Главные вкладки

    "Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению"
    план-конспект по зож на тему

    Шарафутдинова Гелюся Ильдусовна

    Мастер-класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_sharafutdinova.docx37.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Кайбицкая основная общеобразовательная школа» Буинского муниципального района Республики Татарстан

    __________________________________________________________________

    Мастер-класс

    «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

                                                                                           

                                                                       Учитель: МБОУ «Кайбицкая ООШ»

                                                                             Шарафутдинова Гелюся Ильдусовна

                                                          2016 год

    Цель: обобщение и представление опыта работы внеурочной деятельности  по  спортивно-оздоровительному направлению младших школьников.

    Задачи:

    -показать необходимость обучения школьников бережному отношению к своему здоровью;

    -познакомить с формами и методами проведения занятий внеурочной деятельности по спортивному направлению;

    -поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.

    Оборудование:

    Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, выполнение упражнений.

    Ход мастер-класса

    1. Вступление

    - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

    - Поговорим?

    - О чём?

    - О разном и о прочем.

    - О том, что хорошо.

    - И хорошо не очень.

    - Чего-то знаешь ты.

    - А что-то мне известно.

    - Поговорим?

    - Поговорим. Вдруг будет интересно…

    Для начала попрошу вас продолжить следующую фразу: чтобы быть здоровым, я буду…

    -Примерные ответы

    Чтобы быть здоровым, я буду:

    - мыть руки и содержать свое тело в чистоте;

    -соблюдать режим дня;

    -делать зарядку;

    -заниматься физкультурой и спортом;

    -чистить зубы;

    -следить за своей осанкой;

    -есть полезную для здоровья пищу, соблюдая меру;

    -соблюдать правила дорожного движения;

    -выполнять предписания врача;

    -соблюдать правила безопасности;

    -вести здоровый образ жизни и т. Д.

    1. Совместное целеполагание

    - Как вы думаете? О чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?

    (ответы слушателей)

    -Предлагаю вам мастер-класс по теме  «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению».

    Ш. Основная часть

    - Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Для решения задачи по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни мной была разработана программа внеурочной деятельности по спортивному направлению. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

    - Программа имеет 5 основных направлений работы: профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение психологического благополучия, учебно-воспитательная работа, работа с педагогами и родителями.

    IV. Практикум

    - Я хочу остановиться на двух направлениях программы.

    1. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний.

    - По результатам мед. осмотра  наибольшее количество приобретённых детьми заболеваний – это нарушение осанки и плоскостопие, заболевания дыхательной системы, миопия.

    • Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки являются специальные упражнения. Я предлагаю вам побывать в роли детей и выполнить несколько таких упражнений.

    1.Ходьба обычная с книгой на голове.

    2. «Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит руки врозь на высоте плеч. Теперь, не сгибая руки в локтях, можно «полетать»: наклонять туловище и руки в разные стороны. (слушатели выполняют)

     

    • - Следующее направление нашей работы – предупреждение заболеваний дыхательной системы.

    Для этого мы также проводим различные игры и упражнения. Одно из важных условий – научить  правильно дышать во время выполнения физических упражнений. Эти упражнения помогают

    • восстанавливать нарушенное носовое дыхание;
    • улучшают дренажную функцию легких;
    • способствуют рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани;
    • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
    • повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно-психическое состояние.

    В своей работе я использую методику дыхательных упражнений, разработанную Норбековым М. С. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма человека. Без питания человек сможет прожить до 60 дней, без воды — где-то около 7 дней, а без воздуха человек проживет около 5-6 минут.

    Причиной практически всех заболеваний дыхательных путей (бронхиальная астма, ангина, тонзиллит и т. д.) является неправильное дыхание.               

     Методика дыхательных упражнений, разработанная М. С. Норбековым

    Упражнение 1. Напрягите по очереди все группы мышц, затем напрягите и расслабьте мышцы лица. Следите за дыханием, оно должно быть как во сне: глубокий продолжительный вдох, затем выдох без паузы, пауза, и снова вдох.

    Упражнение 2. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание(пауза), продолжаем вдох и делаем глубокий выдох.

    Упражнение 3. «Очищающее дыхание». Данное упражнение укрепляет нервную и дыхательную систему:

    -сделать медленный полный вдох;

    -задержать дыхание;

    -сложить губы трубочкой, как будто вы приготовились свистеть;

    -выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в лёгких.

    (слушатели выполняют, каждое упражнение выполняют 3 раза)

    •     Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

    Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

    Упражнение 1.

    Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

    1. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).
    2.  Быстро моргать (1 мин.).

    Упражнение 2.

    Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

    1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).
    2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).
    3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

    Упражнение 3.        

    1. «Рисование носом».

    Превращаюсь в Буратино

    Буду рисовать картину

    Нарисую я пейзаж

    Носик я мокну в гуашь

    Вот и небо чистое,

    Солнышко лучистое,

    Травка, речка голубая

    Я рисую, не моргая,

    Будет носик рисовать

    Наше зренье улучшать!

    Нужно закрыть глаза.

           Представить себе, что нос стал таким длинным,  похожим на карандаш. Нужно написать свою фамилию.

    • Развитие внимательности у детей.

     Дети не любят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор или играть на телефоне и компьютере. Устаёт головной мозг, теряется внимание. Как быть? – Развивать внимание с помощью гимнастики мозга.          

    Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
            Для развития внимания можно использовать такие игры, как «Летает-не летает», «Найди отличия». Сейчас я предлагаю несколько упражнений .

    1. Игра «Пианино». Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.
    2. Упражнение «Мой день Рождения»

    Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

    Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

    1. Физкультурно-оздоровительная работа

    Ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста – игра.

    Подвижные игры – не только  одно из основных средств физического воспитания детей, они также способствуют развитию психических процессов у детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это,  прежде всего,  двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

    При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

    Для развития выносливости и координации движения в занятия по внеурочной деятельности я включаю такие игры, как «Волк и козлята», «Рыбаки и рыбки», «Волк во рву», «Совушка», «Охотники и утки». Эти игры преимущественно с бегом. Для восстановления организма включаю такие игры: «Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Цапля и лягушка» и др.

    Любое занятие начинается с разминки. В качестве разминки я предлагаю поиграть в игру для  развития  координации взаимных действий.  «Атомы и молекулы».

    1. Подвижная игра  «Атомы и молекулы»

    Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулу, число атомов в которой я назову».

    Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «два». Участники составляют группы по два человека. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

    А так же игра на внимание: «Класс, смирно!». Содержание игры. Руководитель подает различные строевые команды, которые дети должны исполнять в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово «группа» не произнесено, исполнять команду нельзя. Тот, кто ошибся, делает шаг вперед и продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается примерно 3 мин.

    Побеждают те, кто по окончании игры остались в исходном положении.        

    (слушатели играют в игру «Класс, смирно!»)

    - Итак, чем же отличается урок физической культуры от занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному  направлению?

     (слушатели работают с карточками, на которых записаны отличия урока физической культуры от занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, распределяют их в две группы)

    IV. Подведение итогов. Рефлексия

    - Мастер-класс подошёл к концу. А что бы вам хотелось попробовать в своей практике  из увиденного сегодня?

    - А сейчас я вас попрошу «забить гол» в баскетбольную корзину в виде своих предложений. Напишите, какие профилактические упражнения по предупреждению заболеваний вы мне посоветуете.

    (слушатели подходят к доске и «опускают» листочки, (т.е приклеивают их на доску, они с липким краем) в корзину, перед этим зачитывая написанное)

    - Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

    - Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье своих  учеников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»

    Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

    «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

    «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

    рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на...

    Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

    Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

    Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)

    Республиканский открытый  конкурс  «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....