Чему на самом деле учат в 1 классе
консультация (1 класс)

Лаврова Лидия Петровна

Основные универсальные учебные действия первоклассника 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_na_samom_dele_uchat_v_1_kl.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

                       Чему на самом деле учат в первом классе

Первый класс – период адаптации и становления школьника. Кажется, что здесь все легко и просто: учебный материал простой, уроки напоминают игры, оценок нет, домашних заданий почти не задают, день короткий. Все направлено на то, чтобы дети просто привыкли к школе и друг к другу. Однако на самом деле это далеко не так.

Первый класс – основа школьного обучения. Все важнейшие учебные навыки формируются именно сейчас. И родителям первоклассников важно понимать, чему именно учат в первом классе.

Учимся учиться

В первом классе вырабатывается самый главный навык – умение учиться. Здесь можно выделить несколько основных навыков.

1. Работать весь урок

При этом важно не просто высиживать 40 минут урока, а все это время активно работать, переключая свое внимание. Все дети одновременно изучают учебный материал согласно программе и выполняют задания, которые дает учитель. Контролирует процесс педагог, который организует всех учеников.

Нужно ли говорить, насколько сложным является этот процесс для многих учеников.

2. Умение организовать свою деятельность

Собрать портфель помогут родители, но достать нужные для урока вещи, заточить сломанный карандаш, разложить все на парте, собрать все обратно в портфель, ничего не забыв, должен сам ребенок. В первом классе педагог подсказывает и напоминает, чтобы это выработалось в стойкую правильную привычку.

К организационным умениям можно отнести и оформление тетрадей. Четыре клеточки справа, две вверх или вниз, точка в конце предложения – кажутся глупостью, но на самом деле это важная составляющая учебного процесса. В школе важно все. Умение правильно оформлять свои работы сыграет важную роль в старших классах и будущей профессиональной деятельности.

3. Умение делать все качественно здесь и сейчас

При выполнении домашних заданий дети активно пользуются правом на ошибку: используют черновики, несколько раз переписывают при наличии ошибок; готовя устные ответы, часто ошибаются и исправляются; неправильно решив что-то, есть возможность все исправить.

В классе только тетрадь и доска и выполняется все здесь. Конечно, можно ошибаться и исправлять, но при этом ошибка фиксируется и замечается окружающими. Оценка за классную работу и нужна для того, чтобы приучить детей делать все хорошо сразу, не надеясь на помощь других и возможность переписать работу.

4. Учебные умения и навыки.

В первом классе формируется почерк, который останется с детьми всю жизнь. Как известно навык чистого и красивого письма закладывается у человека именно в раннем детстве. Поэтому надо уделять особое внимание детскому почерку в начальной школе. Процесс письма важен для развития ребёнка, ведь в нём задействовано несколько сенсорных систем. У пишущего ребёнка развиваются внимание и память, тренируются усидчивость и моторика. Почерк является одним из критериев оценки в начальной школе согласно стандартам Министерства Образования. 

Порой детские каракули в тетради являются результатом стрессов, мышечных зажимов и неврологических проблем.  В некоторых случаях речь идёт о клиническом растройстве письма – дисграфии. Дисграфия не связана с уровнем интеллектуального развития и бывает 3 видов: акустическая (неумение распознавать звуки на слух), моторная (нарушение движений руки) и оптическая (невозможность соотнести зрительный и звуковой образы). В этих условиях перед тем, как улучшить почерк с помощью письменных упражнений, нужно отвести ребёнка к специалисту: психологу, логопеду, неврологу. Впрочем, чаще всего причины плохого почерка не такие пугающие, и их можно устранить в домашних условиях.

Еще одним важным навыком является счетная деятельность. 

Если на начало первого класса навыки счета не перешли в устные, то наступает самое время для их формирования. На первом году обучения используются счетные палочки, карандаши и любые предметы, которые можно потрогать пощупать, переложить. Этот момент очень важен, так как он дает основу для понимания математики в будущем.

На уроках детей также учат правильным способам действий:

- как правильно учить стихотворение и правила;

- как пересказывать текст;

- последовательность выполнения действий при выполнении разных заданий.

Эти правила часто отражены в памятках в учебниках, чтобы родители понимали требования учителя.

Первый класс учит детей самостоятельности и дает понимание ответственности за собственные действия, даже если пока не ставится оценок.

Учимся рассуждать, обсуждать, делать выводы

Очень важным учебным качеством является связная речь. Все устные предметы построены на осознанном пересказе, а математика опирается на систему формирования умственных действий, в основе которых первичное проговаривание последовательности и только потом автоматические действия.

Детям с хорошо развитой речью гораздо легче учиться в школе. Однако чаще всего наблюдается проблема не столько в развитии речи, сколько в ее использовании. Дети выкрикивают с места однословные ответы, но на просьбу объяснить причину появления такого ответа – ребенок не знает, что сказать.

Учитель часто обращается к детям:

- Почему ты так думаешь;

- Объясни свой ответ;

- Может кто-то думает по-другому?

На некоторые вопросы не может быть правильных или неправильных ответов, а дети пытаются подстроиться под чье-то мнение, ищут удобные варианты. Именно такое поведение и корригирует учитель, вызывая детей на диалог.

Нужно уметь рассуждать, обсуждать разные варианты ответов, делать правильные выводы – подводя к правильным ответам.

Дома родители не имеют возможности и навыка направлять детей на рассуждения. Чаще всего однословный ответ принимается за правильный или выдается другой вариант. При этом дети теряют способность к умозаключениям.

Связная речь развивается постепенно: от ответов полными предложениями до сложных творческих пересказов. Задания в школе варьируются, также как и сложность учебных текстов. Важно, что сложность можно подобрать для детей с разным уровнем речи.

Важным моментом является то, что всегда имеется пример других детей. Появляется образец для подражания и здоровая детская конкуренция. Для одних детей важно понимание, что нет предела совершенства, а для других – результат, к которому нужно стремиться.

Учимся дружить и взаимодействовать

Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная, но совсем скоро ее сменит общение со сверстниками. Очень важно с самого первого дня обучения в школе учить детей жить в обществе, уважая друг друга, проявляя заботу, конкурировать.

В домашних условиях сделать это невозможно. Также нельзя заранее предвидеть все возможные проблемы взаимодействия с другими людьми. Дети часто делают ошибки, проявляя агрессию, высокомерность, отчужденность. Подобное поведение очень часто приводит к неприятию ребенка, что тяжело переживается и может привести к психологическим проблемам.

В первом классе дети еще разобщены, и задача педагога создать коллектив, способный самостоятельно себя организовывать. Появляются первые лидеры, формируется уважение на основе нравственных ценностей. 

В первом классе детей учат оценивать ответы других, помогать в решении задач, делать что-то вместе, радоваться общим успехам и огорчаться при поражениях.

Класс – это школьная семья, которая создается в первом классе, а существует долгое время. Важно занять позитивное место в этой семье и развиваться вместе с другими.

Первый класс – важный период в жизни каждого человека. Здесь закладываются нравственные основы и учебные навыки. Здесь детям дается старт будущей успешной жизни.

Учебный год подходит концу. 

Родители первоклассников, которые усердно занимались со своими детьми все восемь месяцев, вот-вот смогут передохнуть. Самое время посмотреть, что, должен знать и уметь ребенок к концу первого класса.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧЕНИК В КОНЦЕ ПЕРВОГО КЛАССА.

Памятка для учеников и их родителей.

Ученик должен внимательно слушать или самостоятельно читать инструкцию (задание), чётко его выполнять и уметь делать самопроверку.

Обучение грамоте.

Обучающиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  • устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически.

                                                  Математика.

Ребёнок должен знать последовательность чисел от 0 до 20, уметь называть последующее и предыдущее число.

Иметь понятие об однозначных и двузначных числах.

Двузначные числа состоят из десятков и единиц.

Хорошо уметь прибавлять и вычитать:

  • В пределах 10 (на основе знаний состава числа)
  • В пределах 20 с переходом через десяток (на основе знаний состава числа)

Эти навыки должны быть доведены до автоматизма (правильный ответ ребёнок должен дать в течение 1-3 секунд).

Уметь читать и записывать числовые выражения, и уметь вычислять их значения.

Знать названия компонентов сложения и вычитания.

СЛАГАЕМОЕ +СЛАГАЕМОЕ= ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ

УМЕНЬШАЕМОЕ – ВЫЧИТАЕМОЕ = ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ

Знать переместительный закон сложения: От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Иметь представления о точке, прямой линии, кривой линии, отрезке, ломаной линии, геометрических фигурах. Уметь их строить.

Знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр.

Понимать смысл составного именованного числа, например: 1дм 5см=15см, 18см=1дм 8см, 20см=2дм.

Уметь решать простые задачи:

  • На нахождение суммы (+)

(На одном цветке 2 бабочки, а на другом 3. Сколько всего бабочек?);

  • На нахождение неизвестного слагаемого (-)

(В букете 7 красных и белых роз. Красных роз 5. Сколько белых роз в букете?);

  • На увеличение (+) и уменьшение (-) числа на несколько единиц

(У Васи 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?)

  • Нахождение остатка (-)

(Было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);

  • На разностное сравнение (-)

(На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? или На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?)

Уметь составить схему для решения задачи.

Русский язык.

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • оформление предложений на письме;
  • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы. их обозначающие;
  • звук [й] и буква й;
  • слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
  • согласные только твёрдые, только мягкие;
  • согласные, парные по звонкости и глухости;
  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

- соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;

- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения; правильного употребления прописной буквы в начале предложения;

- деления слов на слоги;

- определения ударного слога в слове;

- использования прописной буквы в именах собственных;

- написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк-чн-чт;

- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

- правильного написания слов типа пень, яма;

- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

- письма под диктовку текстов (20-27 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;

- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.

                                        Окружающий мир.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
  • части растений;
  • животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • признаки живой и неживой природы;
  • основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
  • виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
  • признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
  • правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
  • времена года, растения и животные ближайшего природного окружения;
  • правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
  • различные виды профессий;
  • правила поведения на природе;
  • разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
  • правила личной гигиены;

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
  • различать время и времена года; изученные растения и животные;
  • различать цвета радуги, звук и свет;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Литературное чтение

• Навык чтения 2 полугодие: правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 35-40 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

• Ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

• Подробный пересказ текста;

• Составление устного рассказа по картинке;

• Заучивание наизусть небольших стихотворений;

• Высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений;

• Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений;

• Умения различать рассказы, сказки, стихотворения, потешки и т.п.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как на самом деле любить детей?

Сценарий родительского собрания по материалам одноименной книги Симона Соловейчика....

Урок «Чему я научился: умножать и делить» во 2 классе. Обобщающий урок по математике, УМК «Перспектива».

Цели урока:  Ø      Стимулировать интерес школьников к изучению темы.Ø      Стимулировать творческую познавательную активность.Ø...

Родительское собрание "Как на самом деле любить своих детей"

   Ребенка можно сравнивать с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвраща...

Как на самом деле любить своих детей. Доклад на ШМО начальных классов.

Материал к родительскому собранию "Как на самом деле любить своих детей" для учащихся начальных классов....

"Что дети думают на самом деле?"

Цель данной статьи научить тому, что составляет первооснову профессии, понимать детей. видеть и слышать, т.е. прочитать глазами диагноста....