Создание благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. Рекомендации родителям по выполнению заданий с детьми
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Доклад на общешкольное родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokl_rod_sobranie.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Создание благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. Рекомендации родителям по выполнению заданий с детьми»

Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, то есть умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе, совершенствование процесса обучения в целом.

Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире.

Мы сегодня будем говорить о создании условий в образовательном процессе для развития индивидуальных особенностей и способностей личности школьника.

Что же такое условия?

«Условия» - это среда, обстоятельства, ситуация, в которых что-либо происходит.

Процесс образования зависит в большой мере от того в каких именно условий он проводится. В качестве условий выступают, например, психологические и социологические факторы и т.д. Качественный процесс образования, это когда все факторы направлены на то, чтобы обеспечить эффективность в процессе получения знаний детьми.

Основные факторы, которые влияют на образование, на качество и эффективность обучения это:

  1. Психологические факторы, которые влияют на процесс обучения, складываются из отношения каждого ребенка к процессу обучения. Это некая мотивация к обучению, побуждение к действию.
  2. Социологические факторы связаны с обществом, и с тем как ребенок видит себя в этом обществе. Общество влияет на мировоззрение каждого и на то, как он рассматривает процесс обучения.
  3. Педагогический подход тоже влияет на обучение и заключается он в подготовке кадров, которые ведут преподавательскую деятельность. От преподавателей зависит в большую степень то, как кто учатся, относятся к процессу обучения. Преподаватели должны возбудить интерес к процессу обучения, передавать знания, и учить учеников учиться. Очень важно передать знания о том, как можно самостоятельно учиться и совершенствовать свои знания.

Остановимся на педагогических факторах и рассмотрим какие условия создаются для раскрытия в каждом ученике творческого потенциала, развитию индивидуальных способностей ребенка.

Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаётся благожелательная творческая атмосфера, воспитывая в детях доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика.

Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.

Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум.

Дифференциация (разделение) и индивидуализация обучения (индивидуальные особенности каждого, подстраиваемся под каждого ребенка, все детишки разные) достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки - путешествия, интерактивные игры, экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты, сюрпризные моменты. Активно используем дифференциацию обучения, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию.

В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию способностей. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Основная задача скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности.

Планирование воспитательной работы педагоги проводят на базе предварительной диагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании классных часов и при индивидуальной работе с учащимися. Также уделяем особое внимание вовлечению учащихся в кружки, такие как «Шашки», «Конструирование из дерева», «Поварское дело», «Театральное творчество» это способствует развитию всесторонне развитой, творческой личности.

Важным условием также является и взаимодействие с семьей ребенка.
Учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Таким образом, используя данные условия, мы сможем воспитать творческую и развитую личность

Рекомендации учителя-дефектолога по выполнению заданий

Далее хотелось бы рассмотреть какие условия необходимо создать для ребенка при выполнении заданий. Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует родителей, когда ребенок только пошёл в школу, когда учебный стереотип ещё недостаточно сформирован, и мотивация к учебной деятельности находится на низком уровне, организовать выполнение заданий бывает очень трудно. Иногда родители вынуждены настаивать, а порой и заставлять заниматься. Подобный негативный опыт вызывает у ребёнка отрицательные эмоции и в дальнейшем приводит к ещё большим трудностям.

Меры по созданию условий, которые положительно настраивают ребенка на выполнение заданий (это могут быть и домашние задания, и задания от логопеда, учителя- дефектолога). Как же постараться этого не допустить? Очень важно для начала сформировать у него положительное отношение к заданиям. И помочь в этом должен, прежде всего, родитель.

Для формирования у ребёнка положительного настроя и собственно стереотипа к выполнению заданий рекомендую работать в нескольких направлениях:

  1. Формирование уверенности в своих силах.

Выполнение домашнего задания предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Учитывая особенности детей, можно говорить о том, что проявление этой самостоятельности бывает затруднено. В связи с этим главная задача родителей — не дать ребёнку почувствовать себя беспомощным перед тем или иным заданием, вовремя оказать ему необходимую помощь. Не следует оставлять ребёнка одного, если нет гарантии, что он сам точно справится с заданием. Ведь только в состоянии покоя и уверенности у ученика будет возникать меньше отрицательных эмоций.

  1. Формирование правильной мотивации.

Выполнение домашних заданий не должно использоваться в качестве наказания за проступки, нельзя говорить: «Если ты не перестанешь баловаться, мы будем делать уроки». «Пока ты не сделаешь уроки, мультики я тебе не включу». Подобные слова не должны использоваться родителями, если они хотят сформировать у ребёнка положительную мотивацию к выполнению домашних заданий. Наоборот, нужно преподнести домашнее задание как нечто интересное. Для этого в ходе выполнения задания можно использовать какие-нибудь маленькие сюрпризы, похвалу, которые обязательно вдохновят ребёнка. Похвала имеет очень большое значение! Ребёнка нужно хвалить за любые затраченные усилия, отмечать любые, даже незначительные успехи: «Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!».

  1. «Формирование адекватного восприятия ошибок.

Выполняя вместе с ребёнком задание, нужно постараться не делать слишком большой акцент на допускаемых им ошибках. Прежде всего, необходимо отмечать положительные моменты, обращать внимание на то, что сделано правильно. У ребёнка не должно возникнуть отношения к трудностям и ошибкам, как к чему-то непреодолимому. Нужно помочь ему почувствовать, что сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно он может с ними справиться.

Создание условий для выполнения заданий наряду с формированием положительного отношения к заданиям важно обеспечить определённые условия для работы. К ним можно отнести:

  1. Учебное пространство (привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей). Учебное пространство должно быть не просто удобным в эргономическом плане (правильно подобранная мебель, достаточный уровень освещённости), но и чётко структурированным. Ребёнку нужен лёгкий и быстрый доступ к его учебным принадлежностям.

  1. Рабочая атмосфера. Во время выполнения задания необходимо учитывать особенности восприятия у ребёнка. Очень большое значение имеет звуковой фон. Могут быть разные варианты организации: поддерживающий фон или отсутствующий. Если ребёнок нуждается в полной тишине, необходимо её организовать.

3. Планирование времени. Школьнику, попавшему в новые условия обучения, бывает очень сложно начать выполнять задания, потому что он не знает, когда сможет закончить. Необходимо, еще планируя работу над заданием, вводить временные ограничения. До тех пор, пока взрослый хотя бы приблизительно не будет представлять себе, какое время занимает выполнение задания по конкретному предмету, весь процесс нужно поделить на равные интервалы, разделяя их перерывами. Очень важно чётко следовать регламенту. Тогда ребёнок постепенно привыкнет, и процесс переключения с одного задания на другое будет проходить спокойнее. Для того чтобы понять, какой интервал подходит ребёнку, нужно внимательно последить, сколько минут он работает наиболее эффективно. Лучше всего рабочий интервал наращивать постепенно и переключаться на перерыв до того, как ребёнок начнёт уставать. Очень важно, чтобы всё время занятий: и рабочие интервалы, и перерывы между ними, проходили в быстром темпе. Причём паузы должны быть весёлыми, с упором на подвижные совместные со взрослым и приятные для ребёнка игры. Тогда они станут эмоционально значимым фоном, который будет мотивировать ребёнка на выполнение домашнего задания. Когда будет понятно, сколько времени нужно ребёнку на выполнение всех заданий, и когда продолжительность рабочего интервала значительно увеличится, можно будет чётко планировать регламент.

Кроме того, важно понять, с каких заданий лучше начинать. Для этого надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъём быстро сменяется спадом, лучше начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Лучше готовить домашние уроки так: задание средней сложности, задание максимальной сложности и более лёгкий.

4. Нужно быть внимательным в использовании критики. Довольно часто дети очень болезненно и остро реагируют на любые замечания, вплоть до полного отказа от деятельности. Нужно избегать упоминания того, чего не надо делать: «не тяни время», «не калякай», «не отвлекайся», «не грызи карандаш». А акцентировать внимание на том, что делать следует: «следи за временем», «пиши аккуратно», «сосредоточься», «вынь карандаш изо рта».

Таким образом, соблюдая рекомендации, ребенок будет чувствовать себя комфортно и выполнение заданий будет для него не «пыткой», а интересной, занимательной деятельностью. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

План доклада (выступления).1.        Актуальность и обоснованность темы: «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, е...

Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.

оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...

Создание благоприятных условий для развития способностей личности ребёнка

данный материал может быть использован для подготовки выступления по данной теме...

Воспитательная система класса – создание благоприятных условий для развития нравственной культуры личности ребенка.

Создание воспитательной системы класса, способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлено на воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотруд...

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей младших школьников

Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, т...

Роль «Российского движения школьников» в создании благоприятных условий для развития личности школьника.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельно...

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...