Тьюторское сопровождение
картотека

Тьютор – педагог-наставник, отвечающий за личностное,

творческое и психологическое развитие обучающегося посредством создания индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ttorskoe_soprovodenie.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Понятие и сущность тьюторского сопровождения.

Тьютор – педагог-наставник, отвечающий за личностное,

творческое и психологическое развитие обучающегося посредством создания индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного пространства.

Сопровождать – сопутствовать, идти вместе, быть рядом, помогать. Соответственно, под тьюторским сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого обучающийся совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Основная задача тьюторского сопровождения – направить образовательный интерес обучающегося таким образом, чтобы его ключевые и специальные компетенции как личностные характеристики проявились в направленности на учебно-профессиональную самореализацию, в активной творческой позиции.

Тьюторское сопровождение имеет существенный отличительный признак. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы деятельности, которые затем обсуждает с тьютором. Таким образом, чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, обучающийся должен, прежде всего, самостоятельно совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором.

2. Педагогическое сопровождение и тьюторское сопровождение.

Сопровождать – сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать

Педагогическое сопровождение – учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее, в принятии либо в отвержении априори не нуждаются.

Тьюторское сопровождение – педагогический фокус направлен на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются с наставником. Ученик должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

3. Принципы тьюторского сопровождения.

В осуществлении тьюторского сопровождения соблюдается ряд принципов.

Это модульность, гибкость, непрерывность, индивидуализация, открытость. Начнем с принципа модульности. Модуль понимается как завершенный цикл деятельности учащихся. В соответствии с представлениями ряда исследователей (в частности, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых образовательных модуля:

  • исследовательский (его также называют знаковым, научным),
  • коммуникативный (в центре внимания – общение),
  • игровой (или ролевой, в котором знания получают через живое действие).

Формы работы в научном модуле – от простых и привычных в школьной жизни, однако вызывающих затруднения, до освоения технологии учебного исследования.

Задача тьютора – «провести» воспитанника через разные способы работы, осмыслить успехи и неудачи.

Путем анализа пройденного пути прояснить индивидуальный «образовательный профиль», собственные предпочтения и, разумеется, попутно сформировать навыки работы в каждом модуле.

Следующий принцип – гибкость. Он проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, в неизменной поддержке инициативы в выборе способов деятельности.

Соблюдение принципа непрерывности обеспечивает последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.

Учет принципа индивидуализации позволяет ориентироваться на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность.

Открытость реализуется в создании условий для управления школьником собственной познавательной и образовательной деятельностью.

Позиция педагога в тьюторском сопровождении состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут удовлетворить стихийно возникший интерес, а потом и сформировать культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.

Выделяют три вектора тьюторского сопровождения

  • Социальный
  • Культурно-предметный
  • Антропологический

Социальный представляет собой шкалу так называемого инфраструктурного расширения. Это направление тьюторского сопровождения связано с ростом «образовательной географии»: учащийся в беседе с тьютором узнает о тех местах в социуме, где он может чему-либо научиться (различные встречи, спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т. п.). Чрезвычайно важным представляется тот факт, что педагог-тьютор не «выдает» готовые перечни, варианты учебных занятий, а рисует карту вместе с ребенком, опираясь на актуальный на данном этапе уровень осведомленности.Случается, что источник информации находится совсем рядом и фактически доступен ребенку, однако тот даже не догадывается о его существовании либо не умеет воспользоваться такого рода услугами (библиотека на ближайшей улице, где проходят научные и деловые встречи; факультатив либо элективный курс в другой школе или соседнем классе, занятия в студии, семинары, куда можно прийти вольным слушателем и т. д.).

Тьютор, несомненно, раздвигает границы, работая в зоне ближайшего развития. Однако, в строгом соответствии с принципами тьюторского сопровождения темп, маршрут и характер движения задаются учеником.

Задача тьютора на этом уровне работы – так организовать общение с ребенком, чтобы проявить, сделать очевидным образовательный потенциал, плавно переведя его в доступный для работы ресурс. Разумеется, профессионал-тьютор сам должен обладать полной информацией, постоянно обновляя собственный инфраструктурный «ареал».

Культурно-предметный – отмечает продвижение в границах учебного предмета, проникновение школьника в разные области знаний. Задача тьютора – ввести юного исследователя в культурную традицию, познакомить с типами специализаций в выбранной области.

Антропологический (тьютор помогает овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для саморазвития и самовоспитания) модерирование (деятельность, направленная на

раскрытие потенциальных возможностей и способностей). Это объясняется династию.

Задача тьютора состоит в выстраивании взаимодействия таким образом, чтобы ребенку стало ясно, с какими трудностями (кровь, физические нагрузки, сложный режим, постоянное общение с людьми) придется столкнуться и на какие собственные качества можно опереться, какой личный опыт использовать.

4. Этапы тьюторского сопровождения.

 Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла-взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического.

Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося.

На первом этапе, диагностическом, происходит встреча тьютора с подопечным, выяснение образовательной ситуации. Здесь особенно значимо создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.

Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос школьника, его интересы, склонности; демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении; выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики – педагогические.

Разработаны и специальные тьюторские методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, оценка имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса. Ребенок готовит «Представление» выбранного интереса, историю его возникновения, рассказ о себе. В целом, на данном этапе необходимо настроиться на развитие и стимулирование мотивации образовательной деятельности.

Следующий шаг – проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется так называемая карта интереса. Собирается тематический портфолио, посвященный данной теме. Наставник проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Его задача на данном этапе – поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент

познавательного интереса.

Третий этап – собственно реализация образовательного поиска и демонстрирование найденных сведений, полученных результатов. Защита-представление организуется разными способами: от устного 3-минутного сообщения во время тьюториала (занятия в мини-группе, не более 15 учеников), классного часа, урока (тьютор поможет договориться с учителемпредметником) до специально оформленной презентации в период проведения конференции учебно-исследовательских и проектных работ, творческих фестивалей и т. п. Тьютор не вмешивается, консультации проводит «по требованию».

Аналитический этап (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих. Удачно ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность выбранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски. На отдельной встрече организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов – презентации. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое обсуждение видеозаписи выступления. Тьютор совместно с подопечным разрабатывает критерии удачной презентации, структуры анализа (устного и графического). Завершает цикл – планирование будущего поиска, фиксация пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной деятельности и своей роли в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение учителей начальной школы

найти причины нереализованных возможностей учителя и помочь ему их рарешить...

Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает ...

Тьюторское сопровождение учащихся на 1 ступени обучения

Образовательное пространство ученика начальной школы представлено урочной и внеурочной   деятельностью.            В соответствии с утв...

"Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию....

Отчёт о реализации проекта "Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями"

 С целью разработки механизма тьюторского сопровождения учащихся на базе МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушкова города Геленджика с 2011 по 2013 г.г. в рамках муниципальной инновационной площадки реализован п...

Тьюторское сопровождение ФГОС в начальной школе

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные  в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские п...