Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы
статья (2, 3 класс) по теме

Решетникова Ирина Михайловна

В СКОУ приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_postroeniya_uchebnogo_protsessa.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы: развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов

Современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Из года в год в России растёт число детей с проблемами биологического и социального характера, нуждающихся в специальном образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.

Психолог Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». И ещё «Для развития высших функций внимания и мышления умственно отсталого ребёнка должно быть создано нечто, напоминающее шрифт Брайля для слепого или дактилологию для глухонемого, т.е. систему обходных путей культурного развития там, где прямые пути оказываются отрезанными вследствие его природного недостатка».

Начальной школе принадлежит важная роль в психическом развитии детей. Нам в своей работе нужно учитывать возрастные особенности и их индивидуальные возможности, которые могут быть существенно разными у учеников даже одного и того же класса.

Учителя начальных классов в течение сентября проводят психолого-педагогическое изучение учащихся с целью определения реальных учебных возможностей и сохранных сторон личности учащихся: навыки учебного поведения, технику чтения, систему мотиваций учебных навыков.

По уровню обученности, проявляющейся в овладении ЗУН учащихся можно разделить на 4 группы:

1 группу – составляют дети, которые в целом правильно решают    

                   предъявляемые им задания. Они наиболее активны и

                   самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группу – обучающихся характеризует замедленный темп продвижения в                                             овладении  ЗУН.

                  Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях,

                  т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у

                  них затруднены. Эти ученики нуждаются в применении

                  наглядности на всех этапах учебной деятельности.

3 группа – учащихся отличается пассивностью, инертностью

                  психологических процессов, нарушениями внимания, что    

                  приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики

                  обучаются по индивидуальной программе специальных

                  (коррекционных) школ.

4 группа – характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным

                   программам. Для них обозначается система минимальных знаний,

                   обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счёта и

                   чтения. Обучаются такие дети на дому.

В конце сентября проводим заседание МО начальных классов. На это заседание приглашаются завуч, учителя начальных классов, логопед, психолог, врач.

Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
  • развитие пространственных представлений ориентации;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • умение планировать деятельность;

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

У детей младшего школьного возраста формирование их познавательных возможностей не происходит автоматически, нужна кропотливая, настойчивая и целенаправленная работа по формированию и развитию у всех детей этих важнейших психических качеств. Между психическим развитием ребёнка и усвоением им учебных заданий существует глубокая взаимосвязь. Успешное усвоение знаний обеспечивается высоким уровнем развития у детей познавательных процессов.

Определяя учебные задачи, мы учитываем насколько сформированы у каждого ученика познавательные способности. Такое знание позволяет модифицировать задания – разбивать их на более или менее крупные звенья, использовать отдельные подсказки, наводящие вопросы, образцы выполнения заданий, наглядность. Таким образом, осуществляется дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Развивать познавательные способности необходимо у каждого ребенка, и мы опираемся на методы и приёмы обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его возможностей; методы развивающего обучения при фронтальных формах работы и использование системы специальных упражнений как тренировочного, так и коррекционного характера при индивидуальных формах работы.

Индивидуальные занятия могут иметь общеразвивающие цели, например, повышение уровня интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения. Содержание индивидуальных занятий исключает «натаскивание» в формировании отдельных навыков,  создаёт условия для развития ученика в целом в соответствии с симптомами отклонений в развитии.

При проведении индивидуальных занятий исходим из возможностей ученика: задание должно быть умеренной трудности, но быть доступным, но быть, чтобы обеспечить ученику успех.

Позитивное отношение к учёбе формируем сначала на лёгком, доступном, интересном материале. Успех пробуждает у ребёнка веру в свои силы, снимает напряжённость, вызванную процессом обучения. Для повышения познавательной активности каждый урок стараемся сделать необычным, интересным. Каждый учитель решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать? Учителя нашей школы в своей работе используют современные педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ:

  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология личностно-ориентированное обучения;
  • технологии коллективного творческого дела;
  • технология проектной деятельности;

А так же специальные коррекционные технологии:

  • коррекционно-развивающие
  • коррекционно-образовательные

Используем различные формы организации урока:

  • урок-путешествие
  • урок-сказка
  • урок-викторина

Игровые технологии для нас очень важны и приемлемы. Мне хочется подтвердить словами Ш. Амонашвили.

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

Современное общество настолько сложно, что любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды.

Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель учителей начальных классов – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Применение словесных методов в процессе обучения географии специальной (коррекционной) школе 8 вида"

Введение.Одним из условий подлинно научного подхода к созданию ос­нов обучения умственно отсталых детей является обязательность и правильность учета особенностей аномального развития ребенка. Логи­чес...

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта

Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитательгосударственного казенного общеобразовательного учрежденияВладимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...