«ИКТ как важное средство обучения учащихся с особыми образовательными потребностями»
статья на тему

Павлова Екатерина Алексеевна

Проблема обучения и воспитания детей с недостатками интеллекта в настоящее время очень актуальна. Анализ психолого – педагогической литературы показал, что у школьников с умственной отсталостью представления  об объектах и явлениях окружающего мира отличаются неточностью, несистематичностью, фрагментарностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_1.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Е.А.

«ИКТ как важное средство обучения учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблема обучения и воспитания детей с недостатками интеллекта в настоящее время очень актуальна. Анализ психолого – педагогической литературы показал, что у школьников с умственной отсталостью представления  об объектах и явлениях окружающего мира отличаются неточностью, несистематичностью, фрагментарностью. Это обусловлено и несформированностью психических процессов и низкой познавательной активностью детей с умственно отсталостью. Соответственно работа по формированию представлений и понятий должна строиться с учетом имеющихся у умственно отсталых школьников особенностей.

Успешность усвоения программного материала зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приемов обучения, опоры на личный чувственный опыт учащихся, связь обучения с жизнью, а так же от того, как педагог учитывает интеллектуальные и психические особенности учащихся, осуществляет коррекционно – развивающую направленность обучения. Таким образом, в процессе формирования и закрепления определенных представлений и понятий необходимо в ходе уроков применять такие средства, которые будут способствовать эффективности данного процесса. На сегодняшний день современную школу нельзя представить без технических средств. Следовательно, одним из главных средств в коррекционной школе является использование информационных – компьютерных технологий, так как они относятся к наглядным средствам обучения. У детей с особыми познавательными потребностями наблюдаются речевые отклонения, поэтому речь учителя не может использоваться как основной метод обучения, а значит, на уроках необходимо использовать как можно больше наглядности для развития зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти, наглядно – образного, словесно-логического мышления. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении их в различные этапы урока.

Использование компьютерных технологий на уроках помогает подобрать необходимый красочный материал в интернете. Все иллюстрации возможно представить в увеличенном масштабе, что помогает лучше рассмотреть изучаемый объект. Кроме того, данные виртуальные пособия легко хранить и находить, они не выцветают, не пылятся, не ломаются, при желании их несложно откорректировать.

С помощью ИКТ несложно создавать необходимые дидактические игры, с учетом особенностей конкретного класса. Как известно они способствуют формированию представлений, понятий и помогают пробудить интерес к изучаемому материалу. Кроме того, использование дидактической игры развивает познавательный интерес.

Несомненно, что грамотно построенный урок вызывает у учеников желание учиться. В своей работе я использую как наглядные, так и словесные, практические методы обучения. Наряду с этими методами демонстрационные презентации являются основой при подготовке и в проведении уроков. Последнее время, постоянно разрабатываю и провожу уроки русского языка, чтения, математики, окружающего мира, истории и культуры Санкт-Петербурга, классные часы, внеклассные мероприятия с использованием на разных этапах урока презентации, выполненные в Microsoft PowerPoint. Все презентации составляются с учетом:

  • возрастных особенностей умственно – отсталых школьников;
  • учебно – воспитательных целей и задач;
  • содержания обучения учащихся в коррекционных школах;
  • доступности;
  • состояния психического и соматического здоровья школьников.

В свои презентации включаю:

  • иллюстрации в виде фотографий или рисунка;
  • текст алгоритма, изучаемый и применяемый на уроках;
  • письменные задания и образцы выполнения;
  • дидактические игры, адаптированные к изучаемым темам (загадки, кроссворды, ребусы, «четвертый лишний», «Рассели животных», «рассели числа в домик»);
  • придуманные собственные игры («Верно – неверно», «игровые звездочки», «Жители города и села», «Периоды осени», «Поразмысли не спеша», «Узнай осенний признак»);
  • компьютерные программы, которые способствуют развитию внимания, зрительной памяти, познавательных способностей детей.
  • Видео фрагменты (выборочно).

Использование ИКТ помогает мне лучше оценить способности и знания ученика, понять его, побуждает искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, а учащимся, несомненно, помогает в усвоение программного материала.

После проведения уроков с использованием презентаций, необходимо отметить положительную динамику в усвоении программного материала умственно отсталыми учащимися.

        В этом году мы начали разрабатывать дистанционные уроки для учащихся, пропустивших урок, не усвоивших материал по тем или иным причинам. Благодаря этим урокам учащиеся (вместе со своими родителями) могут выйти на сайт школы и изучить нужную тему по любому интересующему предмету, а презентации, несомненно, помогут  лучшему усвоению программного материла. В результате часто болеющие дети не будут отставать от школьной программы.

        Таким образом, использование информационных – компьютерных технологий в коррекционном процессе  позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы, обучения, увеличивая тем сам интерес к учебному процессу.

Библиографический список

  1. «Использование компьютеров на занятиях с детьми, обучающимся по специальной (коррекционной) программе школы 7, 8 видов». Авторы: Новикова Татьяна Геннадьевна, учитель информатики Сухова Татьяна Николаевна, www.ucoz.ru.
  2. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004.- № 11. - С.49 - 52.
  3. Лагузина Светлана Леонидовна // Информационные технологии в обучении младших школьников, www. pedsovet.org.
  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
  5. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает ...

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Отчёт о реализации проекта "Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями"

 С целью разработки механизма тьюторского сопровождения учащихся на базе МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушкова города Геленджика с 2011 по 2013 г.г. в рамках муниципальной инновационной площадки реализован п...

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями....