Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании на примере авторских программ
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Меньшикова Анастасия Юрьевна

Статья для научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menshikova_raznoobrazie_form.docx540.26 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников» 21.04.2021г.

Секция «Формирование естественно-научных компетенций младших школьников средствами конкурсной, олимпиадной деятельности и других форм работы по естествознанию и экологии»

Статья на тему: «Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании»

Современное образование направлено на  становление гармонично развитой личности учащегося.   Немаловажная роль в этом процессе отводится экологическому воспитанию, поскольку ведущей ролью в реализации национального проекта «Экология» выступает формирование экологического образа мышления у подрастающего поколения.

Актуальность формирования естественно-научных компетенций младших школьников определяется необходимостью:

-  расширения экологических знаний,  привития  им навыков экологической культуры и правильного поведения в природе,

- активации познавательной, исследовательской, творческой деятельности,

- формирования интереса к изучению природы родного края, желания сохранять, приумножать богатства родной земли.

Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее ответственным этапом школьного детства. Младшие школьники – это преимущественно творческие личности, живущие в мире образов, чувств и переживаний. Они отличаются непосредственностью восприятия, интересом ко всему новому и нестандартному. Им свойственна эмоциональность и чувствительность образных впечатлений, богатство и красочность воображения, фантазия, импровизация, неутомимая любознательность, открытость окружающей среды. Ознакомление с миром природы в младшем школьном возрасте способствует качественным знаниям об окружающем мире, поскольку этому возрасту свойственна особая любопытность, желание как можно больше узнать и изучить всё вокруг.

По мнению психологов  у учащихся младшего школьного возраста уже сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, которая включает:

- эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения;

- деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, демонстрировать зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);

- интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.  

При организации и проведении занятий следует учитывать, что у младших школьников доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры создать благоприятные условия для эмоционального восприятия информации. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.  

Как педагог дополнительного образования Эколого-биологического центра, я реализую на практике авторские программы естественно-научной направленности - «Друзья природы» (72 ч. в год), «Экотворчество» (144 ч. в год).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы»  имеет естественно-научную направленность, ориентирована на ознакомление младших школьников с природой страны и края, усвоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, развитие творческих и интеллектуальных способностей и познавательного интереса.

Занятия по программе проводятся в разнообразных формах: в форме занятий-путешествий, разнообразных игр, викторин по экологии, экскурсий по городу, заочных экскурсий по заповедным местам Краснодарского края, природоохранных акций, интеллектуальных соревнований среди команд, мастер-классов по работе с бумагой и природными материалами, организации мастерских по изготовлению поделок. На занятиях предусмотрено активное использование наглядных пособий, фотоматериала, рисунков, карточек с заданиями и загадками, настольных игр, игрового лото, игр на запоминание «Мемори». В процессе реализации программы разработан комплекс авторских методических разработок: кроссворды, филворды, дидактическое лото по темам, мозаики, тематические раскраски, шаблоны поделок, словесные игры, мастер-классы, видеоролики и презентации, которые позволяют расширить творческие способности каждого учащегося и увлечь его  в изучение мира природы.

Формы проведения занятий по программе «Друзья природы»:

  • экскурсия
  • заочная экскурсия
  • дидактическая игра
  • ролевая игра
  • путешествие
  • познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала)
  • круглый стол (обмен мнениями на разные темы по экологии)
  • экологические чтения
  • мастер-класс
  • мастерская поделок
  • интеллектуальное соревнование
  • КВН
  • Акция
  • квест
  • конкурс
  • выставка
  • диалог
  • дискуссия
  • конверт загадок
  • викторина

Построение образовательного процесса соответствует возрастным и психологическими особенностями младших школьников с  использованием нетрадиционных форм организации деятельности. Усвоение  знаний происходит не только в кабинете, но и во время проведения экскурсий, в процессе наблюдения за животными и растениями Эколого-биологического центра. Общение с живыми объектами всегда вызывает положительные чувства и эмоции, развивает любознательность, формирует ответственность, милосердие, благотворно сказывается на развитии личности.

Занятия по программе «Друзья природы» стимулируют познавательную активность учащихся, формируют бережное отношение к природе, обогащают их нравственный опыт, расширяют  познания о животном и растительном мире своей страны и края, воспитывают положительные качества личности, желание  изменить мир к лучшему, формируют коммуникативные навыки.

Для отслеживания результативности обучения младших школьников и с целью выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы  «Друзья природы» используется:

- педагогическое наблюдение;

- ведение журнала посещаемости;

- педагогический анализ результатов опроса, активности на занятиях, участия в дидактических играх, викторинах, акциях, презентациях работ;

- ведение блокнотов «Друзья природы»;

- участие в  конкурсах экологической направленности;

- педагогический мониторинг и анализ практической деятельности.

Предъявление и демонстрация образовательных результатов проводится в форме: открытых занятий, выставок поделок, рисунков, защиты докладов, участия в акциях, конкурсах (дипломы, благодарности, сертификаты за участие), праздничных  мероприятиях, проводимых на базе Эколого-биологического центра  и в школах.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экотворчество»  естественно-научной направленности рассчитана на ознакомление учащихся с художественными принципами и возможностями применения бросового материала в декоративных целях. Программа направлена на углубление экологических знаний и формирование положительного, ответственного отношения к окружающей среде, уважения к природе и отражения этого в своих работах.

Главной отличительной особенностью программы является то, что она демонстрирует экологический подход в творчестве, позволяет освещать проблемы загрязнения окружающей среды, способствует формированию рационального экологического сознания учащихся и воспитанию их экологической грамотности, одновременно  развивая фантазию и креативное мышление, художественный и эстетический вкус. Содержание программы формирует экологическую культуру, развивает познавательные, эстетические, эмоционально-нравственные отношения с окружающей природной средой, воспитывает любовь к природе, умение видеть и частично решать экологические проблемы. Изготовление своими руками творческих работ из бросовых материалов – одно из доступных решений экологической  проблемы отходов, наглядное осознание детьми значимости действий человека в области охраны природы. Процесс вторичного использования отходов дает ученикам знания об основах экологических законов жизни, воспитывает осознанное отношение к природе и выработку практических навыков правильного, бережного природопользования.

Т.к. программа «Экотворчество» реализуется в условиях дополнительного образования, когда состав групп разновозрастной и учащиеся обладают различным уровнем способностей, то широкое применение получает индивидуальный и дифференцированный подход.

В процессе участия в мастер-классах, конкурсах, выставках поделок происходит приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям, развивается внимание, наблюдательность, воображение, сообразительность, фантазия и творчество.

Формы проведения занятий по программе «Экотворчество»:

  • практикум
  • мастер-класс
  • творческая мастерская
  • круглый стол (обмен мнениями на разные темы по экологии),
  • познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, образцов изделий)
  • экскурсия
  • беседа
  • викторина
  • дидактическая игра
  • дискуссия
  • акция
  • конкурс
  • выставка
  • презентация творческих работ
  • защита творческих проектов

Изготовление поделок из бросового материала - увлекательное занятие, помогающее научиться изготавливать новые вещи своими руками, находить нестандартные решения. Использование в новом качестве старых вещей и предметов учит бережному отношению к окружающей среде, противостоит замусориванию своего дома, двора, города. Создание полезной и красивой поделки из «мусора» - это проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса.

Организация особой развивающей среды для выявления и развития способностей учащихся  может  способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, нестандартного мышления, расширению коммуникативных способностей. Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию, необходимости бережного отношения к природе, основным правилам поведения в окружающей среде, проблеме мусора и его переработки. Увлечение детей любым видом творчества воспитывает чувство своей значимости и нужности, повышает самоуважение, поскольку опирается на понимание того, что существуют вещи и предметы, которые можно изготовить самому, учит бережливости и умению использовать уже имеющиеся ресурсы.

Для отслеживания результативности обучения учащихся и с целью выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы  «Экотворчество» используется:

- педагогическое наблюдение;

- текущий контроль на занятии;

- ведение журнала посещаемости;

- педагогический анализ результатов опроса, активности на занятиях, участия в дидактических играх, викторинах;

- материал тестирования;

- участие в муниципальных и краевых конкурсах;

- участие в проводимых акциях;

- педагогический мониторинг и анализ практической деятельности.

Предъявление и демонстрация образовательных результатов проводится в формах:

- открытые занятия,

- выставка творческих работ (мини-выставка, выставка поделок после каждого раздела, итоговая фотовыставка),

- защита докладов,

- участие в акциях, праздничных  мероприятиях, проводимых в школах и на базе Эколого-биологического центра.

Также результатом успешного обучения по программе дополнительного образования «Экотворчество» является получение учащимися призовых мест за участие в муниципальных и краевых конкурсах (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности).

Список Интернет-ресурсов:

1. Литошик Г.М. Статья. "Особенности организации творческой работы с детьми младшего школьного возраста" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

2. Таровина В.В. Педагогические условия воспитания у младших школьников сознательного отношения к природе в процессе образования  https://scienceforum.ru/2016/article/2016020574


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».

        Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик  земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...

Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников»

«Я сорвал цветок – и он увял.Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем».Именно таким путём я стараюсь вести своих ма...

Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников»

«Я сорвал цветок – и он увял.Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем».Именно таким путём я стараюсь вести своих ма...

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)

Республиканский открытый  конкурс  «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....