормативный - овладение видами и способами общественно полезной практической деятельности школьников, направленной на формирование умений экологического характера.

            Все четыре компонента, составляющие ядро содержания  экологического образования использовались мною при подборе материалов, форм, методов, позволяющих  получать экологические знания и умения в начальных классах, соответствующие младшему школьному возрасту.

            Можно выделить уровни обучения: первому уровню соответствует обучение в 1-2 классах, которое основывается на предмете « Ознакомление с окружающим миром», второму уровню – соответствует обучение в 3-4 классах, которое основывается на предмете « Природоведение». В задачи этих предметов входит: овладение учащимися системой природоведческих понятий и, выделенных на их основе, экологических знаний и умений. В процессе работы по отбору и систематизации экологических знаний и умений сначала были выделены в каждой теме этих курсов опорные понятия, а затем на их основе – конкретизировано содержание экологических знаний и умений.  

         В состав экологических знаний были включены знания интеллектуального и практического характера, а в состав экологических умений – умения поведенческие и деятельностные. И те и другие формировались не только в ходе основной учебной работы, но и во внеклассной деятельности.

ответственности младших школьников.

     Одним способом формирования у младших школьников экологической ответственности является использование игровых  методов обучения.  Такой подход естественным для данного возраста, и преподаватель может опираться на возможности, определяемые ведущим видом деятельности, характерным для данного возрастного периода.

     Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходной от периода, когда ведущей деятельностью является игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. В связи с этим, игровые методы обучения при работе с детьми младшего школьного возраста могут обладать хорошей эффективностью, если игры окажутся, достаточно сопряжены, с традиционной для данного возраста игровой деятельностью.

     Под традиционной для данного возрастного периода игровой деятельностью мы понимаем весь комплекс « игр с правилами», в которые играют дети данного возраста. К  таким играм относится довольно большой класс игр, в том числе и подвижных. При этом традиционные подвижные игры, характерные для самых младших, достаточно просто насыщаются экологическим содержанием. Это подражание повадкам животных, занесенных в Красную книгу, или игры с мячом с называнием тех же животных. Если возможность для проведения подвижных игр отсутствует, то очень полезно заканчивать урок, используя фиксацию экологической информации в разных модальностях.

Это означает, что учитель, проведя основную часть занятий в достаточной степени насыщенную экологически значимой информацией, может попросить школьников нарисовать то, что им показалось наиболее симпатичным или важным  в проведённом уроке. Можно также попросить детей вылепить что-либо на тему проведенного урока.

      Дети младшего школьного возраста охотно выполняют такие задания, потому что они естественным образом вписываются в привычные для них развлечения или игры. Используя этот прием, учитель может достичь двойного эффекта. Во-первых, учитель создает у школьника мотивацию к работе на уроке экологии тем, что школьник знает, что урок закончится активностью, которая вызывает у него чувство удовлетворения. Во-вторых, использование нескольких модальностей для усвоения материала является весьма эффективным приемом.

     Ещё одним эффективным приёмом для формирования экологической ответственности является проблематизация. Этот приём хорошо известен и распространён, но я поясню его применительно к проблемам преподавания экологии в младших классах. В экологической проблематике существует довольно много моментов, изложение которых сравнительно легко переводится в проблематизацию, доступную для разрешения младшими школьниками. Суть использования приёма проблематизации состоит в том, что ученик для решения проблемы должен сам  сформулировать задачу и найти её решение. Как известно, использование проблематизации приводит к значительному повышению эффективности овладения материалом. Но, кроме того, каждое решение проблемы сопровождается положительными эмоциями, и это означает, что у детей формируется положительная экологическая ответственность.             

       Для формирования экологического мышления используются межпредметные связи. Поскольку, экологическая проблематика выдвинулась в разряд наиболее актуальных, содержание всех учебных предметов подвергается ин7тенсивной экологизации, насколько это возможно максимально насыщается экологическими аспектами. Экологическое образование и воспитание дети получают на уроках чтения, математики, рисования, физкультуры, английского языка. При этом большое внимание уделяется игре, индивидуальному подходу к домашним заданиям, включающим в себя элементы творчества.

      Младшие школьники находятся в том возрасте, который благодатен для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, её неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребёнка видеть эти контрасты, сопереживать, размышлять, можно использовать экологические сказки. А если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий, т. е. сказка станет экологической.                     Итак, возможности младшего школьного периода в становлении начал экологической культуры велики, их реализация целиком связана с содержанием, методами, формами экологического образования и воспитания детей.  

     

      Перед человеком, писал В. А. Сухомлинский, открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы. Именно таким путём я стараюсь вести своих маленьких друзей.