«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
опыты и эксперименты по зож на тему

Канашова Лилия Мансуровна

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2»

__________________________________________________________________

                              Мастер-класс

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

                                                                                       

                                                                   Учитель: МБОУ СОШ №2

                                                                         Канашова Лилия Мансуровна

                                                                              1 квалификационная категория

                                                      Нягань  2013 год

Цель: обобщение и представление опыта работы внеурочной деятельности  по  спортивно-оздоровительному направлению младших школьников

Задачи:

  • показать необходимость обучения школьников бережному отношению к своему здоровью;
  • познакомить с формами и методами проведения занятий внеурочной деятельности по спортивному направлению;

поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах

Оборудование:

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группе

Ход мастер-класса

  1. Вступление

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

Для начала попрошу вас продолжить следующую фразу: чтобы быть здоровым, я буду…

Примерные ответы

Чтобы быть здоровым, я буду:

- мыть руки и содержать свое тело в чистоте;

-соблюдать режим дня;

-делать зарядку;

-заниматься физкультурой и спортом;

-чистить зубы;

-следить за своей осанкой;

-есть полезную для здоровья пищу, соблюдая меру;

-соблюдать правила дорожного движения;

-выполнять предписания врача;

-соблюдать правила безопасности;

-вести здоровый образ жизни и т. Д.

  1. Совместное целеполагание

- Как вы думаете? О чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?

(ответы слушателей)

- Предлагаю вам мастер-класс по теме  «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению».

Ш. Основная часть

- Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 

 Для решения задачи по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни мной была разработана программа внеурочной деятельности по спортивному направлению «ОФП»    и спортивная гимнастика. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

- Программа имеет 6 основных направлений работы: профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение психологического благополучия, учебно-воспитательная работа, работа с педагогами и родителями.

IV. Практикум

- Я хочу остановиться на двух направлениях программы.

  1. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний.

- По результатам мед.осмотра  наибольшее количество приобретённых детьми заболеваний – это нарушение осанки и плоскостопие, заболевания дыхательной системы.

Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки являются специальные упражнения. Я предлагаю вам побывать в роли детей и выполнить несколько таких упражнений.

Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем. Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз).(вызвать несколько человек)

1.Ходьба обычная с мешочком на голове

2.Ходьба с высоким подниманием бедра

3.Приседания

(слушатели выполняют)

- Следующее направление – это предупреждение плоскостопия. Для этого мы проводим работу с родителями по подбору правильной обуви.

Обувь для детей должна иметь широкий устойчивый каблук высотой около 1/14 от длины ступни. Обувь должна быть с мягкой окантовкой, фиксирующей стопу. Стелька должна иметь мягкий валик, поддерживающий свод стопы. Задник должен быть плотный и иметь несколько большую толщину по сравнению с остальными деталями обуви. Подошва должна быть эластичной и в то же время негладкой, во избежание возможных падений. Ну и материал: лучше натуральной кожи пока еще ничего не придумали. Она растягивается, обладает пластичностью, «дышит», гигиенична. Это, без сомнения, оптимальный выбор.

а также выполняем с ребятами ряд упражнений.

 (вызвать несколько человек)

1.Ходьба на носках

2.Ходьба на пятках

3.Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы

4.Катание теннисного мяча

5поднимание мелких предметов с пола

6.«Гусеница». Из положения сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы. (слушатели выполняют)

 (слушатели выполняют)

- Следующее направление нашей работы – предупреждение заболеваний дыхательной системы.

Для этого мы также проводим различные игры и упражнения. Одно из важных условий – научить  правильно дышать во время выполнения физических упражнений. Эти упражнения помогают

  • восстанавливать нарушенное носовое дыхание;
  • улучшают дренажную функцию легких;
  • способствуют рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани;
  • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно-психическое состояние.

В своей работе я использую методику дыхательных упражнений, разработанную А.Н.Стрельниковой

                  В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.

Диапазон заболеваний, от которых можно избавиться в течение сравнительно короткого периода времени, обширен. Существуют свидетельства того, как люди выздоравливали, излечмваясь от таких серьезных патологий, как ожирение, заикание, астма, хронический бронхит, тонзиллит,гайморит.

- Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и снова прошу вас помочь мне.

Методика дыхательных упражнений, разработанная А.Н.Стрельниковой

1. Упражнение «Ладошки»

И.П. - встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить.

Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки. Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять вдохнули носом, звучно, на всю комнату и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они также свободно расслабляются после сжатия.

Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный воздух».

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких вдоха-выдоха.

2. Упражнение «Погончики»

И.П. - встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

 В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. При этом во время толчка руки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в И.П.: кисти руке снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в И.П. - выдох уходит самостоятельно через рот., рот широко не открывается, воздух выходит абсолютно пассивно.

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки, затем пауза 3-5 секунд и снова  8 вдохов-движений. Это упражнение можно делать сидя или даже лежа. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

3. Упражнение «Насос»

И.П.- встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая, голова опущена (смотрит вниз в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Кисти рук во время наклона должны опускаться только до колен, не ниже.

Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через рот.

 Сделайте подряд 8 наклонов-вдохов. После чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд – и снова  8 наклонов-вдохов.

Норма: 12 раз по 8 вдохов.

 (слушатели выполняют)

- Эти упражнения призваны не только стать профилактическими, но и укрепить здоровье. А как вы помните, здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

- Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками ранее.

Ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста – игра.

Подвижные игры – не только  одно из основных средств физического воспитания детей, они также способствуют развитию психических процессов у детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это,  прежде всего,  двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

Для развития выносливости и координации движения в занятия по внеурочной деятельности я включаю такие игры, как «Волк и козлята», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука», «Охотники и утки». Эти игры преимущественно с бегом. Для восстановления организма включаю такие игры: «Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Цапля и лягушка» и др.

Любое занятие начинается с разминки. В качестве разминки я предлагаю поиграть в игру для  развития  координации взаимных действий.  «Атомы и молекулы».

1. Подвижная игра  «Атомы и молекулы»

Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулу, число атомов в которой я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «два». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

А так же игра на внимание:

(слушатели играют в игру «Класс, смирно!»)

Подвижная игра является естественной формой творческого освоения мира.

Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил.    

     Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими новых подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Для осуществления работы на этапе самостоятельной организации игры  мною используется ряд приёмов придумывания подвижных игр, которые я для вас хочу продемонстрировать это:

- составление вариантов игр;

- комбинирование подвижных игр;

- придумывание игр по материалам знакомых художественных произведений или эпизодам из жизни.

Начнём с самого простого приёма – это составление вариантов игр. Для примера возьмём всем известную подвижную игру «Ловишки» для кого-то эти игры известны под названием «Догонялки», «Салки», «Ляпки» Суть этой игры в том, что один водящий догоняет и осаливает остальных участников игры, пойманные дети, выбывают из игры. Давайте попробуем усложнить эту игру. Но сюжет и последовательность действий должны сохраняться.

Какие способы вариативности и усложнения этой подвижной игры вы можете предложить (увеличить расстояние, ввести новые движения, увеличить темп, добавить новые ситуации, увеличить количество ролей, поменять оборудование).

Давайте вместе с вами сейчас выберем любую всем известную сказку, по  (колобок, теремок, сказка о рыбаке и рыбке, буратино)

Далее нужно определить роли для игры. Каких героев из этой сказки возьмём на роли? Что они делают в сказке?……………..

Молодцы, определили роли! Далее определяем движения, т.е. действия для всех участников игры, как будут передвигаться?

А чтобы наша игра стала интересной нужно для неё придумать правила, т.е. что делать можно что нельзя. Какие правила игры можно придумать?

А сейчас давайте придумаем нашей игре название.

- Я думаю, вы согласитесь со мной, чтобы стать здоровым в полном смысле этого слова,  детям недостаточно только подвижных игр. Что же ещё является немаловажным фактором  приобщения  к  здоровому  образу жизни?

(ответы участников)

  1. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры питания  у младших школьников.

- Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Это достигается через организацию правильного питания.    В связи с этим особое внимание уделяется начальному звену , где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Разговор о правильном питании способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. При изучении тем дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает  ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей.

Отличительная особенность занятий внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному  направлению от уроков физической культуры состоит в том, что на каждом таком занятии мы не только развиваем двигательные качества у детей, но и прививаем младшим школьникам навыки правильного здорового питания.

- На прохождение теоретического материала по культуре питания в начале каждого  занятия отводится 3-5минут.

- Предлагаю вам некоторые темы занятий по культуре питания, которые я использую в своей работе.

Тема занятия

Самые полезные продукты

Правильно ли мы едим? Режим питания

Чем кормит нас огород? Зелень на столе

Гигиена питания

Плох тот обед, если хлеба нет

Его величество Молоко

Где прячутся витамины?

- А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд, который был включен  в одно из  занятий по культуре питания по теме «Где прячутся витамины?»

– Какие полезные продукты вы знаете?

- Почему их называют полезными, мы узнаем, разгадав кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/520908/img3.gif

1. Над землёй трава, под землёй алая   голова

2. На даче у бабушки домик стоит,
Прозрачною плёнкою сверху покрыт.
Но бабушка с дедушкой в нём не живут
В домике том помидоры растут

3. Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.

4. Показался жёлтый бок,
Только я не колобок.
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня … я …

5. Расту в земле, на грядке я ,
Красная, длинная, сладкая.

6. Он круглый и красный, как глаз светофора
Среди овощей нет вкусней …

7. Его зубчики едят в сыром виде,
Добавляют при засолке помидор и огурцов.

8. Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла
Голова велика, только шея тонка

- Итак, чем же отличается урок физической культуры от занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному  направлению?

 (слушатели работают с карточками, на которых записаны отличия урока физической культуры от занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, распределяют их в две группы)

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Постоянное место  и  продолжительность  занятий

Содержание деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп

Стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного  возраста

Деятельность строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей

Стабильное расписание

Психологическая атмосфера на занятиях носит неформальный характер, которая  способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей

Занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы

Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми

Систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

Широкое использование образовательного пространства    (возможность проводить занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.)

Позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал

Отсутствие домашнего задания

Стимулирует домашнюю деятельность школьников

В отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения,  разного возраста и т. д.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

- Мастер-класс подошёл к концу, Вы вернетесь в свои классы….  Что бы вам хотелось попробовать в своей практике  из увиденного сегодня?

(слушатели высказывают своё мнение)

- А сейчас я вас попрошу «забить гол» в баскетбольную корзину в виде своего мнения о мастер-классе.

(слушатели подходят к доске и «опускают» листочки, (т.е приклеивают их на доску, они с липким краем) в корзину, перед этим зачитывая написанное)

- Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье своих  учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)

Республиканский открытый  конкурс  «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....

Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании на примере авторских программ

Статья для научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников»...