Гендерные стереотипы и влияние их на общество
статья

На протяжении всей истории развития, общество претерпевало огромное количество изменений: так, например, далеко не сразу женщинам удалось добиться своих прав и работать наравне с мужчинами; более того, по сей день в некоторых государствах женщины продолжают подвергаться дискриминации, что значительно влияет на их права и обязанности.

Гендерные стереотипы – феномен 21 века, от которого большая часть стран стремится как можно быстрее избавиться, уравнивая в законодательстве права всех граждан.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernye_stereotipy_i_ih_vliyanie_na_obshchestvo.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Стереотип – один из устойчивых образцов восприятия человеком того или иного слова, ситуации, события или объекта. Проявляется в навязанной обществом оценке, которая в дальнейшем формирует стереотипное поведение.

Стереотипное поведение представляет собой шаблонный стандарт поведения, который ограничивает мысли и личное мнение человека, формируя при этом порой полностью искажённое представление о каком-либо объекте и ценностях. Важно отметить тот факт, что стереотипы формируются на протяжении многих лет и могут быть присущи как отдельной группе людей, так и целой культуре.

Гендерные стереотипы – сложившееся со временем базовое представление общества о распределении ролей, поведении, правах, обязанностях и ценностях двух гендеров – мужчины и женщины. В большинстве случаев, по сей день, гендерные стереотипы считаются негативным явлением, которое способствует развитию дискриминации и гендерного неравенства полов.

История развития гендерных стереотипов, по сути своей, начинается ещё с раннего зарождения общества. Так, например, в первобытном обществе гендерные роли определялись биологическими различиями между мужчинами и женщинами. Так, мужчина считался охотником и главным добытчиком еды, в то время как роль женщины заключалась в рождении и воспитании детей, так как физически она считалась слабее. В дальнейшем данная тенденция сохранялась и подкреплялась религиозными текстами, культурными обычаями и верованиями, передаваясь в дальнейшем из поколения в поколение.

В средние века церковь оказала значительное влияние на гендерные роли и стереотипы, связанные с ними. Женщины занимали более низкое положение и им не разрешалось занимать руководящие должности и участвовать во многих общественных мероприятиях. Церковь утверждала, что женщины более уязвимы для совершения греха и искушения в связи с их эмоциональными и физическими слабостями.

В эпоху возрождения отношение к гендерным ролям и стереотипам изменилось, и некоторые женщины смогли получить больше возможностей в сферах искусства и образования. Однако, данные изменения в первую очередь были направлены и доступны женщинам из высших сословий, а общие социальные нормы, в большинстве своём, остались без изменений.

В девятнадцатом веке рост индустриализации привёл к разделению труда по половому признаку: мужчины работали на фабриках и заводах, а женщины уделяли большую часть времени домашним обязанностям. Данные сформированные гендерные роли лишь укрепили существующие стереотипы о мужчинах как о добытчиках, а о женщинах как о домохозяйках. В данный период также появилось движение за избирательное право и борьбу за права женщин, которые бросали вызов традиционным гендерным ролям, навязанным на протяжении многих лет.

Несмотря на прогресс, который был достигнут в двадцатом веке по отношению к гендерному равенству и равному распределению ролей, гендерные стереотипы сохраняются во многих сферах нашей жизни. Важную роль в увековечении и закреплении этих стереотипов играют средства массовой информации, изображая мужчин и женщин в довольно ограниченных ролях: женщин изображают эмоциональными, слабыми и пассивными, в то время как мужчин изображают агрессивными и эмоционально отстранёнными.

Таким образом, стоит отметить, что гендерные стереотипы имеют довольно долгую историю, которая уходит корнями ещё в древние времена, подкрепляясь культурными обычаями, религией и общественными нормами. Несмотря на значительный скачок в развитии гендерного равенства, стереотипы продолжают сохраняться в различных формах по сей день.

Общественное мнение и предубеждения могут активно способствовать формированию и закреплению гендерных стереотипов. Чаще всего люди имеют бессознательные предубеждения по отношению к тому или иному полу, что в дальнейшем влияет на их восприятие и поведение по отношению к мужчинам или женщинам.

Итак, гендерные стереотипы на протяжении многих лет формируются под воздействием определённых причин и факторов. Данные стереотипы оказывают крайне разрушительное воздействие как на мужчин, так и на женщин, тем самым приводя к массовой дискриминации полов, неравенству и даже ограничению прав в различных сферах жизнедеятельности.

Гендерные стереотипы в 21 веке оказывают значительное влияние на общество и влияют на мировоззрение людей, их мнение по отношению к тому или иному полу.

Одним из способов воздействия гендерных стереотипов на общество является их влияние на личные отношения между людьми. В связи с тем, что от каждого пола ожидается определённая модель поведения и социальная роль, в обществе происходит дисбаланс, который наиболее явно проявляется в отношениях: мужчины подвергаются давлению со стороны окружающих людей, связанному с тем, что именно они должны быть единственными кормильцами в семье и лицами, принимающими все решения, в то время как женщины должны заботиться о детях и выполнять все дела по дому. Именно эти стереотипы чаще всего отпугивают людей от отношений и всего, что с ними связанно.

Гендерные стереотипы в полной мере влияют и на профессиональную сферу и возможности, связанные с ней. Довольно часто женщин считают некомпетентными или менее способными чем мужчины в таких областях, как наука, техника, программирование и прочее. В связи с этим их заработные платы значительно ниже, чем у мужчин, а руководящие должности достаются в очень редких случаях. Данные стереотипы работают и в обратную сторону: люди считают, что мужчины должны ставить работу выше семьи и личных интересов несмотря на то, что это может привести к стрессу или выгоранию.

Итак, гендерные стереотипы влияют не только на отношения и профессиональную сферу, но и на психическое здоровье личности. Общество крайне негативно относится к проявлению эмоций от мужчин, что может привести к чувству одиночества и изоляции. Данный стереотип закрепляет собой пагубные гендерные нормы, которые препятствуют мужчинам обращаться за поддержкой, в которой они нуждаются.

Бросая вызов гендерным стереотипам и борясь за равенство полов, в обществе можно продвигать такие направления как инклюзивность, равенство и разнообразие, тем самым способствуя созданию более справедливого и равноправного общества.

В случаях, когда дело доходит до конфликтов, возникших на гендерной почве, важно подходить к данным ситуациям с особой чувствительностью и осторожностью. Одним из основных методов решения подобных конфликтов является создание безопасного и открытого пространства для всего общества, которое позволит обоим полам выражать свои чувства и опасения.

Ещё один метод заключается в поиске точек соприкосновения и работе над совместными решениями проблем, связанных с гендерным неравенством. Крайне важно, чтобы обе стороны признавали любой дисбаланс сил, который может существовать в той или иной области и стремиться к решению, которые было бы справедливым и равноправным для всех участников конфликта.

В конечном счёте стоит упомянуть о том, что разрешение конфликтов на гендерной почве требует постоянной готовности слушать, учиться и совместно работать над решением. Для этого нужно искать компромисс и иметь приверженность к постоянному общению и диалогу, учитывая при этом потребности и опыт всех участников конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...

«Изучение стереотипов современного общества»

Цель данной работы выявить социальные стереотипы поведения и проанализировать отношение к ним....

Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.

Тема:  Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.Педагогическая цель: способствовать  формированию целостной картины мира и осознание ме­ст...

«Осуществление инновационных подходов в развитии «творческой среды» для формирования устойчивых навыков и стереотипов безопасного поведения на дороге»

Описание опыта работы по направлению - профилактика БДД в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности....

Влияние декоративно - прикладного творчества на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Данные методические рекомендации рассматривают декоративно – прикладное творчество как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. ...

Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов

Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов...