Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
учебно-методический материал по теме

Ожередова Ольга Сергеевна

 Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями с целью их творческой самореализации возможно, применяя технологию тьюторского сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта: «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Номер проекта

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с особыми образовательными потребностями, диагностика, индивидуальный образовательный маршрут, рефлексия, проект, исследование.

Краткая аннотация проекта. Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями с целью их творческой самореализации возможно, применяя технологию тьюторского сопровождения.

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта:

Ожередова Ольга Сергеевна

Каримова Елена Николаевна

Телефон руководителя проекта:

89184528001

89184983667

Полное название организации – места работы руководителя проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования город-курорт Геленджик

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

Аверкиева Валентина Леонидовна

Год начала проекта: 2010

Год окончания проекта: 2013

Список основных исполнителей проекта

Подписи исполнителей проекта

О.С.Ожередова

Е.Н.Каримова

С.Ф.Привалова

Т.О.Тимофеева

Л.А.Москалева

Т.О.Тимофеева

Е.А.Охрименко

Т.В.Насонова

Л.А.Березкина

Л.В.Накоркешко

И.Г.Теребрюхова

В.П.Харникова

Е.И.Новикова

Подпись руководителя проекта

Дата подачи отчета

Экспертное заключение

Отчет поддержать

Отчет отклонить

Отчет поддержать с особыми условиями

Подпись экспертов

1. Наименование проекта «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

2. Проблема, на решение которой направлен проект.

Современная школа должна способствовать решению следующих, на наш взгляд, методических задач:

  • формировать умения и навыки критического мышления  в условиях работы с большими объёмами информации;
  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • формировать навыки самообразования;
  • формировать навыки работы в группе, в команде;
  • развивать навыки самоконтроля.

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения вышеперечисленные задачи являются основополагающими, но в настоящее время решить их на должном уровне в рамках современной классно-урочной системы не является возможным. Проблемой является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями возможно, применяя технологию тьюторского сопровождения.

  1. Обоснование актуальности проекта для региона, муниципальной системы образования, образовательного учреждения.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо наличие индивидуальной программы, индивидуального образовательного маршрута по интересующей ребёнка проблематике. Для реализации индивидуальной образовательной программы учащегося необходимо наличие реальных социальных действий. Взрослый при этом помогает ученику вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

  1. Основной замысел, суть проекта.

Идея проекта заключается в решении проблемы «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями, применяя технологию тьюторского сопровождения при выполнении проектно-исследовательских и творческих работ.

Замысел проекта на первом этапе заключается в том, чтобы выявить и развить учащихся  с особыми образовательными потребностями, подготовить  учителей к работе с такими детьми, отработать механизм тьюторского сопровождения детей при подготовке  к творческим и исследовательским конкурсам, олимпиадам, соревнованиям и другим событиям.

Объект исследования – проектно-исследовательская и творческая деятельность школьников.

Предмет исследования – тьюторское сопровождение проектно-исследовательской и творческой деятельности школьников.

Цель - разработать механизм тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с целью их творческой самореализации.

Задачи проекта: поиск эффективных  групповых форм тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; разработка индивидуальных образовательных маршрутов; поиск результативных форм сотрудничества учителей-предметников и тьюторов; разработка должностных инструкций тьютора в нашем образовательном учреждении.

Мы выдвинули следующую гипотезу: тьюторское сопровождение проектно-исследовательской и творческой деятельности будет способствовать творческой самореализации учащихся.

В качестве диагностического инструментария планируется использование анкетирования учащихся до и после эксперимента, контент-анализ, анализ результатов деятельности, наблюдение.

  1. В чем конкретно заключается новизна и практическая значимость данного проекта для муниципальной системы образования.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс, — учитель. Учитель (позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.

У тьюторства, по нашему мнению, большое будущее. В настоящее время у нас есть возможность тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями; в будущем, возможно, границы будут расширены. Значимость проекта для муниципальной системы образования заключается в том, что за счёт создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальной работы с учащимися возможно:

  • выходить на региональный, всероссийский уровень олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, достичь определённых результатов;
  • созданные на базе учреждения методические наработки, механизмы тьюторского сопровождения могут быть взяты за основу и переработаны другими учреждениями.

        

  1. Имеющиеся у инновации культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт и теоретические предпосылки.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

7.Этапы реализации и их содержание на весь срок реализации проекта. Ожидаемые результаты по каждому из этапов.

1 этап – подготовительный (январь 2011 – август 2011 г.).

2 этап – формирующий (сентябрь 2011 – август 2013 г.).

3 этап – обобщающий (сентябрь – декабрь 2013 г.).

Содержание инновационной деятельности

Ожидаемые результаты

1 этап – подготовительный (январь 2011 – август 2011 г.)

1. Диагностика уровня готовности педколлектива к инновационной деятельности.

Формирование группы педагогов в рамках каждого школьного предметного методического объединения, готовых работать в инновационном режиме.

2. Проведение обучающих семинаров в рамках работы школьных предметных методических объединений по проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Повышение профессионального мастерства педагогов.

3. Создание творческой группы учителей в рамках работы каждого предметного методического объединения.

Составление плана работы.

4. Подбор диагностического инструментария.

Разработка анкет для различных возрастных групп на начало реализации проекта.

2 этап – формирующий (сентябрь 2011 – август 2013 г.).

Апробирование модели тьюторского сопровождения при выполнении исследовательских и творческих проектов; выработка алгоритма тьюторского сопровождения на базе 1-11-х классов

(сентябрь 2011 – август 2012 г.)

Работа с учащимися

1. Информирование учащихся, обнаружение интереса, постановка целей (через информационные стенды, личные беседы с учащимися, родителями, использование сайта школы).

На этом этапе возможно «увидеть» ребят, проявивших интерес к проектной, исследовательской, творческой деятельности, готовых к самообразованию, а не делать упор только на детей, которые заняты во многих предметных олимпиадах.

Проведение диагностики.

2. Подготовка инструкционных карт, подбор материала по выполнению проектных, исследовательских, творческих работ.

Выбор тем проектных, исследовательских и творческих работ.

3. Разработка карт индивидуальных образовательных маршрутов. Консультации учащихся. Наблюдение за продвижением по индивидуальному образовательному маршруту.

Создание продуктов (проектных и исследовательских работ). Презентация. Представление работ на научно-практических конференция школьников, конкурсах исследовательских работ и творческих проектов.

4. Формирование у учащихся способности анализировать свои достижения и, при необходимости, вносить изменения в индивидуальный образовательный маршрут.

Главная оценка – удовлетворение ученика от процесса самообразования, от новых, приобретённых самостоятельно, знаний, от возможности опробовать приобретённые знания, от нового социального опыта. Завоевание призового места не должно стать самоцелью, хотя служит дополнительным стимулом для дальнейшего роста учащихся.

5. Анкетирование учащихся с целью выявления роли тьюторского сопровождения творческой самореализации учащихся.

Получение положительного результата.

6. Выпуск сборников творческих работ учащихся.

Повышение мотивации учащихся к творческой и исследовательской деятельности; формирование личностной компетенции.

7. Организация и проведение торжественных мероприятий «Созвездие талантов» для учащихся, педагогов и родителей

Повышение социального статуса учреждения, формирование личностной компетенции учащихся

8. Мониторинг участия и результативности участия школьников в олимпиадах, творческих и исследовательских конкурсах.

Положительная динамика.

Работа с педагогами и родителями

1. Проведение практических семинаров по обмену опытом тьюторского сопровождения учащихся. Взаимодействие тьютора и учителя-предметника.

Выработка механизма сотрудничества тьютора и учителя-предметника.

2. Представление опыта работы педагогов на заседаниях школьных, городских методических объединений, тьюторских конференциях, научно-практических конференциях.

Повышение социального статуса учреждения, педагогов.

3. Публикации в научно-методических журналах, представление опыта работы через сеть Интернет.

Повышение социального статуса учреждения, педагогов.

4. Обмен мнениями через сайт образовательного учреждения.

Сотрудничество педагогического коллектива и родителей.

5. Анкетирование педагогов по вопросу изменения взаимоотношений участников образовательного процесса.

Атмосфера сотрудничества, отсутствие конфликтов.

Апробация тьюторского сопровождения в 1 классах во внеурочной деятельности при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

(сентябрь 2012 – август 2013 г.)

Работа с педагогами и родителями

1. Анкетирование родителей будущих первоклассников «Что интересно моему ребёнку»

Выявление запроса с целью разработки программ внеурочной деятельности.

2. Разработка программ внеурочной деятельности в рамках реализации интересов учащихся.

Наличие программ внеурочной деятельности, отвечающих потребностям учащихся образовательного учреждения.

3. Проведение методических консультаций для тьюторов, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

Выработка стратегии сотрудничества

4. Публикации в научно-методических журналах, представление опыта работы через сеть Интернет.

Повышение социального статуса учреждения.

5. Обмен мнениями через сайт образовательного учреждения.

Сотрудничество педагогического коллектива и родителей.

6. Представление опыта работы педагогов на заседаниях школьных, городских методических объединений, тьюторских конференциях, научно-практических конференциях.

Повышение социального статуса учреждения.

Работа с учащимися

1. Создание творческих групп учащихся по интересам.

Повышение мотивации учащихся, развитие творческих способностей.

2. Вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность.

Творческая реализация первоклассников с особыми образовательными потребностями.

3 этап – заключительный (август 2013 – декабрь 2013 г.г.).

Подведение итогов.

Основные критерии реализации проекта

Критерий

Результативность

1. Рост познавательной и творческой активности учащихся

- рост количества учащихся научного общества «Прометей»;

- мониторинг достижений учащихся на предметных олимпиадах, творческих и исследовательских конкурсах, научно-практических конференциях учащихся;

- улучшение качества подготовленных проектов и результативности участия в творческих и исследовательских конкурсах;

- возможность самоутверждения, поднятие социального статуса учащихся, не имеющих особых успехов в учёбе.

2. Введение должности «тьютор» в образовательном учреждении

- адаптация должностных обязанностей к условиям школы

3. Профессиональный и личностный рост педагогов

- успешное участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях;

- разработка педагогами школы программ внеурочной деятельности в начальной школе с учётом интересов детей и потребностей учреждения;

- публикации педагогов в научно-методических журналах на различных уровнях.

4. Благоприятный психологический климат в школьном коллективе (учителя, родители, учащиеся, тьюторы)

- эмоциональная комфортность;

- атмосфера сотрудничества.

8. Ожидаемые результаты в мае 2011 года, форма их представления.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

Форма представления

1. Формирование группы педагогов-инноваторов.

Состав групп педагогов.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Семинары, мастер-классы по данной проблематике

3. Подбор диагностического инструментария.

Подбор анкет для учащихся различных возрастных групп на начальном этапе реализации проекта.

4. Повышение статуса образовательного учреждения в городе.

Публикации в СМИ, на школьном сайте.

9. Перечень основных исполнителей проекта, содержание и объем работы каждого исполнителя.

Исполнители проекта

Содержание работы

Ожередова Ольга Сергеевна, заместитель директора по НМР

Разработка проекта, организация и проведение семинаров, мастер-классов, аналитическая деятельность, публикации в СМИ.

Каримова Елена Николаевна, учитель технологии, тьютор индивидуализации

Разработка проекта, работа с учащимися, организация сотрудничества с предметными кафедрами, тьюторское сопровождение.

Привалова Светлана Фёдоровна, педагог-психолог, тьютор индивидуализации

Анкетирование учащихся, проведение мониторинга становления субъектной позиции школьников, психологическое сопровождение.

Тимофеева Татьяна Олеговна, руководитель ШПМО учителей начальных классов, тьютор индивидуализации

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей начальных классов.

Охрименко Елизавета Аполлинарьевна, руководитель ШПМО учителей русского языка и литературы

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей русского языка и литературы.

Насонова Татьяна Владимировна, руководитель ШПМО учителей математики и информатики

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей математики и информатики.

Березкина Людмила Александровна, руководитель ШПМО учителей иностранного языка

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей иностранного языка.

Накоркешко Людмила Васильевна, руководитель ШПМО учителей блока «Искусство»

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей ИЗО, технологии и музыки.

Теребрюхова Ирина Георгиевна, руководитель ШПМО учителей химии, биологии, физики

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей химии, физики и биологии.

Харникова Валентина Петровна, руководитель ШПМО учителей истории, обществознания, географии и кубановедения

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей истории, обществознания, географии и кубановедения.

Руководители проекта                                        О.С.Ожередова

                                                                        Е.Н.Каримова

Исполнители проекта                                        С.Ф.Привалова

                                                                        Т.О.Тимофеева

                                                                        Е.А.Охрименко

                                                                        Т.В.Насонова

                                                                        Л.А.Березкина

                                                                        Л.В.Накоркешко

                                                                        И.Г.Теребрюхова

                                                                        В.П.Харникова

Директор МОУ СОШ № 2                                        В.Л.Аверкиева

Название проекта: «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Номер проекта

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с особыми образовательными потребностями, диагностика, индивидуальный образовательный маршрут, рефлексия, проект, исследование.

Краткая аннотация проекта. Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями с целью их творческой самореализации возможно, применяя технологию тьюторского сопровождения.

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта:

Ожередова Ольга Сергеевна

Каримова Елена Николаевна

Телефон руководителя проекта:

89184528001

89184983667

Полное название организации – места работы руководителя проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования город-курорт Геленджик

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

Аверкиева Валентина Леонидовна

Год начала проекта: 2010

Год окончания проекта:

Список основных исполнителей проекта

Подписи исполнителей проекта

О.С.Ожередова

Е.Н.Каримова

С.Ф.Привалова

Т.О.Тимофеева

Л.А.Москалева

Т.О.Тимофеева

Е.А.Охрименко

Т.В.Насонова

Л.А.Березкина

Л.В.Накоркешко

И.Г.Теребрюхова

В.П.Харникова

Е.И.Новикова

Подпись руководителя проекта

Дата подачи отчета

Экспертное заключение

Отчет поддержать

Отчет отклонить

Отчет поддержать с особыми условиями

Подпись экспертов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями Ожередова Ольга Сергеевна, заместитель директора по НМР, учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 Каримова Елена Николаевна, учитель технологии МОУ СОШ № 2

Слайд 2

Современная школа должна способствовать решению следующих методических задач: формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации; формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационно-коммуникационных технологий; формировать навыки самообразования; формировать навыки работы в группе, в команде; развивать навыки самоконтроля.

Слайд 4

Актуальность Дети с особыми образовательными потребностями Реальные социальные действия Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальная программа

Слайд 5

Идея, замысел проекта: выявление учащихся с особыми образовательными потребностями методическая поддержка учителя отработка механизма тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

Слайд 6

Объект исследования Предмет исследования проектно-исследовательская и творческая деятельность школьников тьюторское сопровождение

Слайд 7

Цель проекта: разработка механизма тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с целью их творческой реализации.

Слайд 8

Задачи проекта : поиск эффективных форм тьюторского сопровождения разработка индивидуальных образовательных маршрутов разработка должностных инструкций тьютора

Слайд 9

Гипотеза Тьюторское сопровождение Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской и творческой деятельности будет способствовать творческой самореализации учащихся

Слайд 10

Диагностический инструментарий: анкетирование учащихся; наблюдение; контент-анализ; результативность творческой и исследовательской деятельности.

Слайд 11

Тьюторская модель обучение социальная практика образователь- ная рефлексия

Слайд 12

Этапы эксперимента: Январь 2011 – август 2011 г.г.– подготовительный Сентябрь 2011 – август 2013 г.г. - формирующий Сентябрь 2013 – декабрь 2013 г.г. - заключительный

Слайд 13

Основные критерии реализации проекта 1. Рост познавательной и творческой активности учащихся. 2. Введение должности «тьютор» в образовательном учреждении. 3. Профессиональный и личностный рост педагогов . 4. Благоприятный психологический климат в школьном коллективе (учителя, родители, учащиеся, тьюторы).

Слайд 14

Ожидаемые результаты в мае 2011 года 1. Формирование группы педагогов-инноваторов. 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов. 3. Подбор диагностического инструментария. 4. Повышение статуса образовательного учреждения в городе.

Слайд 15

« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А. Дистервег Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

Отчёт о реализации проекта "Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями"

 С целью разработки механизма тьюторского сопровождения учащихся на базе МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушкова города Геленджика с 2011 по 2013 г.г. в рамках муниципальной инновационной площадки реализован п...

«ИКТ как важное средство обучения учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблема обучения и воспитания детей с недостатками интеллекта в настоящее время очень актуальна. Анализ психолого – педагогической литературы показал, что у школьников с умственной отсталостью ...

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями....

Особенности деятельности педагога –психолога с учащимися с особыми образовательными потребностями в коррекционных школах VIII вида

Обучение в школах  VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее об...

Пластилинография для учащихся с особыми образовательными потребностями (1-4 класс)

Занятия по пластилинографии являются одним из основных, и представляют большую возможность для развития и обучения детей с особенными возможностями здоровья.Также можно использовать данные шаблоны в р...

Программа взаимодействия с семьями (родителями) учащихся с особыми образовательными потребностями "Ориентир на успех"

Программа взаимодействия с семьями (родителями) учащихся с особыми образовательными потребностями "Ориентир на успех"...