Тьюторское сопровождение учителей начальной школы
статья по теме

Зимина Любовь Викторовна

найти причины нереализованных возможностей учителя и помочь ему их рарешить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprovozhdenie_uchiteley_nachalnoy_shkoly.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение учителей начальной школы

в условиях внедрения ФГОС.

«Нельзя чему-нибудь
научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей

             Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений требовало  перестройку не только профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, но, в первую очередь, процесса повышения квалификации уже работающего педагога.    

            Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме этого необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми  компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.  

            Введение ФГОС НОО  сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.        

              С внедрением новых  ФГОС  меняется деятельность учителей начальных классов.

      Главной   целью учителя на уроке стала организация деятельности обучающихся:

  1. по поиску  и обработке информации;
  2. обобщению способов действия;
  3. постановке учебной задачи;
  4. включение учащихся в информационно-образовательную среду.

          Многих из педагогов трудовая деятельность приводит к эмоциональному выгоранию и как следствие от него развивается: хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и повышенная ранимость - снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол.

             С целью предотвращения профессионального выгорания педагогов начальной школы были организованы курсы на базе ЦППРиК Колпинского района Санкт-Петербурга.

       Это был первый шаг на пути  подготовки учителей к внедрению ФГОС.

       Второй шаг- это  прохождения курсов повышения квалификации по новым ФГОС на базе АППО Санкт-Петербурга. После посещения курсов  в коллективе было проведено анкетирование учителей.

         Опрос показал, что они не имеют чёткого представления о компонентах  информационно-образовательной среды, её средствах и возможностях, о формах информационного взаимодействия.

         Учителя затруднялись сформулировать задачи развития собственной профессиональной компетентности.

           В целом, значительная часть учителей начальных классов недостаточно осознаёт, что информационно-образовательная среда школы является одним из основных условий реализации ООПНОО.

                Эффективность педагогической деятельности и уровень подготовки учителей не определяется только количеством часов программ повышения квалификации в условиях ФГОС.

       Необходимо изменить обучения педагогов, использовать инновационные технологии, направленные на достижение новых результатов.

         Третьим шагом для  овладения педагогами всеми  компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов стала организация тьюторского сопровождения учителей начальной школы.  

       Возник главный вопрос, кто должен быть тьютором в школе, творческий учитель, председатель МО или заместитель директора.

     Тьютор — это тот, кто

  1. сопровождает процесс индивидуализации
  2. создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;
  3. инициирует процессы мотивации педагогов;
  4. индивидуализирует процесс повышения квалификации;
  5. осуществляет мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;
  1. формирует  инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов

       Проанализировав всю деятельность учителей начальной школы за последние годы, решение возникло сразу.  Это должен быть человек, который хорошо знает все достижения и возможности учителей, их потенциал и недоработки.  

     Таким человеком являлся заместитель директора по УВР в начальной школе.

      Каждый учитель (как и каждый ученик)- индивидуален. Поэтому на момент введения ФГОС каждый педагог оказался на индивидуальном уровне готовности.

        Предлагаемое  нами тьюторское  сопровождение предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.

       Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей и строится на сочетании принципов:

  1. ориентация на достижение "зоны ближайшего развития" каждого педагога;
  2. сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога;
  3. использование методов стимулирования их творческого роста;
  4. непрерывность и преемственность методической деятельности (т.е. внедрение новых форм и сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы)

        Основными функциями тьютора являются:

  1. проектировочная
  2. организационно-мотивационная
  3. информационно-консультационная
  4. аналитическая
  5.  рефлексивная

 Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.

 Проектировочная функция (тьютор-методист, тьютор-член команды разработчиков):

  1. разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);
  2. разработка содержания, включая учебные материалы (курсы),элементы рефлексии и мотивации;
  3. разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и

         вариантов маршрутов;

  1. разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.),
  2. информационно-методических материалов, обеспечивающих

           образовательный процесс;

  1. разработка требований к  информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения педагогов.

 Организационно-мотивационная функция (тьютор-координатор, тьютор-администратор):

  1. создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы,

стимулирующей учебный процесс

  1. осуществлении социальных контактов между педагогами;
  2. организация решения административных и технических вопросов,

            возникающих у педагогов

  1. подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных

           образовательных событий;

  1. контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.

 Информационно-консультационная функция (тьютор-навигатор, тьютор-

предметный консультант, тьютор-консультант по развитию, тьютор-социальный продюсер):

  1. ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;
  2. консультирование и поддержка педагогов, помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;
  3. оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний

        и практических навыков, указание способов трансформации их в    профессиональную деятельность;

  1. оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного и профессионального самоопределения);

 Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):

  1. наблюдение и фиксация личностных данных, способностей педагогов, их планов и намерений, интересов, склонностей,
  2. мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному

самоопределению;

  1. анализ портфолио личностного развития и портфолио педагогов в процессе и по итогам обучения.

 Рефлексивная функция:

  1. организация рефлексивной деятельности на этапах обучения учителей;
  2. создание условий для освоения педагогов рефлексивных навыков и

умений.

Этапы тьюторского  сопровождения педагогов:

  1. Самоанализ учителей (первичный)
  2. Анкетирования учителей по теме: « Готовность к ФГОС»
  3. Прохождение учителями курсов: « ФГОС. Содержание. Технологии реализации»  на базе ИМЦ района, АППО.
  4. Создание творческих групп учителей
  5. Написание индивидуальных  образовательных программ, маршрутов учителей
  6. Рефлексия (коррекция профессиональной деятельности через самоанализ)

Принципы тьюторского сопровождения учителей

  1. Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
  2. Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
  3. Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов педагогов.
  4. Открытость – управление собственной познавательной  и образовательной деятельностью.

Девиз тьютора-это

  1. открытость: сотрудничество и помощь всем, кто в ней нуждается;
  2. успешность: хочешь знать больше - используй все возможности ;
  3. уникальность: каждый может найти свой путь к вершинам профессионального мастерства. (ИОП)

Как сопровождающий  профессиональное  развитие, тьютор организует ситуации  

  1. самоопределения
  2. самообразования
  3. самоосуществления
  4. самореализации человека в профессии

 Тьютор включает учителей в разные виды  деятельности проектную, исследовательскую, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования.

           При этом тьютор помогает педагогам в развитии потребности и осознании необходимости изменения своей деятельности и построении новой, в организации поэтапного построения педагогами новой деятельности, в организации ее анализа и рефлексии.

       В  деятельности педагогов тьютор помогает им анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания педагогами своих достижений, осознания своих проблем, формулировки задач и корректировки своих действий.

  Работа  организуется в виде информационных семинаров, курсов  

повышения квалификации, долгосрочных, проектных, проблемных семинаров,

творческих групп по обобщению и распространению эффективного      педагогического опыта по введению ФГОС, в рамках которых  переводиться  

деятельность учителей начальных классов из режима получения информации в

режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.

            Всё это формирует образовательную среду,  которая создает условия педагогам для совершенствования профессионального мастерства и  развития их творческого потенциала, внедрения нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями и в конечном счете повышения эффективности и качества педагогического процесса.

Обучение педагогов обладает наибольшей эффективностью, если ведущая роль в выборе содержания, форм, способов обучения принадлежит самому учителю. Учитель, проектируя свое дальнейшее саморазвитие опирается на проблемы и противоречия, выявленные в ходе самоанализа.

Для построения педагогами собственного профессионального образования тьютор помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные программы, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам его профессиональное позиционирование.

 Результатом написания  ИОП ( индивидуальной образовательной программы) можно считать следующее:

  1. положительный психологический климат в педагогическом коллективе;
  2. рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
  3. способность и готовность педагогов к профессиональному саморазвитию;
  4. владение педагогами современными образовательными технологиями и методиками;
  5. рост профессиональной компетентности педагогов,
  6. наличие положительной динамики результатов образовательного процесса.

Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса

Алгоритм создания тьютором  педагогического ресурса педагога.

  1. «ХОЧУ» -  создание информационно-образовательной  среды для учителя
  2. «МОГУ»-  написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
  3. «ЗНАЮ»-  курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
  4. «УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
  5. «ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя

Благодаря тьторству имеются положительные результаты:

  1. Учителя регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции.
  2. Курсы повышения квалификации прошли – 100 % педагогов начальной школы.
  1. Создана необходимая  образовательная среда, в которой одни учителя получили необходимый им  педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.
  2. Учителя активно применяют инновационные технологии в своей педагогической деятельности.
  3. Выросла активность педагогов, их стремление к творчеству,  участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мастер-классах, конференциях.

Как результат работы творческих групп создание инновационного продукта

Анализ урока с точки зрения формирования УУД ( универсальных учебных действий)

     Участие педагогов в Образовательном марафоне: работаем по новым стандартам, проводимом, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (СПб АППО) – Федеральной стажировочной площадкой и Общественной организацией «Союза педагогов Санкт-Петербурга» (СП СПб)

 Таким образом, создание и совершенствование  в школе современного тьюторского методического сопровождения учителей начальных классов, работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по теме "Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы"

Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагно...

"Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Центр методического сопровождения учителей начальных классов по работе с одаренными детьми на базе МОУ "СОШ №1" города Энгельса Саратовской области

В этом разделе представлены 1) ПОЛОЖЕНИЯ конкурсных мероприятий, которые проводились для обучающихся и учителей начальных классов Энгельсского муниципального района Саратовской области;2) МАТЕРИАЛЫ се...