Доклад « Роль православных ценностей в формировании семейных традиций»
статья (4 класс) на тему

Захаркина Галина Юрьевна

Осмысление проблем духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Актуализация опыта и православных традиций семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

« Роль православных ценностей

в формировании семейных традиций»

       Социально-экономический и демографический кризис в России  90 – х годов породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к  формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; господство в современной семье материальных ценностей над духовными;  снижается социальная значимость отцовства и материнства.

       В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев,  низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство). Так, согласно результатам исследований Н. Ю. Синягиной, доктора психологических наук, профессора, руководителя Государственного центра социальных исследований г.Москва (2011г.), каждый 5-ый ребёнок – внебрачный. В гражданском браке состоят 37% семей (меньше обязанностей, свобода в выборе партнёров). 2 миллиона детей в год рождаются нежеланными, оставляются в роддомах. 33% опрошенных глав семей (отцов) не считают, что они должны являться добытчиками семьи. По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье.

     Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: у детей нарушены процессы формирования духовно-нравственной сферы;  отсутствуют  четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством.    Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно-неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества.

              Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны и основанных  на традициях русской культуры.  

     Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) в статье 38 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.) подчеркнуто, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье», идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства, нации.[1] 

В документах совместного заседания Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи»[2] были особо выделены следующие положения:

- «…ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Утрата ценностных ориентиров привела и к падению авторитета семьи, что, естественно, повлияло самым отрицательным образом и на демографическую динамику нашей страны»;

    - «Истоки общественной морали – в религиозных традициях народов нашей страны, в их гуманистической направленности…»; 

     В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных традиций у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе.

    В Древней Руси подлинное образование и воспитание всегда было связано с православием. В народном сознании древнерусского человека род (семья, родственники, племя), народ, Родина связаны не просто одним морфологическим корнем, а отражали специфику миропонимания, идею развития общества. Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, "малой церковью". «Забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Царства Небесного».[3] Уже сам процесс создания семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. По русской традиции обряды, предшествовавшие созданию семьи, сопровождавшие заключение брака, органично сочетали в себе светские и церковные ритуалы. Рождение новой семьи церковь скрепляла венчанием. Религиозно-нравственное значение венчания состояло в том, что именем Христа утверждалась богоучрежденность брака, его нерасторжимость, ибо"... что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19,6).[4] Конечно, венчание само по себе еще не является гарантией прочного и счастливого семейного союза. Дело в том, что обычаи и традиции, утратившие внутреннее содержание, перестают играть регулятивную роль, точно так же, как и венчание для тех молодоженов, которые не приняли в душу священное таинство брака, остается не более как экзотическим ритуалом. И только в том случае, когда обычаи и традиции составляют суть национального самосознания, включают в себя родовой опыт народа, они становятся духовно-нравственными ориентирами. Назначением православной семьи является дальнейшее развитие любви, возвышение ее, преображение с ее помощью души, ибо Бог есть любовь.

     С рождением ребенка в семье к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда в конечном счете несло духовно-психологическую нагрузку. У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребенка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Фольклорные произведения русского народа формировались на  основе библейской традиции.[5] Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они, несомненно, вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью еще с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

           Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и  доброты души. По слову св. Апостола, «слава и честь и мир всякому, делающему доброе».[6]

      Насыщенность разнообразными формами сотрудничества между родственниками в семье и в роду создавали невидимые, на подсознательном уровне взаимосвязи, объединявшие всех представителей рода. Тем более в духовно-психологическом плане постоянно связанные родственники пропитывались общей верой и надеждами, заботой и планами, горе одного становилось общим, так же как и радость. Все это определяло какие-то общие повороты судьбы, не бросающиеся в глаза, но вполне ощутимые, особенности и детали в поступках, поведении сородичей. Разрыв нематериальных, духовных связей с родом сказывается на психологическом состоянии, а иногда и на физическом здоровье если не первого поколения, то последующих.

      Таким образом, семейные и родовые отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности - одного из главных признаков жизни православных христиан. Церковь как бы проецировала родственные отношения на всех единоверцев. Все дети единого Бога - братья и сестры во Христе. Православная семья и род, таким образом, давали идеал соединения людей в своем наивысшем духовном проявлении. Эта реалия не расходится с мыслью, все более утверждающейся в общественном сознании, что одной из основных тенденций общественного прогресса является развитие человеческого социума как единого целого, без вражды, без конфликтов.

        Выход в сложившейся ситуации может обеспечить восстановление в правах ценностей русской цивилизации. Священное естество семьи может быть возрождено лишь на основе тех духовно-нравственных устоев, которые не подвержены конъюнктуре, вкусам, моде и другим меняющимся факторам.

Такую определенность семье и роду на фоне новых укладов жизни, создаваемых эволюцией, придают духовные основы. Уместно вспомнить точную и емкую мысль И.А.Ильина о том, что "...человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад"[7] 

        Восстановление духовных основ жизни сегодня - это проблема и семьи, и общества в целом. Введение в учебный процесс школ предмета «ОРК и СЭ» – это шаг на пути последовательного осуществления новой государственной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях. Одна из задач предмета « ОРК и СЭ» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания.

      Семейные традиции не появляются в одночасье, по команде. Это долгий путь духовного воспитания людей. Как известно, на взаимоотношения в семье влияют социальные, экономические, нравственно-психологические факторы, а так же уклад семьи, конфессиональная принадлежность. Поэтому семейные традиции индивидуальны. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека.

       Таким   образом,   проблемы   современной    семьи,    порожденные преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть  решаемы на  основе  обращения  к  высшим  духовным  ценностям  национальной

культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании    родителей (русские народные традиции воспитания)// Православная     педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов  ВГПУ, 2000.128с.
  2. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.С.201.
  3. Куломзина Ф. Семья - малая церковь // Наша церковь и наши дети. М.:  Паломник, 1994. 174 с.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  6. Статья 38. Права и свободы человека и гражданина «Конституция Российской Федерации» (принята 12.12.1993 Федеральным законом от 24.12.1992 №4218 – 1  - ФЗ) // Собрание законодательных актов РФ.

Интернет-источники:

  1. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного  

воспитания. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL;  www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/

  1. www.kremlin.ru/transcripts/. Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями     при  Президенте от 11 марта 2009 года. - [Электронный ресурс] – Режим  доступа.– URL; О взаимодействии государственных органов власти и религиозных    объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи //
  2. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И.
    Маляревский 1899 г. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL;    www. pedagog.eparhia.ru/
  3. Мф.18,20: Я. Кротов. К Евангелию. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL;  www. Krotov.info.ru /yakov/essai/


[1] К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

[2] О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи. //Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте от 11 марта 2009 года. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www.kremlin.ru/transcripts/

[3] Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/

[4] Мф.18,20: Я. Кротов. К Евангелию. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL; www. Krotov.info. ru /yakov/

[5] Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)// Православная педагогика:Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.

[6] Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И.
Маляревский 1899 г. www. pedagog.eparhia.ru/

[7] Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.С.201.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего чтения в сохранении семейных ценностей. Доклад.

Доклад о необходимости совместного с детьми домашнего чтения с перечнем рекомендуемой литературы....

Обощение опыта по формированию семейных традиций

Как важно воспитывать в семье уважение к старшему поколению. Празднуя дни рождения бабушек и дедушек, всячески подчёркивайте их авторитет в семье, их участие в воспитании внуков.  ...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"

Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...

Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".

Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....