Формы и методы передачи православных ценностей
статья по чтению по теме

Егоркина Галина Федоровна

В работе представлены формы и методы передачи православных ценностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_peredachi_pravoslav._cennostey.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Г. Ф. Егоркина

                                                                                    МОУ СОШ № 5 г. Шебекино

                                                                                    учитель начальных классов

Формы и методы передачи православных ценностей в образовании и воспитании младших школьников

                                                           …Всё школьное ученье и вся

                                                                 школьная жизнь должны быть

проникнуты разумным, религиозным

                                                           и нравственным элементом.

К. Д. Ушинский 

      В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.  Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. На фоне снижения уровня и качества жизни большинства россиян наблюдается  ослабление семейного воспитания детей. Практика школьной жизни показывает, что в проблемных семьях детям не хватает самого элементарного: человеческого участия, родительского тепла. Данные опроса РАН свидетельствуют о том, что 86 % граждан нашей страны считают, что будущее России  в возрождении духовности.

      Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания определяется следующими положениями:

  1. наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  2. в современном мире ребёнок растёт и развивается, окружённый разнообразными источниками сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и психику ребёнка;
  3. вооружение ученика духовно – нравственными знаниями  важно потому, что они не только информируют  ребёнка о нормах поведения в обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

      Задача воспитания духовно развитой, высоконравственной и культурной личности признается современным образованием инновационной педагогической ценностью.

      Понимание  духовной культуры, невозможно без обращения к ценностям, которые являются ее ядром и основным компонентом. Именно ценности позволяют осознать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие жизнь общества и поведение отдельных людей.

      Ценности – важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия.

      Духовно-нравственные ценности – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-либо более высокому, важному и непреходящему, чем его собственное существование. И наиболее значительной ценностью является патриотизм, то есть в широком смысле – любовь к Родине, ее истории и культуре, в первую очередь - к национальной культуре.

      В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовывать собственное поведение в социальной среде.

      Ценностные ориентации - это способ применения человеком своего избирательного отношения к материальным и духовным ценностям, система установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь-М.:Академия, 2000, с.163-164)

      Осмысление ценностей и ценностных ориентаций чрезвычайно важно не только для теории образования, но и педагогической практики. Главные задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников связаны с:

  1. воспитанием нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, надежды, веры, любви);
  2. формированием нравственной позиции (способностей к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  3. развитием нравственного облика (простоты, смирения, терпения, милосердия, незлобивости, способностей прощать обиды, переживать радость, проявлять стойкость и мужество);

    4)     воспитанием нравственного поведения (готовности к служению людям и  

            Отечеству, проявлению послушания и доброй воли).

       Речь идет не столько о передаче неких образцов и норм на уровне «хорошо» - «плохо», сколько об освоении их на уровне практического использования. Собственно, основная задача образования состоит в том, чтобы научить ребенка делать правильный выбор (выбор жизненного решения, оценки явления или произведения искусства, выбор друга, выбор действия или поступка).

      Особенностью духовно-нравственного воспитания детей и подростков является обретение ими ценностно-ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в их ближайшем социальном окружении и обращение их к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально-сердечного) нравственного самоопределения, к самосознанию и нравственному поведению, основанным на доверии и любви.

      Основной формой приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской школе является урок православной культуры. На уроках православной культуры учитель ставит перед собой следующие цели:

     1.  Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в

     природе, в быту), так как от красоты внешнего мира возвышается душа.

  1. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты  рукотворной и нерукотворной.
  2. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни).
  3. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).
  4. Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан к ближним, к Богу.
  5. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

      Для достижения этих целей я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод  используется во время:

      1) чтения рассказов из Священной истории;

      2) экскурсий в природу, в храм;

      3)наблюдений; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций,

        предметов,

      4) проведения дидактических игр;

      5) экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный метод наиболее эффективно я использую в процессе:

1) чтения литературных произведений  (рассказов, притч, стихотворений);

2) бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;  

3)проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

4) рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

5) разбора житейских ситуаций;

6) проведения викторин, конкурсов.

    Практический метод я использую, когда необходимо:

1) организовывать продуктивную деятельность (выставку поделок к христианскому празднику, конкурс рисунков на тему «Светлое Христово Воскресение»);

2) провести дидактические игры;    

 3) организовать конкурсы, викторины;

 4) провести экскурсии различной направленности.

      Процесс духовно-нравственного воспитания был бы неполным, если бы он не нашёл продолжение во внешкольной воспитательной деятельности. В практику моей работы вошло проведение классных часов на духовно-нравственную тематику: « Правда и ложь», «Зависть», Добро и зло», «Страдания и испытания». На этих занятиях формируются и развиваются нравственные чувства детей, идёт приобщение к духовным ценностям русского народа.

      Нравственное поведение школьников находит своё отражение в благотворительных акциях, например «Поможем малоимущим детям». Ученики с удовольствием делятся с одноклассниками учебными принадлежностями: карандашами, линейками, тетрадями. Ежегодно в классе проходит акция «Помоги птицам»: дети самостоятельно изготовляют кормушки для птиц и вывешивают их в школьном саду. Какой нравственный заряд получают они в этот момент!

      Богатый материал для приобщения школьников к православным ценностям дают уроки литературного чтения. Чтение произведений духовно  –нравственного содержания создают у учащихся определённый запас систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений  о складывании через верования народа содержание его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебника «Литературное чтение» помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, соотнести их с Божьими заповедями, сделать свой нравственный выбор.

      Предлагаю разработку урока христианской нравственности по произведению К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

 Тема урока. К. Г. Паустовский “Заячьи лапы”.      

Цели урока.1.Содействовать формированию основ христианской

                    нравственности путём ознакомления с Божьими заповедями;

                   2.учить понимать главную мысль произведения;

                   3.развивать речь учащихся, умение выражать свою

                     точку зрения о произведении, о героях и их поступках.

Оборудование. Учебники “Литературное чтение”, плакат с заповедями,

                         “Детская Библия”

        

        План урока.

Ι. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

-  Сегодня на уроке мы продолжим работу над содержанием рассказа “Заячьи лапы”. Будем учиться рассуждать, выражать свою точку зрения, познакомимся с Божьими  заповедями.

ΙΙ. Рассказ учителя о христианских заповедях.

- Множество людей на Земле живут по Божьим заповедям.  Заповеди - это законы, которые Бог дал людям. Когда люди выполняют эти законы, они живут в согласии с Богом. Самых главных и древних заповедей - десять. Сам Бог сообщил их великому святому древности – пророку Моисею, а тот передал их своему народу и записал в Священной книге - Библии. Прочитайте эти заповеди. Какие из них вам понятны?

        Заповеди

1. “Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим”.

2.”Не делай себе кумира”.

3.”Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”.

4. “Помни день субботний, чтобы святить его”.

5. “Почитай отца твоего и мать твою как повелел тебе Господь, Бог твоей”.

6. “Не убивай”.

7. “Не прелюбодействуй”.

8. ”Не кради”.

9. “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.”

10. “Не желай ничего, что у ближнего твоего”.

 Сегодня мы рассмотрим шестую заповедь - “Не убивай” и посмотрим, как  она соотносится  с содержанием рассказа К.Г.Паустовского “Заячьи лапы”.

ΙΙΙ. Работа над содержанием рассказа “Заячьи лапы” К. Г.Паустовского.  

а) Комментирование заглавия и выделение главного героя.

-Почему рассказ назван “Заячьи лапы”?

-Назовите главного героя рассказа.

б) Заполнение схемы “Отношение героев рассказа к зайцу”.

Условные обозначения на схеме:

чёрная стрелка - отрицательное отношение,

зелёная стрелка – уважительное отношение,

красная стрелка - добрые, дружеские отношения.

Выборочное чтение.

-В первой части рассказа мы знакомимся с Ваней. Что делал Ваня в селе? Прочитайте.

-Как отнёсся Ваня к предложению ветеринара?

-Соотнесите поведение Вани и ветеринара с Божьей заповедью “Не убивай”? (ответы детей).

-Какого цвета проведём стрелку от слова “Ваня” к слову “заяц”? А от слова “ветеринар”? (чёрную)

-Как относились к зайцу бабка Анисья, врач Карл Петрович, дед Ларион, автор? Обозначьте это на схеме стрелками соответствующего цвета. Объясните свой выбор.

-Как вы относитесь  к главному герою? Обозначьте  свой выбор на   схеме.

ΙV. Выявление главной мысли произведения.

-Расскажите, как заяц спас деда.

-Почему дед Ларион в разговоре с автором сказал, что он “сильно  провинился” перед зайцем?

 - Божья заповедь “Не убивай” относится не только к людям. Убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. Дед Ларион нарушил  эту заповедь. Можно сказать, что  сам  Бог отвёл его руку, и дед не попал в зайца. Что было бы, если бы дед убил зайца? (ответы детей)

-Какова главная мысль рассказа? Что хотел сказать писатель, всем нам, написав это произведение?

V. Обобщение по теме урока.

-Заповедь “Не убивай” означает, что нельзя не только лишать жизни какое-либо живое существо, но и даже в мыслях своих  нельзя желать кому-то зла, плохо о ком-либо думать, ненавидеть, сердиться, ругать. Ведь всё это убивает любовь, а главное, чему учит Бог, – это любить. Злые люди, в которых нет любви к Богу и окружающим, отвратительны. И, если эти люди не покаются и не исправятся, то Бог их не простит и накажет. Дед Ларион  в рассказе К.Г.Паустовского искупил свою вину, вылечив зайца, и был прощён Богом.

VΙ. Подведение итога урока.

-Назовите главные  мысли, которые прозвучали на нашем уроке.

(Не убивай, не делай ничего плохого ни людям, ни животным.)

VΙΙ. Задание на дом: прочитать рассказ К.Г.Паустовского “Тёплый хлеб”.

                                  Библиографический список

1. Воробьева В.И. Воспитание у детей отношения к литературным героям и их поступкам.// Начальная школа.- 1979.- №8.- С.41.

2. Макеева С. Г. Этноконфессиональный аспект духовно – нравственного воспитания в курсе чтения. // Начальная школа. – 2002. - № 4. – С. 51 – 60.

3. Макеева С. Г. Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках православия. // http://nsc.1september.ru.

4. Никандров Н. Д. Слово о православии и образовании в России. // Начальная школа. – 1996. - № 2. – С. 58 – 64.

5. Печин Ю. В. Занятия по этике христианства с детьми младшего возраста. // Начальная школа. – 1992. - № 11 – 12. – С. 43 – 44.

6. Азбука нравственного воспитания. Под  редакцией И. А. Каирова и О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1975.

7. Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. 2-е издание. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2006. – 128 с.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными. Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочное время.

В статье раскрываются формы и методы работы с одаренными детьми. В презентации показаны результаты нашей деятельности....

Доклад « Роль православных ценностей в формировании семейных традиций»

Осмысление проблем духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Актуализация опыта и православных традиций семейного воспитания....

Формы и методы преподавания курса "Основы православной культуры"

Молодежь предстаёт сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. Целеноправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий "Основ православной культуры" позволяет обе...

Доклад, приуроченный к Одиннадцатым Рождественским образовательным чтениям, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Православные ценности в содержании уроков начальной школы»

Доклад, приуроченный к  Одиннадцатым Рождественским образовательным чтениям, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Православные ценности...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

laquo;Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной к...

Формы и методы работы по формированию ценности здоровья у младших школьников в группе продлённого дня

Эффективность формирования ценности здоровья у детей в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов и приемов, которые воспитатель будет использовать в своей работе, а также от учета во...