Курсовая работа "Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пеньковская Татьяна Карловна

В современном мире является значимой проблема особенностей восприятия учителем личности учащегося при общении и взаимодействии в рамках учебного процесса. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет всесторонне воспитать ребёнка, то он должен сначала всесторонне узнать его. Именно с процессом познания педагогом особенностей личности учащегося связана результативность учебного процесса и эффективность педагогической деятельности в целом.

Некоторые факторы затрудняют восприятие учителем личности учащегося. К таким факторам относятся социально-перцептивные стереотипы, пользуясь которыми педагог даёт оценку личности учащихся.   Обычно стереотипы формируются незаметно для самого педагога, и именно по причине их недостаточной осознанности становятся затрудняющим фактором учебного процесса.

Курсовая работа включает определение понятия "Социально-перцепттивные стереотипы" в отечественной и заребужной психологии, описание ообенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе, факторов, влияющие на возникновение социально-перцептивных стереотипов. Разработана программа диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе, рекомендации педагогам, прошедшим диагностику особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе. В приложениях представлены методики диагностики проявления социально-перцептивных стереотипов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Факультет                                Управления

Кафедра          Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Специальность

(направление подготовки)         Психолого-педагогическое образование

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Психология учебной деятельности

                            Социально-перцептивные стереотипы и особенности их

Тема:

проявления в учебном процессе

(тема работы)

Выполнил студент

IIкурса группы УСс28.1/Б-15

Пеньковская Татьяна Карловна

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)

                                

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

                        

Москва 2017 г.


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические аспекты социально-перцептивной стереотипизации        7

1.1. Понятие социально-перцептивных стереотипов        7

1.2. Особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе        11

1.3. Факторы, влияющие на возникновение социально-перцептивных стереотипов        13

Глава 2. Программа диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе        17

2.1. Разработка программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе        17

2.2. Анализ результатов проведения программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе        22

2.3. Рекомендации педагогам, прошедшим диагностику особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе        35

Заключение        40

Список литературы        43

Приложения        46

Приложение 1. Методика «Опросник на выявление педагогических стереотипов»        46

Приложение 2. Методика «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика»        48

Приложение 3. Методика «Анкета на выявление педагогических установок»        49

Приложение 4. Методика «Методика на выявление педагогических установок»        51

Приложение 5. Методика «Незаконченные предложения»        52

        Введение

        В современном мире является значимой проблема особенностей восприятия учителем личности учащегося при общении и взаимодействии в рамках учебного процесса. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет всесторонне воспитать ребёнка, то он должен сначала всесторонне узнать его. Именно с процессом познания педагогом особенностей личности учащегося связана результативность учебного процесса и эффективность педагогической деятельности в целом.

        Некоторые факторы затрудняют восприятие учителем личности учащегося. К таким факторам относятся социально-перцептивные стереотипы, пользуясь которыми педагог даёт оценку личности учащихся.   Обычно стереотипы формируются незаметно для самого педагога, и именно по причине их недостаточной осознанности становятся затрудняющим фактором учебного процесса.

        Стереотипы ведут к сужению и упрощению восприятия личности учащегося, ограничению способности всестороннего познания личности учащегося, что отрицательно влияет на взаимодействие с ним и на эффективность учебного процесса.

        В то же время существует немного разработок, описывающих особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и способы их преодоления.

        Таким образом, проблема социально-перцептивных стереотипов и особенностей их        проявления в учебном процессе актуальна на сегодняшний день.

        Социально-перцептивные стереотипы в общении – проблема, исследованием которой занимается ряд учёных разных стран. В их числе и зарубежные психологи, такие как Уолтер Липпман, Пол Секорд, и отечественные психологи, например, Владимир Николаевич Панфёров, Алексей Александрович Бодалев, Артур Александрович Реан.

        Уолтер Липпман, американский социолог, психолог и журналист, в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение», в которой впервые употреблено понятие «социального стереотипа». Согласно теории Липпмана, стереотип является упрощенным, заранее принятым представлением о предметах и явлениях окружающего мира, не формирующимся на основе личного опыта человека, а возникающим благодаря опосредованному восприятию. Липпман рассматривал также этапы формирования социального стереотипа.

        Пол Секорд, американский психолог Хьюстонского университета, проводил ряд исследований для изучения социально-перцептивной стереотипизации. В ходе исследований выявлено наличие у испытуемых оценочных стереотипов, что объясняло приписывание испытуемыми многочисленным людям с определёнными чертами лица одних и тех же психологических характеристик.

        Алексей Александрович Бодалев, отечественный психолог, специалист по проблемам общения, в 1960-е гг. положил начало развитию проблеме восприятия и познания людьми друг друга. В его исследованиях накоплена информация о различных эффектах восприятия и механизмах познания человека человеком, в том числе, и о стереотипизации.

        Труды Владимира Николаевича Панфёрова, отечественного учёного-психолога, посвящены социальным эталонам и стереотипам и их роли в оценке личности. Панфёров В.Н. одним из первых предложил классификацию социально-перцептивных стереотипов, разделив их на три группы (антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные).

        Артур Александрович Реан в своей книге «Психология личности» рассматривает понятие социально-перцептивных стереотипов, их классификацию, особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и взаимосвязь педагогической социально-перцептивной стереотипизации и продуктивности деятельности педагога.

        

        Цель работы – изучение социально-перцептивных стереотипов и особенностей их        проявления в учебном процессе и разработка программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

        Объект исследования: социально-перцептивные стереотипы.

        Предмет исследования: особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

        Задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме работы.

2. Рассмотреть понятие «социально-перцептивные стереотипы» в отечественной и зарубежной психологии.

3. Охарактеризовать особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

4. Выявить факторы, влияющие на возникновение социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

5. Разработать программу диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

6. Проанализировать результаты проведения программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

7. Разработать комплекс рекомендаций педагогам, прошедшим диагностику особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

        Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (констатирующий этап эксперимента), методы обработки данных (качественный и количественный анализ полученных результатов).

        Методики исследования: методика Бучиловой И.А. «Опросник на выявление педагогических стереотипов»; методика Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика»; методика Исмагиловой А.Г. «Анкета на выявление педагогических установок»; методика Джавахишвили Е.В. «Методика на выявление педагогических установок»; методика Бучиловой И.А. «Незаконченные предложения».

        База проведения исследования: АНО СОШ «Димитриевская».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме.

Практическая значимость состоит в том, что результаты реализации программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и комплекс рекомендаций могут быть использованы педагогами в оптимизации процесса восприятия и оценки личности учащихся.

Структура работы: курсовая работа включает следующие разделы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение.


Глава 1. Теоретические аспекты социально-перцептивной стереотипизации

1.1. Понятие социально-перцептивных стереотипов

        Для процесса общения людей друг с другом характерна перцепция - процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя [1]. В процессе общения люди помимо передачи информации постоянно воспринимают друг друга, для понимания и оценки собеседника используют различные эталоны. Такие эталоны получили название социально-перцептивных стереотипов [2].

        Согласно У. Липпману, стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищающих его ценности, позиции и права [15].

        В своих исследованиях Липпман выделяет четыре признака стереотипов. Первый признак заключается в том, что стереотипы – это упрощённая форма реальности, выраженная в краткой форме (два-три предложения). Второй признак состоит в том, что люди чаще приобретают стереотипы из каких-либо источников (общение с другими людьми, средства массовой информации), а не формулируют стереотипы самостоятельно. Третий признак, названный Липпманом, - это ложность стереотипов в большей или меньшей степени. Ложность объясняется тем, что под воздействием социально-перцептивного стереотипа происходит приписывание человеку некоторых черт и личностных качеств, которыми он должен обладать только по причине принадлежности к какой-либо группе. Четвёртый признак социально-перцептивных стереотипов – это их устойчивость. Доказательством этого признака может служить то, что при убеждении в том, что стереотип не соответствует действительности, людям свойственно не отказываться от него, а утверждать, что данное несоответствие – лишь исключение из правила [29].

        Бодалев А.А. называет стереотипизацией приписывание человеку в процессе восприятия друг друга качеств личности в соответствии с эталоном внешности [5].

        В исследованиях А.А. Реана социально-перцептивная стереотипизация обозначается как формируемые у человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними конкретные эталоны, используемые человеком для оценки других людей [23].

        Суходольская Н.П. раскрывает свойства социально-перцептивных стереотипов. Одно из свойств социально-перцептивных стереотипов – предвзятость. Примером проявления этого свойства может служить устойчивое негативное отношение человека ко всем членам той или иной социальной группы из-за отрицательного опыта взаимодействия с кем-либо из этой группы. Ещё одно свойство социально-перцептивных стереотипов – ригидность -  стабильность и неизменяемость в течение длительного времени. Люди, подверженные влиянию социально-перцептивного стереотипа, долгое время сопротивляются любой информации, направленной на разрушение стереотипа. В то же время социально-перцептивным стереотипам свойственна определённая гибкость и пластичность. Это свойство обусловлено тем, что социально-перцептивный стереотип может меняться в зависимости от объективных социальных, экономических или политических перемен [27].

        Существует несколько классификаций социально-перцептивных стереотипов. Автор одной из них – Панферов В.Н. – положил в основу классификации объект стереотипизации. Согласно данной классификации, социально-перцептивные стереотипы делятся на три группы:

1) антропологические;

2) социальные;

3) эмоционально-экспрессивные [24].

        Реан А.А. – автор более развёрнутой классификации социально-перцептивных стереотипов по объекту стереотипизации – предложил выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов:

1) антропологические;

2) этнонациональные;

3) социально-статусные;

4) социально-ролевые;

5) экспрессивно-эстетические;

6) вербально-поведенческие [7].

        Антропологические стереотипы предполагают зависимость оценки личности человека, его психологических качеств и черт от антропологических признаков (особенности внешнего облика).

        Этнонациональные стереотипы предполагают зависимость оценки личностных качеств человека от принадлежности человека к той или иной этнической группе, нации.

        Социально-статусные стереотипы проявляются в зависимости оценки психологических качеств и черт личности от наличия у человека определённого социального статуса.

        Социально-ролевые стереотипы предполагают зависимость оценки психологических качеств и черт личности от выполнения человеком той или иной социальной роли, ролевых функций.

        Экспрессивно-эстетические стереотипы проявляются в зависимости оценки личности от внешнего вида человека, степени его привлекательности. Под внешним видом здесь понимается физическая красота, привлекательная одежда, манера выражения эмоций.

        Вербально-поведенческие стереотипы предполагают зависимость оценки личностных качеств человека от особенностей речи и поведения человека. Люди, подверженные влиянию вербально-поведенческих стереотипов, оценивают друг друга по особенностям устной речи, мимике, экспрессивным особенностям [22].

        Рождественская Н.А. за основу классификации социально-перцептивных стереотипов взяла их содержание и предложила разделить социально-перцептивные стереотипы на две группы: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, внешности и т. д. [24, 34].

        Соединив классификации Реана А.А. и Рождественской Н.А., можно получить сводную классификацию социально-перцептивных стереотипов, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Сводная классификация социально-перцептивных стереотипов

Стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп

Стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, внешности

Этнонациональные стереотипы

Антропологические стереотипы

Социально-статусные стереотипы

Экспрессивно-эстетические стереотипы

Социально-ролевые стереотипы

Вербально-поведенческие стереотипы


1.2. Особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

        Механизм стереотипизации проявляется в учебном процессе посредством познания учителем личности учащегося. Одной из особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе будет являться то, что стереотипы у педагога чаще формируются под воздействием собственного педагогического опыта, а не под влиянием средств массовой информации [3].

        Следующей особенностью являются определённые специфические педагогические социально-перцептивные стереотипы, например, «отличник», «двоечник», «активист класса», «приёмный ребёнок» и другие. При первой встрече с учащимся, которому дали характеристику «отличника» или «двоечника» педагог уже может предположить набор личностных качеств этого учащегося [8]. Набор стереотипных качеств не универсален, поскольку все педагоги имеют различный опыт взаимодействия с учащимися. Этот факт подчёркивает то, что все социально-перцептивные стереотипы имеют субъективно-индивидуальный характер [11]. Например, на информацию о том, что в классе будет учиться «круглый отличник» педагоги могут отреагировать по-разному: одни, имея положительный опыт обучения таких детей, наделят «круглого отличника» такими качествами, как усидчивость, внимательность, ответственность, дисциплинированность; другие педагоги, столкнувшиеся с негативными ситуациями, конфликтами с «круглыми отличниками», будут ожидать увидеть в этом учащемся такие черты характера, как хитрость, склонность к лицемерию, отчуждённость от коллектива [12].

        Несмотря на то, что педагогические социально-перцептивные стереотипы индивидуальны по своему содержанию, они распространены среди большинства педагогов [20]. На сегодняшний день чрезвычайно распространён стереотип о связи успехов в учебной деятельности учащегося и черт его личности. Например, хорошо успевающий ученик наделяется такими положительными качествами, как добросовестность, честность, дисциплинированность, а неуспевающий или успевающий на «удовлетворительно» ученик наделяется отрицательными качествами [16].

        Все рассмотренные в классификации Реана А.А. социально-перцептивные стереотипы присущи восприятию педагогами личности учащегося. Антропологические стереотипы могут проявляться при оценке внешнего вида учащегося (одет опрятно, волосы причёсаны – учащийся старательный, добросовестный; рубашка с пятнами, развязанные шнурки, всклокоченные волосы – учащийся невнимательный, ленивый) [17]. Экспрессивно-эстетические и вербально-поведенческие стереотипы часто отрицательно воздействуют на восприятие педагогом личности учащегося: неусидчивые учащиеся, которые вертятся на занятиях, разговаривают, употребляют в речи слова-паразиты, задают много вопросов и вступают в споры с учителем часто попадают под стереотип «неблагополучного ребёнка», «склонного к асоциальным поступкам», которому требуется помощь психолога и социального педагога [21]. Этнонациональные стереотипы часто оказывают влияние на восприятие личности учащегося учителем: учащиеся из стран ближнего зарубежья наделяются таким качествам, как агрессивность по отношению к одноклассникам другой национальности [26]. Социально-статусные стереотипы могут проявляться в разном отношении к учащемуся из семьи директора школы и к учащемуся, родители которого являются представителями рабочих профессий. Социально-ролевые стереотипы оказывают влияние на отношение к детям из полных и неполных семей, многодетных семей, детям из приёмных семей [32]. Например, родной ребёнок из полной семьи наделяется гораздо лучшими личностными качествами по сравнению с приёмным ребёнком, о котором у педагога складывается впечатление как о ребёнке безответственном, невнимательном, склонном к обманам и воровству.

        Социально-перцептивные стереотипы в учебном процессе могут играть и хорошую роль. Способность учителя уже при первой встрече сказать что-то об учащихся подчёркивает его опытность. Определяя «неблагополучных детей» в классном коллективе, педагог может сразу наметить план оказания помощи этим детям в преодолении пробелов в знаниях, во включении учащегося в общение с одноклассниками, создании для него ситуации успеха [33].

Опираясь на социально-перцептивные стереотипы, педагог может давать вероятностную оценку личности учащегося, принимая во внимание её субъективность. В таком случае опора на стереотипы будет являться одним из способов познания личности учащегося в условиях дефицита информации, а в дальнейшей работе уступит место целенаправленному объективному изучению личности [25].

1.3. Факторы, влияющие на возникновение социально-перцептивных стереотипов

        Социально-перцептивные стереотипы возникают под воздействием следующих факторов.

1. Наличие у педагога стойких убеждений, установок, которые сформировались задолго до начала процесса восприятия и оценивания ученика.

2. Стремление педагога преждевременно сделать выводы о личности учащегося, до получения о нём достоверной исчерпывающей информации[9].

3. Стремление отнести учащегося к определённой группе и формирующаяся вследствие этого установка на поиск сходства учащегося с членами той или иной группы [14].

4. Объединение в целостный образ отдельных (чаще негативных) личностных черт учащегося и отбрасывание качеств, не вписывающихся в созданный образ.

5. Наличие эффекта «ореола», предполагающего распространение первоначального отношения к какому-либо качеству личности учащегося на всю личность с последующим переносом общего впечатления на оценку отдельных качеств. При общем благоприятном впечатлении об учащемся усиливается впечатление о его положительных качествах и минимизируется впечатление об отрицательных сторонах личности, всё отрицательное оправдывается или не замечается. И наоборот, при общем отрицательном впечатлении происходит усиление негативных черт личности и истолкование хороших поступков как корыстных [19].

6. При срабатывании эффекта «проецирования» происходит предписание другому человеку по аналогии с собой своих качеств, эмоций, чувств, мотивов. Это объясняется склонностью человека сопоставлять окружающих с собой или противопоставлять их себе. Например, авторитарный учитель часто может видеть в детях стремление противостоять, упрямство, негативизм.

7. Социально-перцептивные стереотипы в учебном процессе возникают из-за эффекта «первичности». Данный эффект проявляется в том, что первая принятая к сведению информация об учащемся является очень важной и редко забывается. Даже если педагог спустя какое-то время получит другую, противоположную информацию, он всё равно будет принимать во внимание то, что увидел или услышал сначала [31].

8. Искажение получаемой информации нередко зависит от настроения самого педагога. Положительное описание ученика, полученное в плохом настроении, может спровоцировать появление негативного стереотипа («отличник не только будет хорошо учиться, но и обязательно окажется ябедой, занудой и подлизой»).

9. Часто к формированию социально-перцептивных стереотипов ведёт нежелание педагога прислушиваться к мнению других людей, привычка надеяться только на своё впечатление об учащемся, стремление отстаивать своё мнение [28].

10. Отсутствие желания изменять мнение об учащихся даже при накоплении новой информации о них.

11. Нередко возникает эффект «последней информации». Если последняя информация негативная, то и всё впечатление об ученике испортится [18].

        Выводы по первой главе

        Социально-перцептивные стереотипы – это формируемые у человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними конкретные эталоны, используемые человеком для оценки других людей. Социально-перцептивные стереотипы обладают рядом особенностей проявления: упрощённое отражение действительности, устойчивость, предвзятость, ригидность и др.

        Существует несколько классификаций социально-перцептивных стереотипов. Согласно классификации Реана А.А. социально-перцептивные стереотипы можно разделить на шесть групп:

1) антропологические;

2) этнонациональные;

3) социально-статусные;

4) социально-ролевые;

5) экспрессивно-эстетические;

6) вербально-поведенческие.

        Механизм стереотипизации проявляется в учебном процессе посредством познания учителем личности учащихся. Социально-перцептивные стереотипы имеют ряд особенностей проявления в учебном процессе. Среди этих особенностей можно выделить наличие специфических педагогических социально-перцептивных стереотипов, формирование социально-перцептивных стереотипов под воздействием собственного педагогического опыта, распространённость социально-перцептивных стереотипов среди большинства педагогов.

        Социально-перцептивные стереотипы возникают под воздействием многих факторов, обусловленных личностными особенностями педагога:

1. Стойкие убеждения и установки педагога.

2. Стремление педагога преждевременно сделать выводы о личности учащегося.

3. Стремление отнести учащегося к определённой группе.

4. Объединение в целостный образ отдельных личностных черт учащегося и отбрасывание качеств, не вписывающихся в созданный образ.

5. Эффект «ореола».

6. Эффект «проецирования».

7. Эффект «первичности».

8. Искажения информации вследствие настроения педагога.

9. Привычка педагога надеяться только на своё впечатление об учащемся, стремление отстаивать своё мнение.

10. Отсутствие желания изменять мнение об учащихся даже при накоплении новой информации о них.

11. Эффект «последней информации».

        Сделанные выводы послужили основанием для эмпирического исследования по теме работы.


Глава 2. Программа диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

2.1. Разработка программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе, которые легли в основу диагностической программы, при составлении которой использованы методические разработки Бучиловой И.А., Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М., Исмагиловой А.Г, Джавахишвили Е.В. Перечень использованных в программе методик исследования представлен в таблице 1.

Изучение особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе проводилось во втором полугодии 2016-2017 учебного года. Исследование проводилось среди педагогов АНО СОШ «Димитриевская».

Цель программы: выявление и изучение социально-перцептивных стереотипов у педагогов.

Задачи программы:

1. Выявить наличие социально-перцептивных стереотипов у педагогов по отношению к         педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания, администрации школы.

2. Выявить стереотипы педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика.

3. Изучить установки педагогов по отношению к детям и педагогической профессии.

4. Сравнить и проанализировать результаты, полученные при проведении диагностических методик.

        Диагностическая программа исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика диагностического инструментария

Название методики

Авторы методики

Цель методики

Критерии оценки

1.

«Опросник на выявление педагогических стереотипов»

Бучилова И.А.

Исследование стереотипов педагогов по отношению к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания

Степень выраженности стереотипного отношения к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания

2.

«Исследование стереотипов восприятия успешного ученика»

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М

Исследование стереотипов педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика

Оценка набора выбранных качеств и в соответствии с ним выявление восприятия типа успешного ученика

3.

«Анкета на выявление педагогических установок»

Исмагилова А.Г.

Изучение установок педагога по отношению к детям

Степень согласия с утверждениями, отражающими положительные или отрицательные установки педагога по отношению к детям.

4.

«Методика на выявление педагогических установок»

Джавахишвили Е.В

Изучение установок педагога по отношению к педагогической профессии

Выбор суждения, отражающего положительное или отрицательное отношение к педагогической профессии

5.

«Незаконченные предложения»

Бучилова И.А.

Изучение стереотипов относительно педагогической профессии, детей, родителей, администрации

Степень выраженности стереотипов относительно педагогической профессии, детей, родителей, администрации

        Для успешной диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе необходимо провести несколько методик, проанализировать и обобщить полученные результаты.

        Методика 1. «Опросник на выявление педагогических стереотипов». Описание методики - кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 1). Методика выбрана для исследования стереотипов педагогов по отношению к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания. Автор методики – Бучилова И.А. Методика представляет собой 24 стереотипных утверждения, которые можно распределить на 4 блока: «Отношение к педагогической профессии», «Отношение к детям», «Отношение к родителям», «Отношение к методам обучения и воспитания». Педагогам предлагалось оценить стереотипные утверждения и выбрать, в какой степени они согласны с каждым утверждением. При интерпретации результатов ответы переведены в баллы: «полностью согласен» - 4 балла, «в большей степени согласен, чем не согласен» - 3 балла, «в большей степени не согласен, чем согласен» - 2 балла, «полностью не согласен» - 1 балл. Примеры стереотипных утверждений: «Основная задача учителя – вооружить детей знаниями, умениями и навыками», «Воспитание детей – разрушительная работа для нервов», «Дети часто повторяют судьбу своих родителей». Полученные данные по опроснику сводятся в таблицу, затем находится средний балл для каждого утверждения. Анализ степени согласия со стереотипными утверждениями по каждому из 4 блоков позволяет выделить группу педагогов с выраженными стереотипами и группу педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами. Если испытуемые набирали 16 и более баллов по трём блокам из четырёх, то они отнесены к группе педагогов с выраженными стереотипами. Остальные отнесены к группе педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами [6, с.186-187].

        Методика 2. «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика». Описание методики - кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 2). Методика используется для исследования стереотипов педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика. Авторы методики – Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Методика представляет собой набор из 24 качеств личности ученика, из которых педагог должен выбрать 6-7 наиболее значимых качеств, какими должен обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. При обработке результатов анализируется набор выбранных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств возможно выявить типы успешного ученика: субъективно-творческий (инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать; независимый в суждениях; всегда ищет оригинальное решение; способен отстаивать свои убеждения), общетрудовой (дисциплинированный; трудолюбивый, усидчивый; ответственный; аккуратный), владеющий учебными умениями (умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе; владеет самоконтролем; умеет планировать работу и выполнить свой план; умеет работать с книгой), обладающий хорошими познавательными способностями (умный, сообразительный; с хорошей памятью; любознательный, любит учиться; обладает хорошим вниманием), мотивационно-волевой (всегда нацелен на успех; уверенный в себе; жизнерадостный; обладает твёрдой волей), приспособительный (умеет использовать чужой труд; работает на отметку; умеет списать или воспользоваться шпаргалкой; не конфликтует с учителем, покладистый), комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества [30].

        Методика 3. «Анкета на выявление педагогических установок». Описание методики - кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 3). Методика предназначена для изучения установок педагога по отношению к детям. Автор методики – Исмагилова А.Г. Методика представляет собой 12 пар противоположных утверждений, отражающих установки педагога по отношению к детям. Педагогам предлагалось оценить каждое утверждения, выбрав степень согласия с ним: «Полностью согласен», «Частично согласен», «Не согласен». Каждый ответ «Полностью согласен» с утверждением, отражающим положительные установки педагогов, оценивался в 2 балла. Ответ «Частично согласен» с утверждением, отражающим положительные установки педагогов, оценивался в 1 балл. Каждый ответ «Не согласен» оценивался в 0 баллов. Ответ «Частично согласен» с утверждением, отражающим отрицательные установки педагогов, оценивался в -1 балл. Ответ «Полностью согласен» с утверждением, отражающим отрицательные установки педагогов, оценивался в -2 балла. Полученные результаты позволяют оценить общий положительный или отрицательных характер установок педагогов по отношению к детям [6, с.188-189].

        Методика 4. «Методика на выявление педагогических установок». Описание методики - кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 4). Методика направлена на изучение установок педагога по отношению к педагогической профессии. Автор методики – Джавахишвили Е.В. Методика представляет собой 9 суждений от выраженного положительного отношения к педагогической профессии до выраженного отрицательного отношения к педагогической профессии. Педагогу предлагается выбрать то суждение, которое в наибольшей степени соответствует его позиции. Примеры суждений: «Быть педагогом - это наивысшее назначение человека на земле», «Чем разнообразнее и интереснее личность педагога, тем больше сможет он заинтересовать детей занятиями», «Нет ничего бессмысленнее труда педагога». При интерпретации результатов можно увидеть общую картину выборов педагогами суждений, оценить в процентном соотношении, сколько педагогов выбрали то или иное суждение, увидеть суждение, наиболее популярное среди педагогов [6, с. 190].

        Методика 5. «Незаконченные предложения». Описание методики - кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 5). Цель методики -  изучение стереотипов относительно педагогической профессии, детей, родителей, администрации. Автор методики – Бучилова И.А. Методика состоит из 25 незаконченных предложений, которые педагогам предлагалось закончить. Примеры предложений: «В педагоги идут, как правило, …», «Главная задача учителя - …», «Хорошим называют ребёнка, который ...». При обработке результатов методики производился подсчёт однородных ответов-продолжений на каждое незаконченное предложение. В результате анализа ответов выделены наиболее часто встречающиеся утверждения, претендующие на повышенную степень стереотипности [6, с.183].

2.2. Анализ результатов проведения программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

        Анализ результатов, полученных с помощью методики 1. Методика «Опросник на выявление педагогических стереотипов».  

        Методика «Опросник на выявление педагогических стереотипов» проведена с 18 педагогами АНО СОШ «Димитриевская». Педагогам предлагалось оценить 24 стереотипных утверждения, определив степень согласия с ними.

        Результаты исследования обобщены и отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения методики

«Опросник на выявление педагогических стереотипов»

Стереотипное утверждение

Степень согласия с утверждением

Средний балл

Полностью согласен

В большей степени согласен, чем не согласен

В большей степени не согласен, чем согласен

Полностью не согласен

Блок 1 «Отношение к педагогической профессии»

Учитель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебного процесса

3 (16,7%)

15 (83,3%)

-

-

3,2

Основная задача учителя - вооружать детей знаниями, умениями, навыками

4 (22,2%)

10 (55,6%)

4 (22,2%)

-

3

Быть педагогом - значит быть примером для детей

11 (61,1%)

7 (38,9%)

-

-

3,6

Творчество учителя лишь благое пожелание, реально его деятельность полностью регламентирована

4 (22,2%)

5 (27,8%)

7 (38,9%)

2 (11,1%)

2,6

Выполняй точно все указания администрации, и у тебя будет меньше хлопот

4 (22,2%)

8 (44,4%)

4 (22,2%)

2 (11,1%)

2,8

Педагогическая профессия неблагодарна

3 (16,7%)

8 (44,4%)

5 (27,8%)

2 (11,1%)

2,7

Блок 2 «Отношение к детям»

По своей природе дети эгоистичны

-

8 (44,4%)

7 (38,9%)

3 (16,7%)

2,3

Хорошим можно назвать ребёнка, который выполняет все требования учителя

2 (11,1%)

5 (27,8%)

6 (33,3%)

5 (27,8%)

2,2

Девочки в школе более послушны и аккуратны, чем мальчики

2 (11,1%)

8 (44,4%)

6 (33,3%)

2 (11,1%)

2,6

Мальчики в школе более подвижны и активны, чем девочки

3 (16,7%)

8 (44,4%)

7 (38,9%)

-

2,8

Плохой ребёнок - это конфликтный, упрямый и неуправляемый ребёнок

3 (16,7%)

6 (33,3%)

5 (27,8%)

4 (22,2%)

2,4

Воспитание детей - разрушительная работа для нервов

2 (11,1%)

10 (55,6%)

4 (22,2%)

2 (11,1%)

2,7

Блок 3 «Отношение к родителям»

Большинство родителей не занимаются воспитанием своих детей

3 (16,7%)

10 (55,6%)

5 (27,8%)

-

2,9

Родители предъявляют завышенные требования к школе

4 (22,2%)

10 (55,6%)

3 (16,7%)

1 (5,6%)

2,9

Основную ответственность за воспитание детей несёт семья, а не школа

9 (50%)

7 (38,9%)

1 (5,6%)

1 (5,6%)

3,3

Дети часто повторяют судьбу своих родителей

1 (5,6%)

9 (50%)

5 (27,8%)

3 (16,7%)

2,4

Дети с проблемами в развитии, как правило, из неблагополучных семей

-

6 (33,3%)

7 (38,9%)

5 (27,8%)

2,1

Основное бремя в воспитании детей в семье ложится на мать

2 (11,1%)

14 (77,8%)

-

2 (11,1%)

2,9

Блок 4 «Отношение к методам обучения и воспитания»

Наказание не лучшая мера, но оно необходимо

4 (22,2%)

11 (61,1%)

2 (11,1%)

1 (5,6%)

3

Деятельность детей нуждается в постоянном контроле

6 (33,3%)

9 (50%)

3 (16,7%)

-

3,2

Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обучении

6 (33,3%)

12 (66,7%)

-

-

3,3

Ребёнку нельзя прощать его провинности

-

3 (16,7%)

9 (50%)

6 (33,3%)

1,8

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка - миф, в реальных условиях осуществить это невозможно

3 (16,7%)

9 (50%)

1 (5,6%)

5 (27,8%)

2,6

В воспитании детей нужно сочетать методы «кнута» и «пряника»

3 (16,7%)

10 (55,6%)

4 (22,2%)

1 (5,6%)

2,8

        Анализ результатов методики позволяет выявить стереотипные утверждения, с которыми согласилось наибольшее количество педагогов. В блоке «Отношение к педагогической профессии» утверждением, набравшем наибольшее количество баллов, стало утверждение «Быть педагогом - значит быть примером для детей» (3,6 балла из 4). В блоке «Отношение к детям» наиболее популярным оказалось утверждение «Мальчики в школе более подвижны и активны, чем девочки» (2,8 балла из 4). В блоке «Отношение к родителям» самые высокие баллы оказались у утверждения «Основную ответственность за воспитание детей несёт семья, а не школа» (3,3 балла из 4). В блоке «Отношение к методам обучения и воспитания» наиболее популярным оказалось утверждение «Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обучении» (3,3 балла из 4). Наиболее выраженными у педагогов АНО СОШ «Димитриевская» оказались стереотипы по отношению к педагогической профессии, на втором месте стереотипы по отношению к родителям и методам обучения и воспитания, на последнем месте стереотипы по отношению к детям.

        На основе результатов проведения методики можно выделить группу педагогов с выраженными стереотипами и группу педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами. Если испытуемые набрали 16 и более баллов по трём блокам из четырёх, то они отнесены к группе педагогов с выраженными стереотипами. Остальные отнесены к группе педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами. Результаты помещены в таблицу 3. По итогам проведения методики у 11 педагогов АНО СОШ «Димитриевская» наблюдаются выраженные педагогические стереотипы, у 7 педагогов – слабо выраженные педагогические стереотипы.

        Таблица 3

Индивидуальные результаты проведения методики

«Опросник на выявление педагогических стереотипов»

Баллы по блоку 1 «Отношение к педагогической профессии»

Баллы по блоку 2 «Отношение к детям»

Баллы по блоку 3 «Отношение к родителям»

Баллы по блоку 4 «Отношение к методам обучения и воспитания»

Выраженность стереотипов

1

16

23

18

19

Выражены

2

16

15

16

12

Слабо выражены

3

21

17

15

19

Выражены

4

17

15

18

16

Выражены

5

23

15

18

21

Выражены

6

18

10

16

16

Выражены

7

14

11

16

17

Слабо выражены

8

18

15

20

18

Выражены

9

19

23

22

22

Выражены

10

18

18

17

19

Выражены

11

21

9

9

14

Слабо выражены

12

21

15

21

16

Выражены

13

16

15

17

17

Выражены

14

15

13

18

17

Слабо выражены

15

16

16

17

18

Выражены

16

19

12

16

11

Слабо выражены

17

17

15

13

14

Слабо выражены

18

17

11

11

15

Слабо выражены

        Анализ результатов, полученных с помощью методики 2. Методика «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика».  

        Методика «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика» проведена со 137 педагогами АНО СОШ «Димитриевская». Педагогам предлагалось выбрать из 24 качеств 6-7 наиболее значимых качеств, какими должен обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе.

        Результаты исследования можно обобщить и поместить в таблицу 4.

Таблица 4

Результаты проведения методики

«Исследование стереотипов восприятия успешного ученика»

Качество ученика

Количество педагогов, выбравших данное качество

Процент педагогов, выбравших данное качество

1

Любознательный, любит учиться

95

69,3

2

Трудолюбивый, усидчивый

91

66,4

3

Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе

73

4

Обладает хорошей памятью

70

51,1

5

Дисциплинированный

65

47,4

6

Умеет планировать работу и выполнять свой план

65

47,4

7

Обладает хорошим вниманием

63

46

8

Умеет работать с книгой

58

42,3

9

Ответственный

52

38

10

Инициативный, не ждёт, когда учитель заставит работать

51

37,2

11

Владеет самоконтролем

48

35

12

Умный, сообразительный

47

34,3

13

Способен отстаивать свои убеждения

37

27

14

Всегда нацелен на успех

28

20,4

15

Уверенный в себе

26

19

16

Жизнерадостный

23

16,8

17

Независимый в суждениях

17

12,4

18

Всегда ищет оригинальное решение

17

12,4

19

Обладает твёрдой волей

15

10,9

20

Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.)

9

6,6

21

Аккуратный

7

5,1

22

Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой

4

2,9

23

Работает на отметку

3

2,2

24

Не конфликтует с учителем, покладистый

2

1,5

        Методика позволяет выявить типы успешного ученика с помощью анализа набора качеств, выбранных педагогами.

        Субъективно-творческий тип (всего 122 выбранных качества):

  • инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать - 51;
  • независимый в суждениях - 17;
  • всегда ищет оригинальное решение - 17;
  • способен отстаивать свои убеждения - 37.

        Общетрудовой тип (всего 215 выбранных качеств):

  • дисциплинированный - 65;
  • трудолюбивый, усидчивый - 91;
  • ответственный - 52;
  • аккуратный - 7.

        Владеющий учебными умениями (всего 244 выбранных качества):

  • умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе - 73;
  • владеет самоконтролем - 48;
  • умеет планировать работу и выполнить свой план - 65;
  • умеет работать с книгой - 58.

        Обладающий хорошими познавательными способностями (всего 275 выбранных качеств):

  • умный, сообразительный - 47;
  • с хорошей памятью - 70;
  • любознательный, любит учиться - 95;
  • обладает хорошим вниманием - 63.

        Мотивационно-волевой (всего 92 выбранных качества):

  • всегда нацелен на успех - 28;
  • уверенный в себе -  26;
  • жизнерадостный - 23;
  • обладает твёрдой волей - 15.

        Приспособительный (всего 18 выбранных качеств):

  • умеет использовать чужой труд - 9;
  • работает на отметку - 3;
  • умеет списать или воспользоваться шпаргалкой - 4;
  • не конфликтует с учителем, покладистый – 2.

        Большинство педагогов выбрали качества успешного ученика, обладающего хорошими познавательными способностями; на втором месте - тип успешного ученика, владеющего учебными умениями; на третьем месте – общетрудовой тип успешного ученика. Таким образом, стереотипность восприятия успешного ученика заключается в том, что педагоги АНО СОШ «Димитриевская» наделяют успешного ученика такими качествами, как любознательность, ум, самоконтроль, дисциплинированность, усидчивость, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу и выполнять план. Такие качества ученика, как независимость в суждениях, поиск оригинального решения, уверенность в себе, жизнерадостность, не являются залогом успеха в обучении, по мнению большинства учителей.

        Анализ результатов, полученных с помощью методики 3. Методика «Анкета на выявление педагогических установок».  

        Методика «Анкета на выявление педагогических установок» проведена с 17 педагогами АНО СОШ «Димитриевская». Педагогам предлагалось оценить 12 пар противоположных утверждений, отражающих установки по отношению к детям. При оценке утверждений необходимо степень согласия с ним: «Полностью согласен», «Частично согласен», «Не согласен». Каждый ответ «Полностью согласен» с утверждением, отражающим положительные установки педагогов, оценивался в 2 балла. Ответ «Частично согласен» с утверждением, отражающим положительные установки педагогов, оценивался в 1 балл. Каждый ответ «Не согласен» оценивался в 0 баллов. Ответ «Частично согласен» с утверждением, отражающим отрицательные установки педагогов, оценивался в -1 балл. Ответ «Полностью согласен» с утверждением, отражающим отрицательные установки педагогов, оценивался в -2 балла. Полученные результаты позволяют оценить общий положительный или отрицательных характер установок педагогов по отношению к детям.

        Результаты исследования можно обобщить и поместить в таблицу 5.

Таблица 5

Результаты проведения методики

«Анкета на выявление педагогических установок»

Утверждение

Степень согласия с утверждением и соответствующее количество баллов

Полностью согласен

(+2 балла за каждый ответ)

Частично согласен

(+1 балл за каждый ответ)

Не согласен

(0 баллов)

Частично согласен

(-1 балл за каждый ответ)

Полностью согласен

(-2 балла за каждый ответ)

Главное во взаимоотношениях с детьми - любовь, теплота, ласка

10

7

-

-

-

Главное во взаимоотношениях с детьми - строгость к ним

-

-

5

12

-

Требования к детям следует облекать в форму совета, просьбы, предложения

9

8

-

-

-

Требования к детям следует предъявлять в прямой форме

-

-

1

11

5

Требования должны исходить из интересов дела

10

6

1

-

-

Учитель должен содействовать выполнению предъявляемых требований

10

7

-

-

-

Учитель должен добиваться неукоснительного выполнения своих требований

-

-

4

9

4

В конфликтных ситуациях с детьми следует сохранять спокойствие, благоразумие

16

1

-

-

-

В конфликтных ситуациях с детьми можно давать волю справедливому гневу

-

-

11

5

1

Следует избегать наказания, если вина ребёнка незначительна

9

8

-

-

-

Как бы ни была мала вина ребёнка, наказание совершенно необходимо

-

-

10

7

-

Как бы ни было мало достижение ребёнка, его следует похвалить, поощрить

13

4

-

-

-

Если достижение ребёнка незначительно, хвалить его не нужно

-

-

12

5

-

Как бы ни было возмутительно поведение детей, резкие выражения и нелестные эпитеты в их адрес недопустимы

14

2

1

-

-

При возмутительном поведении детей возможно применять резкие выражения и нелестные эпитеты в их адрес

-

-

13

2

2

На занятиях с детьми необходимо строить эмоционально окрашенные отношения, используя игровые приёмы, сюрпризы, шутки

11

6

-

-

-

На занятиях с детьми необходимо строить отношения только на деловом уровне

-

-

5

12

-

Во всех видах деятельности учитель должен предоставлять детям большой простор для их самостоятельности

6

11

-

-

-

Во всех видах деятельности учитель должен контролировать каждый шаг ребёнка

-

-

6

8

3

Взаимоотношения с детьми должны строиться на основе интимно-личностных отношений

-

9

8

-

-

Во взаимоотношениях с детьми должна быть установлена дистанция

-

-

3

8

6

При любых нарушения поведения угрозы в адрес детей неэффективны

5

7

5

-

-

При нарушениях детьми правил поведения угроза, как одна из форм порицания, является эффективной

-

-

9

8

-

Всего баллов

+ 242

  + 76

0

-87

- 42

Итог

+189

        Результаты проведения методики говорят о общем положительном характере установок педагогов по отношению к детям. Наибольший балл получили такие положительные установки педагогов, как «В конфликтных ситуациях с детьми следует сохранять спокойствие, благоразумие», «Как бы ни было возмутительно поведение детей, резкие выражения и нелестные эпитеты в их адрес недопустимы», «На занятиях с детьми необходимо строить эмоционально окрашенные отношения, используя игровые приёмы, сюрпризы, шутки». Из отрицательных установок наиболее повторяющиеся установки следующие: «Требования к детям следует предъявлять в прямой форме» и «Во взаимоотношениях с детьми должна быть установлена дистанция». Проанализировав результаты проведения методики, можно сделать вывод о том, что педагоги АНО СОШ «Димитриевская» положительно настроены на взаимоотношения с детьми, стараются сохранять спокойствие при решении конфликтов, не допускают оскорблений учеников, строят занятия с использованием игровых приёмов, мотивирующих детей к учёбе. Вместе с тем педагоги придерживаются мнения, что во взаимоотношениях с детьми лучше устанавливать дистанцию, чем строить взаимоотношения на основе личностных отношений, требования лучше предъявлять в прямой форме, чем в форме просьбы, совета или предложения.

        Анализ результатов, полученных с помощью методики 4. Методика на выявление педагогических установок.  

        Методика на выявление педагогических установок проведена с 18 педагогами АНО СОШ «Димитриевская». Педагогам предлагалось выбрать одно из девяти суждений от выраженного положительного отношения к педагогической профессии до выраженного отрицательного отношения к педагогической профессии. Результаты исследования можно обобщить и поместить в диаграмме.

Рисунок 1. Результаты проведения методики на выявление педагогических установок.

        Анализируя результаты проведения методики, можно увидеть наиболее популярное среди педагогов суждение – «Чем разнообразнее и интереснее личность педагога, тем больше сможет он заинтересовать детей занятиями» (61,1%). Также педагоги выбирают и другие положительные установки, такие как «Быть педагогом - это наивысшее назначение человека на земле» (11,1%), «Педагог воспитывает в человеке много хороших качеств» (11,1%). Несколько педагогов выбрали отрицательную установку «Профессия педагога непрестижна и низко оплачиваема» (16,7%). Это может быть обусловлено невысоким уровнем заработной платы в АНО СОШ «Димитриевская».

        Анализ результатов, полученных с помощью методики 5. Методика «Незаконченные предложения».  

        Методика «Незаконченные предложения» проведена с 7 педагогами АНО СОШ «Димитриевская». Педагогам предлагалось закончить 25 предложений так, как они считают нужным. При обработке результатов методики производится подсчёт однородных ответов-продолжений на каждое незаконченное предложение. В результате анализа ответов выделены наиболее часто встречающиеся утверждения, претендующие на высокую степень стереотипности.

        Результаты исследования можно обобщить и поместить в таблицу 6.

Таблица 6

Результаты проведения методики

«Незаконченные предложения»

Предложения, которые предлагалось закончить

Повторяющиеся ответы-продолжения

Количество повторяющихся ответов

В педагоги идут, как правило ...

те, у кого были хорошие учителя

2

Педагогическая профессия ...

это большой труд

5

низкооплачиваема

2

Учитель в школе ...

образец для ребенка

2

Главная задача учителя - ...

не навредить детям

2

научить ребёнка

2

заинтересовать учащихся

2

Все дети в школе ...

разные

2

Хорошим называют ребёнка, который ...

воспитан

2

Мальчики в школе ...

имеют математический склад ума

2

проказники

2

Девочки в школе ...

маленькие леди

2

прилежны, послушны

2

Большинство родителей ...

заинтересованы в успехах детей

2

Когда родители встречаются с учителями, они ...

спрашивают, как дела у их ребёнка

2

Своих детей родители часто ...

балуют

3

не видят и не слышат

2

Требования администрации школы ...

зависит от требований «сверху»

2

Воспитание детей ...

очень трудная работа

5

основная задача сегодняшнего дня

2

Все дети нуждаются ...

в любви

4

в помощи, поддержке

3

Строгая дисциплина ...

помогает в учебном процессе

3

Если ребёнок нарушает дисциплину, надо ...

выяснить причину и прекратить нарушения

3

Если ребёнок не выполняет задание, надо ...

помочь ему

4

заинтересовать его

2

На уроках дети должны ...

работать

2

внимательно слушать учителя

2

Деятельность детей нуждается ...

в контроле и коррекции

3

        Анализируя результаты проведения методики, можно увидеть наиболее часто встречающиеся ответы-продолжения, стереотипные суждения. Наиболее высокой степенью стереотипности пользуются следующие утверждения: «Педагогическая профессия – это большой труд», «Воспитание детей – очень трудная работа», «Все дети нуждаются в любви», «Если ребёнок не выполняет задание, нужно помочь ему». Вместе с осознанием трудностей педагогической профессии педагоги АНО СОШ «Димитриевская» признают, что все дети нуждаются в любви (в том числе и доброжелательного, тёплого отношения со стороны учителя) и прикладывают усилия для помощи ребёнку в преодолении трудностей в обучении.

2.3. Рекомендации педагогам, прошедшим диагностику особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

        По результатам эксперимента определены особенности проявление социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе. Наиболее ярко у педагогов АНО СОШ «Димитриевская» выражены стереотипы по отношению к педагогической профессии: такие стереотипы как «Быть педагогом – значит быть примером для детей», «Учитель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебного процесса», «Основная задача учителя – вооружить детей знаниями, умениями, навыками». На втором месте стереотипы по отношению к родителям («Основную ответственность за воспитание детей несёт семья, а не школа», «Большинство родителей не занимаются воспитанием своих детей», «Родители предъявляют завышенные требования к школе», «Основное бремя в воспитании детей в семье ложится на мать») и стереотипы по отношению к методам обучения и воспитания («Хорошая дисциплина – залог успеха в обучении и воспитании», «Деятельность детей нуждается в постоянном контроле», «Наказание не лучшая мера, но оно необходимо»). На третьем месте стереотипы по отношению к детям («Мальчики в школе более подвижны и активны, чем девочки», «Воспитание детей – разрушительная работа для нервов», «Девочки в школе более послушны и аккуратны, чем мальчики»). Успешным педагоги АНО СОШ «Димитриевская» называют ученика, который обладает хорошими познавательными способностями, учебными умениями, а также дисциплинирован. Результаты проведения методик на выявление педагогических установок говорят об общем положительном характере педагогических установок педагогов АНО СОШ «Димитриевская»: педагоги настроены на доброжелательные взаимоотношения с детьми, спокойное разрешение конфликтов, мотивацию детей к учёбе с помощью игровых занимательных приёмов.

        На основании результатов исследования можно сформулировать общие рекомендации педагогам, прошедшим диагностику особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе. Основными направлениями коррекционной работы с социально-перцептивными стереотипами должны стать такие направления, как преодоление негативных стереотипов и закрепление позитивных. Основой для этой работы должна стать рефлексия педагогов, самоанализ своей деятельности, отношения к ученикам, родителям, педагогической профессии, методам обучения и воспитания. При рефлексии необходимо выделять положительные моменты педагогической деятельности и отношений с субъектами учебно-воспитательного процесса и отрицательные, негативные ситуации и взаимоотношения, планировать пути преодоления негативных стереотипов [13].

        Администрации школы можно порекомендовать такую форму работы по преодолению негативных социально-перцептивных стереотипов, как беседы и практические занятия педагогов со школьным психологом, позволяющие получать эмоциональную поддержку и обмениваться опытом по преодолению негативных стереотипов. Ещё одна форма работы – организация прохождения педагогами курсов повышения квалификации по преодолению социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе [4].

        Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.

        На основании проведённого теоретического исследования разработана и реализована диагностическая программа выявления и изучения особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

        Для диагностики стереотипов педагогов по отношению к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания выбрана методика Бучиловой И.А. «Опросник на выявление педагогических стереотипов». Методика позволяет изучить степень выраженности стереотипного отношения педагогов к разным сторонам педагогической деятельности и субъектам педагогического процесса. После проведения этой методики выявлены следующие результаты: наиболее выраженными у педагогов АНО СОШ «Димитриевская» оказались стереотипы по отношению к педагогической профессии, на втором месте стереотипы по отношению к родителям и методам обучения и воспитания, на последнем месте стереотипы по отношению к детям. По итогам проведения методики у 11 педагогов АНО СОШ «Димитриевская» наблюдаются выраженные педагогические стереотипы, у 7 педагогов – слабо выраженные педагогические стереотипы.

        Для диагностики стереотипов педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика выбрана методика Фетискина Н.П., Козлова В.В, Мануйлова Г.М. «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика». Методика позволяет выявить восприятие педагогами определённого типа успешного ученика. После проведения этой методики выявлены следующие результаты: большинство педагогов выбрали качества успешного ученика, обладающего хорошими познавательными способностями; на втором месте - тип успешного ученика, владеющего учебными умениями; на третьем месте – общетрудовой тип успешного ученика. Стереотипность восприятия успешного ученика заключается в том, что педагоги АНО СОШ «Димитриевская» наделяют успешного ученика такими качествами, как любознательность, ум, самоконтроль, дисциплинированность, усидчивость, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу и выполнять план.

        Для изучения установок педагогов по отношению к детям выбрана методика Исмагиловой А.Г. «Анкета на выявление педагогических установок». Методика позволяет установить общий положительный или отрицательный характер установок педагога по отношению к детям. После проведения этой методики выявлены следующие результаты: педагоги АНО СОШ «Димитриевская» положительно настроены на взаимоотношения с детьми, стараются сохранять спокойствие при решении конфликтов, не допускают оскорблений учеников, строят занятия с использованием игровых приёмов, мотивирующих детей к учёбе. Вместе с тем педагоги придерживаются мнения, что во взаимоотношениях с детьми лучше устанавливать дистанцию, чем строить взаимоотношения на основе личностных отношений, требования лучше предъявлять в прямой форме, чем в форме просьбы, совета или предложения.

        Для изучения установок педагогов по отношению к педагогической профессии выбрана методика Джавахишвили Е.В. «Методика на выявление педагогических установок». Методика позволяет установить общий положительный или отрицательный характер установок педагога по отношению к педагогической профессии. После проведения этой методики выявлены следующие результаты: большинство педагогов (83,3%) выбрали положительные установки по отношению к педагогической профессии, и только 16,6% отметили непрестижность и низкооплачиваемость педагогической профессии.

        Для изучения стереотипов педагогов относительно педагогической профессии, детей, родителей и администрации выбрана методика Бучиловой И.А. «Незаконченные предложения». Методика позволяет установить наличие и степень распространённости стереотипов относительно профессии, детей, родителей и администрации учебного заведения. После проведения этой методики выявлены следующие результаты: вместе с осознанием трудностей педагогической профессии педагоги АНО СОШ «Димитриевская» признают, что все дети нуждаются в любви (в том числе и доброжелательного, тёплого отношения со стороны учителя) и прикладывают усилия для помощи ребёнку в преодолении трудностей в обучении.

        По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы: педагогам, прошедшим диагностику особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе, необходимо выстроить план работы по преодолению негативных стереотипов и закрепление позитивных на основе рефлексии, самоанализа своей деятельности, отношения к ученикам, родителям, педагогической профессии, методам обучения и воспитания.        Администрации школы может помочь педагогам в преодолении негативных стереотипов, организовав беседы и практические занятия педагогов со школьным психологом, которые позволяют получать эмоциональную поддержку и обмениваться опытом по преодолению негативных стереотипов; а также организовать прохождение педагогами курсов повышения квалификации по преодолению социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

        Заключение

        Теоретический анализ литературы показывает, что существует немного разработок, описывающих особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и способы их преодоления.

        Социально-перцептивные стереотипы в общении – проблема, исследованием которой занимается ряд учёных разных стран. В их числе и зарубежные психологи, такие как Уолтер Липпман, Пол Секорд, и отечественные психологи, например, Виктор Николаевич Панфёров, Алексей Александрович Бодалев, Артур Александрович Реан.

        В работе использовано определение социально-перцептивных стереотипов Реана А.А., который определяет социально-перцептивные стереотипы как формируемые у человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними конкретные эталоны, используемые человеком для оценки других людей. Социально-перцептивные стереотипы обладают рядом особенностей проявления: упрощённое отражение действительности, устойчивость, предвзятость, ригидность и др.

        Выявление особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе является тем основанием, на котором строится практическая часть исследования.

        В ходе практического исследования разработана и проведена программа диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе, разработаны рекомендации педагогам, прошедших диагностическую программу.

        Для исследования психологической готовности к школьному обучению выбраны 5 методик: методика Бучиловой И.А. «Опросник на выявление педагогических стереотипов» для исследования стереотипов педагогов по отношению к педагогической профессии, детям, родителям, методам обучения и воспитания; методика Фетискина Н.П. и других «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика» - для изучения стереотипов педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика; методика Исмагиловой А.Г. «Анкета на выявление педагогических установок» для изучения установок педагога по отношению к детям; методика Джавахишвили Е.В. «Методика на выявление педагогических установок» для изучения установок педагога по отношению к педагогической профессии; методика Бучиловой И.А. «Незаконченные предложения» для изучения стереотипов относительно педагогической профессии, детей, родителей, администрации.

        Исследования проведены в педагогическом коллективе АНО СОШ «Димитриевская».

        В ходе практических исследований получены следующие результаты.

        С помощью методики Бучиловой И.А. «Опросник на выявление педагогических стереотипов» выявлены наиболее выраженные у педагогов АНО СОШ «Димитриевская» оказались стереотипы по отношению к педагогической профессии, на втором месте стереотипы по отношению к родителям и методам обучения и воспитания, на последнем месте стереотипы по отношению к детям. По итогам проведения методики у 11 педагогов АНО СОШ «Димитриевская» наблюдаются выраженные педагогические стереотипы, у 7 педагогов – слабо выраженные педагогические стереотипы.

        С помощью методики Фетискина Н.П., Козлова В.В, Мануйлова Г.М. «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика» выявлено, что большинство педагогов выбрали качества успешного ученика, обладающего хорошими познавательными способностями; на втором месте - тип успешного ученика, владеющего учебными умениями; на третьем месте – общетрудовой тип успешного ученика.

        С помощью методики        Исмагиловой А.Г. «Анкета на выявление педагогических установок» выявлен положительный настрой педагогов на взаимоотношения с детьми, сохранение педагогами спокойствия при решении конфликтов, недопущение оскорблений учеников, построение занятий с использованием игровых приёмов, мотивирующих детей к учёбе. Вместе с тем педагоги придерживаются мнения, что во взаимоотношениях с детьми лучше устанавливать дистанцию, чем строить взаимоотношения на основе личностных отношений, требования лучше предъявлять в прямой форме, чем в форме просьбы, совета или предложения.

        С помощью методики Джавахишвили Е.В. «Методика на выявление педагогических установок» установлено, что большинство педагогов (83,3%) имеют положительные установки по отношению к педагогической профессии, и только 16,6% отметили непрестижность и низкооплачиваемость педагогической профессии.

        С помощью методики Бучиловой И.А. «Незаконченные предложения» выявлено, что вместе с осознанием трудностей педагогической профессии педагоги АНО СОШ «Димитриевская» признают, что все дети нуждаются в любви (в том числе и доброжелательного, тёплого отношения со стороны учителя) и прикладывают усилия для помощи ребёнку в преодолении трудностей в обучении.

        Своевременная диагностика особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе очень важна. Особенно важно выделить педагогов, имеющих негативные педагогические установки и стереотипы по отношению к детям, родителям, профессии, администрации, методам обучения и воспитания, и сформулировать рекомендации педагогам по преодолению негативных стереотипов и закреплению позитивных установок.

        Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.


        Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
  2. Белоногов С.Е. Социальный стереотип: позитивное или негативное явление // Science Time. 2014. №2 (2) С.5-8.
  3. Бодалев А. А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Ученые записки ЛГУ. НИИКСИ. Л., 1971. Вып. 9. С. 151 — 160.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение – М: Прогресс, 2000. - 325 с.
  5. Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр, 2015. — 672 с.
  6. Бучилова И.А. Психологические особенности преодоления педагогических стереотипов у студентов и воспитателей дошкольных учреждений: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. - Череповец, 2002. - 204 с.
  7. Головкин Р. Б., Шумов П. В., Ямщикова С. Я. Социальные стереотипы и право // Пробелы в российском законодательстве. 2010. №4 С.67-68.
  8. Гутман Е. В., Шибанкова Л. А., Захарова П. И. Педагогические механизмы устранения ментально-этнических стереотипов восприятия представителей иных этнических групп // КПЖ. 2015. №1
  9. Засыпкин В.П. Социальный стереотипный образ современного учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №42.
  10. Ионина М.А., Сизых И.С. Социально-психологические стереотипы в средствах массовой информации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6 С.298-299.
  11. Кабаченко Е. Г. Концепт «Учитель» и «Ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент) // Лингвокультурология. 2009. №3 С.83-91.
  12. Казаренков В.И. Педагогика против стереотипов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. №5 С.248-249.
  13. Ким И.Н. Профессиональная деятельность преподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен // Высшее образование в России. 2014. №4 С.39-47.
  14. Косаревская Т. Е. Образ «одарённый ребенок» в сознании студентов педагогических специальностей вуза. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2014. – Т. 2. – С. 228–235.
  15. Липпман У. Общественное мнение/Пер. с англ. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  16. Маркина Н.В., Маковецкая Ю.Г. Образ одарённого ученика в восприятии учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №1 (26) С.61-66.
  17. Наумова Л.М. Базовые социальные стереотипы в педагогическом маркетинге // Высшее образование в России. 2015. №3 С.85-92.
  18. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопр. психол. 1974. № 2. С. 59—64.
  19. Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной, — М.: Академический проект, 2011. — 320 с.
  20. Питерова А.Ю., Тетерина Е.А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. 2016. №1 (13) С.103-110.
  21. Полев Д.М. Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №18 (151) С.19-25.
  22. Попова В.О., Балезина Е.А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №2 (22) С.88-94.
  23. Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2016. — 288 с.
  24. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопр. психологии. – 1986. – № 4. – С. 69–76.
  25. Сартакова Е. Е., Обухова Е. А., Горкальцева Я. Л. Педагогические стереотипы профессиональной деятельности учителя и проблемы аттестации // Вестник ТГПУ. 2013. №13 (141) С.82-88.
  26. Старченко В.В. Этнические стереотипы в межэтническом взаимодействии в поликультурном регионе // Наука и современность. 2016. №49 С.43-50.
  27. Суходольская Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. 2007. №3 (47) С.152-160.
  28. Суходольская Н.П., Фролов А.В. Социальные стереотипы в пространстве современного города-мегаполиса // Вестник МГСУ. 2011. №4 С.418-422.
  29. Ткачева М.С. Особенности социально-психологических стереотипов студентов – будущих педагогов о школьниках // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №1 С.51-56.
  30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. — 544 с.
  31. Фешкина И.А. Сущность и роль стереотипов в процессе межкультурной коммуникации // Известия ВГПУ. 2009. №5 С.53-57.
  32. Фомиченко А.С. Психологические и гендерные особенности понимания учителем личности ученика // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. №19 (278) С.87-91.
  33. Чаплыгина Ю. С. Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3 С.678-682.
  34. Щекотихина И. Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №5 (19) С.69-80.

Приложения

Приложение 1. Методика «Опросник на выявление педагогических стереотипов»

        Оцените каждое утверждение, определив степень согласия с ним: «полностью согласен», «согласен в большей степени, чем не согласен», «в большей степени не согласен, чем согласен», «полностью не согласен».

        Блок 1 «Отношение к педагогической профессии».

  1. Учитель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебного процесса.
  2. Основная задача учителя - вооружать детей знаниями, умениями, навыками.
  3. Быть педагогом - значит быть примером для детей.
  4. Творчество учителя лишь благое пожелание, реально его деятельность полностью регламентирована.
  5. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя будет меньше хлопот.
  6. Педагогическая профессия неблагодарна.

        Блок 2 «Отношение к детям».

  1. По своей природе дети эгоистичны.
  2. Хорошим можно назвать ребёнка, который выполняет все требования учителя.
  3. Девочки в школе более послушны и аккуратны, чем мальчики.
  4. Мальчики в школе более подвижны и активны, чем девочки.
  5. Плохой ребёнок - это конфликтный, упрямый и неуправляемый ребёнок.
  6. Воспитание детей - разрушительная работа для нервов.

        Блок 3 «Отношение к родителям».

  1. Большинство родителей не занимаются воспитанием своих детей.
  2. Родители предъявляют завышенные требования к школе.
  3. Основную ответственность за воспитание детей несёт семья, а не школа.
  4. Дети часто повторяют судьбу своих родителей.
  5. Дети с проблемами в развитии, как правило, из неблагополучных семей.
  6. Основное бремя в воспитании детей в семье ложится на мать.

        Блок 4 «Отношение к методам обучения и воспитания».

  1. Наказание не лучшая мера, но оно необходимо.
  2. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле.
  3. Хорошая дисциплина - залог успеха в воспитании и обучении.
  4. Ребёнку нельзя прощать его провинности.
  5. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка - миф, в реальных условиях осуществить это невозможно.
  6. В воспитании детей нужно сочетать методы «кнута» и «пряника».

Приложение 2. Методика «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика»

        Выберите 6-7 наиболее значимых качеств, какими, по Вашему мнению, должен обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе.

  1. Любознательный, любит учиться
  2. Трудолюбивый, усидчивый
  3. Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе
  4. Обладает хорошей памятью
  5. Дисциплинированный
  6. Умеет планировать работу и выполнять свой план
  7. Обладает хорошим вниманием
  8. Умеет работать с книгой
  9. Ответственный
  10. Инициативный, не ждёт, когда учитель заставит работать
  11. Владеет самоконтролем
  12. Умный, сообразительный
  13. Способен отстаивать свои убеждения
  14. Всегда нацелен на успех
  15. Уверенный в себе
  16. Жизнерадостный
  17. Независимый в суждениях
  18. Всегда ищет оригинальное решение
  19. Обладает твёрдой волей
  20. Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.)
  21. Аккуратный
  22. Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой
  23. Работает на отметку
  24. Не конфликтует с учителем, покладистый

Приложение 3. Методика «Анкета на выявление педагогических установок»

        Оцените каждое утверждение, определив степень согласия с ним: «Полностью согласен», «Частично согласен», «Не согласен».

  1. Главное во взаимоотношениях с детьми - любовь, теплота, ласка.
  2. Главное во взаимоотношениях с детьми - строгость к ним.
  3. Требования к детям следует облекать в форму совета, просьбы, предложения.
  4. Требования к детям следует предъявлять в прямой форме.
  5. Требования должны исходить из интересов дела.
  6. Учитель должен содействовать выполнению предъявляемых требований.
  7. Учитель должен добиваться неукоснительного выполнения своих требований.
  8. В конфликтных ситуациях с детьми следует сохранять спокойствие, благоразумие.
  9. В конфликтных ситуациях с детьми можно давать волю справедливому гневу.
  10. Следует избегать наказания, если вина ребёнка незначительна.
  11. Как бы ни была мала вина ребёнка, наказание совершенно необходимо.
  12. Как бы ни было мало достижение ребёнка, его следует похвалить, поощрить.
  13. Если достижение ребёнка незначительно, хвалить его не нужно.
  14. Как бы ни было возмутительно поведение детей, резкие выражения и нелестные эпитеты в их адрес недопустимы.
  15. При возмутительном поведении детей возможно применять резкие выражения и нелестные эпитеты в их адрес.
  16. На занятиях с детьми необходимо строить эмоционально окрашенные отношения, используя игровые приёмы, сюрпризы, шутки.
  17. На занятиях с детьми необходимо строить отношения только на деловом уровне.
  18. Во всех видах деятельности учитель должен предоставлять детям большой простор для их самостоятельности.
  19. Во всех видах деятельности учитель должен контролировать каждый шаг ребёнка.
  20. Взаимоотношения с детьми должны строиться на основе интимно-личностных отношений.
  21. Во взаимоотношениях с детьми должна быть установлена дистанция.
  22. При любых нарушения поведения угрозы в адрес детей неэффективны.
  23. При нарушениях детьми правил поведения угроза, как одна из форм порицания, является эффективной.

Приложение 4. Методика «Методика на выявление педагогических установок»

        Выберите и отметьте то утверждение, которое больше всего соответствует Вашей позиции.

  1. Быть педагогом – это наивысшее назначение человека на земле.
  2. Профессия педагога – самая благородная.
  3. Педагог воспитывает в человеке много хороших качеств.
  4. Чем разнообразнее и интереснее личность педагога, тем больше сможет он заинтересовать детей занятиями.
  5. Я не проявляю особого интереса к педагогической профессии, поскольку она кажется мне не интересной.
  6. Профессия педагога непрестижна и низко оплачиваема.
  7. Труд педагога я считаю напрасным.
  8. Педагогическая профессия ограничивает духовный мир человека.
  9. Нет ничего бессмысленнее труда педагога.

Приложение 5. Методика «Незаконченные предложения»

                Закончите данные предложения так, как Вы считаете нужным.

В педагоги идут, как правило ...

Педагогическая профессия ...

Быть педагогом, значит …

Учитель в школе ...

Главное качество учителя …

Главная задача учителя - ...

Все дети в школе ...

Хорошим называют ребёнка, который ...

Плохой ребёнок – это …

Мальчики в школе ...

Девочки в школе ...

Большинство родителей ...

Когда родители встречаются с учителями, они ...

Своих детей родители часто ...

Администрация школы …

Требования администрации школы ...

Воспитание детей ...

Дети, которые воспитываются в строгих правилах, …

Все дети нуждаются ...

Строгая дисциплина ...

Если ребёнок нарушает дисциплину, надо ...

Если ребёнок не выполняет задание, надо ...

На уроках дети должны ...

Учителя могут раздражать дети …

Деятельность детей нуждается ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения

Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....

Психологические особенности учащихся и их значение в организации учебного процесса.

Небольшое сообщение по методической теме. немногго увлекаюсь английским языком, поэтому решила выложить, вдруг кому пригодиться....

Особенности учебного процесса с использованием электронного учебника

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применени...

Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса.

Особенности организации учебного процесса с неуспевающими....

Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы

В СКОУ приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нар...