Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта
методическая разработка (4 класс) на тему

Красных Татьяна  Ивановна

 

Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитатель

государственного казенного общеобразовательного учреждения

Владимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат г. Киржача»

 

 

 

Материалы данной работы являются обобщенным педагогическим опытом по проблеме формирования самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школе-интернате и могут быть полезны молодым специалистам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageСодержание

 

 

Введение. 3

1. Направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной) школе-интернате. 8

2. Формирование навыков самостоятельности у детей с умственной отсталостью   11

Заключение. 19

Список литературы.. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

imageВведение

 

 

 

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальной специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида испытывают большое доверие к воспитателю. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно воспитатель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа, пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе-интернат. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующие влияния на личность воспитанника.

Исследователем особенностей воспитательной работы во вспомогательной школе занимались такие ученые и педагоги, как Г.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.С. Выготский, В.Ф. Мочихина, В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов.

Главная задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

В процессе внеклассной воспитательной работы дети закрепляют знания, полученные на уроках, с помощь экскурсий, наблюдений за природой, походов на выставки и просто в лес в разные времена года.

Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. На внеклассных занятиях, экскурсиях, классных часах у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется словарный запас, развивается память, воображение. На внеклассных занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе.   

Развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, осознание ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями прямого и косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки.

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с умственной отсталостью. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с умственной отсталостью  с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении. Исходя из актуальности проблемы, выбрана следующая тема: «Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната».

Актуальность педагогического опыта заключается в обобщении коррекционной работы по формированию навыков самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с умственной отсталостью, которая будет способствовать их дальнейшей адаптации в социуме.

Цель: обобщение и представление педагогического опыта по проблеме формирования самостоятельности у детей с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Задачи:

1.       Обозначить направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной)  школе-интернате.

2.       Выявить влияние навыков самостоятельной деятельности на развитие познавательных процессов у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII.

3.       Систематизировать и апробировать педагогические методы и приёмы, способствующие формированию самостоятельности у младших школьников в учебной, внеклассной и трудовой деятельностях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII.

4.       Проанализировать результативность формирования самостоятельности как компонента личностного развития детей с умственной отсталостью.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:

1.  Наличие специальных знаний и умений. Они определяют готовность обучающихся к самостоятельному действию. Но не всегда обучающийся, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.

2.  Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.

Процесс воспитания самостоятельности младшего школьника условно можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание воспитателя должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.

Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Воспитатель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца.

Третий этап - закрепление проявлений самостоятельности, контроль за ее устойчивостью, обеспечение условий для социально-ценных проявлений этого качества личности [10].

Ожидаемый результат:      повышение уровня социальной компетентности воспитанников с умственной отсталостью и интеграция их в современное общество посредством формирования и развития навыков самостоятельности.

Нет ребенка, который не хотел, бы стать лучше. Поможем ему в этом!


 

1.  Направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

 

 

Развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых. Именно такой подход является главным при отборе методов и содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке коллективных дел.

При планировании воспитательной работы педагогу необходимо руководствоваться положениями личностно ориентированной и гуманной педагогики, раскрывая индивидуальность каждого воспитанника, формируя устремления ребёнка от позиции «я хочу» до «я буду» и «я могу» как основы взаимодействия с воспитателем, классным руководителем.

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов.

У младших школьников с умственной отсталостью отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогу, работающему с такими детьми, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл.

Ведущие виды деятельности:

·          учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром;

·          игра: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности.

Исходя из этого, планируется воспитательная работа по направлениям.

I. Личностное развитие. Формирование навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: обучающийся, успешный обучающийся; развитии умения играть; овладение нормами этического поведения в повседневной жизни и прочное усвоение правил школьника; формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.

II. Охрана здоровья и физическое развитие. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.

III. Трудовое воспитание. Привитие навыков самообслуживания, выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом (алгоритмом); формирование навыков коллективной трудовой деятельности; формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда; развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.

IV. Социализация и общение. Знакомство с нормами поведения: в школе, столовой, спальне, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии; практическая отработка этических норм и правил; определение сущности нравственных понятий; воспитание доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим. деятельности; экологическое воспитание.

V. Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.

VI. Основы гражданского и патриотического воспитания. Формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Воспитание чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины; воспитание милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.

VII. Досуговая и рекреационная деятельность. Активная деятельность: учёба, самообразование (самоподготовка); культурное (духовное) потребление: чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня; спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады; конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки; экскурсии, викторины, различные гостиные.

Воспитание самостоятельности не может ограничиваться какой-то узкой сферой взаимодействия ребенка и взрослого: в процессе обучения, в процессе организации досуга детей или во взаимоотношениях детей и родителей. На воспитание самостоятельности у младших школьников влияют все основные сферы социального бытия ребенка. Педагог может выстраивать взаимодействие с ребенком, как с позиции доминирования, так и с позиции равного, стараясь совместно с ним принимать решения, одинаково нести ответственность за свои участки деятельности.

Воспитательные результаты деятельности младших школьников создают возможность для своевременной коррекции деятельности педагогов, по воспитанию обучающихся, позволяют определить траекторию развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина «Определение уровня воспитанности обучающегося».

2.    Формирование навыков самостоятельности у детей с умственной отсталостью

 

Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Для детей с умственной отсталостью при посещении специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения становится актуальным приобретение навыка самостоятельности, что позволяет им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира.

У школьников 1-2 классов самостоятельность часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации. Включение/выключение электроприборов, открывание/закрывание крана, дверцы холодильника и т.д. Однако, самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены отсутствует, не сформирован навык опрятности. Это связано с особенностями их психофизического развития: поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.

Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.

Например, по выращиванию и уходу за растениями. Конечно, большинство воспитанников, не могут сразу включиться в необходимый процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении учебных и трудовых заданий. Но особенно большие трудности для воспитанников коррекционных школ представляют определение последовательности деятельности и описание процесса выполнения задания. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять различные задания самостоятельно. Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно.

Отсутствие у обучающихся самостоятельности в выполнении заданий по трудовой деятельности, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и требует дополнительного времени для отработки этих навыков. Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться.

Отметим, что специально организованное целенаправленное обучение детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Воспитанники становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату.

Формирование самостоятельности у детей с умственной отсталостью в специальном (коррекционном) учреждении необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации.

Внеурочная деятельность является одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование внеклассной деятельности позволяет воспитанникам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие педагога следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных воспитанников формы, методы и приемы обучения и воспитания.

В специальной (коррекционной) школе используются методы и приемы обучения, принятые в общеобразовательной школе.

В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию. Самой простой и старой является традиционная классификация методов: словесные, наглядные, практические.

Условно можно выделить методы прямого и косвенного педагогического влияния:

·     методы прямого педагогического влияния - немедленная или отсроченная реакция обучающихся и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

При прямом обучении самостоятельности дети подражают определенным эталонам действий, хотя и проявляют при этом некоторое отклонение от образца.

·     методы косвенного педагогического влияния – создание такой ситуации в организации деятельности; в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с воспитателем, товарищами, обществом.

При косвенном влиянии на формирование самостоятельности усилия ребенка должны быть направлены на поиск новых сочетаний, комбинаций, вариантов пока в знакомой обстановке. Педагог побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца. Этому способствует вовремя заданный вопрос, напоминание, совет, оценка работы, чтение литературного произведения соответствующего содержания, специально продуманная беседа.

Следует сказать, что любой метод воспитания тесно связан со всей воспитательной системой образовательного учреждения, что нет каких-то особых, уникальных, «волшебных» методов, которые решают все проблемы.

В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы воспитанники: участвуют ли в воспитательном процессе весь класс (группа), отдельные обучающиеся, небольшие группы обучающихся.

С учетом этого раскрываются такие формы: фронтальная работа; групповая работа (с постоянным или меняющимся составом обучающихся); индивидуальная работа.

В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы. Работа по алгоритму является наиболее эффективной в формировании самостоятельности в самообслуживании, познавательной и трудовой деятельностях.

imageИзвестный современный московский педагог-новатор и ученый В.А. Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли многие воспитатели-практики. Мы считаем что, она является удобной, простой, наглядной. В качестве критерия классификации он избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов.

 

 

 

Игра - важное средство с детьми коррекционной школы-интерната, она играет важнейшую роль в развитии и воспитании первоклассников. Она позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную, эмоциональную атмосферу. Так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности, поведенческие навыки. Например, в игре «День рождения» педагог предлагает детям алгоритм поведения в гостях. Игра эмоциональная и очень привлекает детей. Когда поведенческий навык сформируется – проводится мероприятие «День именинника».

Особое место в воспитательной деятельности отводится  мероприятиям, связанным с эмоциональными переживаниями, с нравственными проявлениями личности (отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе). Такие занятия проходят в непринужденной обстановке. У воспитанников появляется возможность проявить самостоятельность. Они с удовольствием включаются в беседу, пытаются эмоционально рассказывать, описывают свое эмоциональное состояние, рассуждают, учатся вести диалог, проявляют свое творчество.

Активно взаимодействуем с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. С этой целью проводим  экскурсии (в магазин, на почту, в сбербанк и т.д.). Тесно сотрудничаем с районной библиотекой. Во время экскурсий, прогулок, спортивных соревнований, при посещении столовой, библиотеки используем прием личного примера, как вести себя с взрослыми и сверстниками. Данный прием наглядно показывает «образец» межличностных взаимоотношений, способствует более быстрому усвоению навыков культурного поведения, формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Необходимо обеспечивать воспитанников множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в литературе, поэтому используем сказку, как один из видов коррекционно-воспитательной работы (читаем, обсуждаем, инсценируем). На таких занятиях воспитанники получают положительный заряд эмоций, развивается память, речь, дети учатся находить контакт  друг c другом, самоутверждаются, занимаются театрализованной деятельностью. Воспитанники учатся слышать друг друга, а полученные знания дети переносят на ситуации повседневной жизни. Это оказывает наилучшее влияние, как на успешность в обучении, так и на общекультурное и личностное развитие ребенка.

Воспитанники активно вовлекаются в общественную жизнь класса посредством различных поручений. Им создается возможность почувствовать свою значимость, укрепляется веру в себя. Очень важно – увидеть и большой, и маленький успех каждого воспитанника в порученном ему деле и умело поощрить  его. С ответственностью за порученное дело у детей развиваются лидерские качества, раскрывается творческий потенциал, мотивирует воспитанников, на достижения успеха, как в учебе, так и общественной деятельности, что способствует умению адаптироваться в современном обществе. В дневниках «добрых дел» записываем добрые дела воспитанников. Это дает дополнительную возможность мотивировать воспитанника на выполнение полезных дел. Обязательное подведение итогов.

Ежедневно идет кропотливая работа по самообслуживанию. Учимся поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне, во дворе. Каждый воспитанник имеет определенные обязанности, отвечает за качество его выполнения. Участие в общественно-полезном труде постепенно подготавливают воспитанников к труду на производстве. Генеральные уборки, уборка на территории носят коллективный характер. Работа выполняется по алгоритму «Порядок уборки участка».

При подготовке к праздникам воспитанники самостоятельно изготавливают открытки, поделки, проявляя самостоятельность в творчестве. На таких занятиях формируются трудолюбие, настойчивость, способность работать в коллективе, самостоятельность в преодолении собственных трудностей, оказание помощи товарищу.

Участие детей в праздниках − это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психоэмоционального состояния.

Познавательная деятельность является одним из главных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях коррекционной школы-интерната. Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности.

Задачи самоподготовки связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

1.       Умения пользоваться дневником.

2.       Ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).

3.       Обращаться за помощью в случаях затруднений.

4.       Планировать свою деятельность.

5.       Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.

6.       Самостоятельно проверять выполненную работу.

Воспитатель во время самоподготовки использует различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интересов к учению.

Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Она углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка дает возможность сосредоточиться, создает иллюзию уединения, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной работе. Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза:

·     игры-путешествия, игры-соревнования.

Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания можно предложить конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями – это для старших детей, а для малышей – рисунки с заданиями, пластилин, коробочки с бусинками, которые интересны детям и развивают мелкую моторику рук.

Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Это очень важно для выработки самостоятельности у детей. Полезно учить детей некоторым способом самопроверки:

·     обратное вычисление (математика);

·     выполнил упражнение – повтори еще правила и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык);

·     перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник; попробуй оценить свою работу и знания.

Все эти способы проверки не очень сложны, но они требуют от воспитателя продуманности и применение их либо частично, либо полностью.

Воспитатель решает конкретную и важную задачу: приучить своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности. Знакомство детей с алгоритмом «Правила выполнения письменного домашнего задания» осуществляется в начальных классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Далее нужно отказаться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух. На данном этапе самоподготовки воспитатель контролирует детей и индивидуально или по группам работает с теми, кто не следует алгоритму.

На таком этапе самоподготовки как выполнение задания у воспитателя две основные обязанности:

1.       Индивидуальная работа с отдельными воспитанниками по заданию учителя.

2.       Помощь детям при затруднениях. В этом случае воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

·          предложение перечитать задание;

·          перечитать правила;

·          посмотреть похожее задание в классной работе.

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.

Самоподготовка в школе-интернате, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, воспитание самостоятельности у детей направленно на:

·     самостоятельное выполнение домашнего задания;

·     готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 

·     ответственность за порученное дело;

·     умение подчиняться коллективу;

·     самостоятельное применение полученных знаний и умений на практике;

Результатом своей работы считаю повышение общего уровня воспитанности у детей с низкого до среднего - на 9%.

Воспитанники активно участвуют в мероприятиях класса и школы. Ответственно дежурят в классе и столовой, принимают участие по благоустройству и уходу территории. Дети стали более уверены в себе, повысили самооценку, развивается чувство коллективизма.

Главный метод воспитания – это воспитание личным примером.

 

Заключение

 

В данной работе мы попытались ответить на вопрос, который стоит перед воспитателем, а также перед коррекционной школой: что должна в себя включать воспитательная работа, как эффективнее воспитывать и развивать детей с умственной отсталостью, как это делать в современных условиях, в чем суть, специфика воспитательских мероприятий направленных на формирование самостоятельности.

Мы зафиксировали положительные результаты: повысилась активность детей на занятиях, у них появилось желание освоить предлагаемый материал, чему-то научиться, дети стали применять в повседневной жизни полученные знания и умения. Овладение самостоятельностью помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности составляют основу овладения детьми трудовыми действиями, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.

Мы направляем свои усилия и творчество на создание благоприятных условий для более успешной социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью. Чтобы ребенок, проживая период детства, не чувствовал себя ущербным, имел возможность полноценно реализовать свои потребности и способности. В нашей работе невозможно остановиться на достигнутом. Своими педагогическими находками, идеями делюсь с коллегами, выступаю на методических объединениях, педсоветах, мастер-классах.

Описанный в данной работе педагогический опыт окажет первоначальную практическую помощь молодым педагогам в воспитании детей с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школе-интернате. Я люблю свою профессию за то, что вместе с детьми расту, развиваюсь и многократно проживаю самое счастливое время − детство.

 

imageСписок литературы

 

 

1.     Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] /под ред. В. В. Воронковой.— М.: 1994.

2.     Евдокимов, Ю.А. В помощь начинающему воспитателю детского дома [Электронный ресурс] / Ю.А. Евдокимов.– Никольский детский дом.– 2004. –Режим доступа: http://pandia.org/text/77/161/11811.php. - Загл. с экрана.

3.     Коняева, Н.П. Воспитание  детей с нарушением интеллекта [Текст] / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. –200 с.

4.     Матвеева, М.Е. Дневник индивидуальной работы с учащимися [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2014. – 33 с.

5.     Матвеева, М.Е. Рабочая программа воспитателя [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2014. – 65 с.

6.     Матвеева, М.Е. Справочник воспитателя (классного руководителя) [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2013. – 140 с.

7.     Мачихина, В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст]: / В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1978. – 125 с.

8.     Немов, Р.С. Психология самостоятельности [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Нальчик, Эльфа, 2013.– 165 с.

9.     Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы [Текст]: книга для воспитателя / Т.И. Пороцкая. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

 Щербакова, А.М. Воспитание ребенка с нарушением интеллекта [Текст] / А.М. Щербакова. – М.: Изд-во      НЦ ЭНАС, 2004. – 40 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_tatyana_ivanovna.docx74.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Владимирской области «Специальная (коррекционная0 общеобразовательная школа-интернат г. Киржача»

Формирование

навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов

с умственной отсталостью

в условиях специальной (коррекционной)

школы-интерната г. Киржача

Обобщение педагогического опыта

Составитель:

Красных Татьяна Ивановна,

воспитатель

Киржач

2017

Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитатель

государственного казенного общеобразовательного учреждения

Владимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат г. Киржача»

Материалы данной работы являются обобщенным педагогическим опытом по проблеме формирования самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школе-интернате и могут быть полезны молодым специалистам.

Содержание

Введение        3

1. Направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной) школе-интернате        8

2. Формирование навыков самостоятельности у детей с умственной отсталостью        11

Заключение        19

Список литературы        20


Введение

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальной специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида испытывают большое доверие к воспитателю. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно воспитатель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа, пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе-интернат. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующие влияния на личность воспитанника.

Исследователем особенностей воспитательной работы во вспомогательной школе занимались такие ученые и педагоги, как Г.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.С. Выготский, В.Ф. Мочихина, В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов.

Главная задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

В процессе внеклассной воспитательной работы дети закрепляют знания, полученные на уроках, с помощь экскурсий, наблюдений за природой, походов на выставки и просто в лес в разные времена года.

Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. На внеклассных занятиях, экскурсиях, классных часах у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется словарный запас, развивается память, воображение. На внеклассных занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе.  

Развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, осознание ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями прямого и косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки.

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с умственной отсталостью. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с умственной отсталостью  с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении. Исходя из актуальности проблемы, выбрана следующая тема: «Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната».

Актуальность педагогического опыта заключается в обобщении коррекционной работы по формированию навыков самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с умственной отсталостью, которая будет способствовать их дальнейшей адаптации в социуме.

Цель: обобщение и представление педагогического опыта по проблеме формирования самостоятельности у детей с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Задачи:

  1. Обозначить направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной)  школе-интернате.
  2. Выявить влияние навыков самостоятельной деятельности на развитие познавательных процессов у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII.
  3. Систематизировать и апробировать педагогические методы и приёмы, способствующие формированию самостоятельности у младших школьников в учебной, внеклассной и трудовой деятельностях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII.
  4. Проанализировать результативность формирования самостоятельности как компонента личностного развития детей с умственной отсталостью.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:

  1. Наличие специальных знаний и умений. Они определяют готовность обучающихся к самостоятельному действию. Но не всегда обучающийся, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.
  2. Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.

Процесс воспитания самостоятельности младшего школьника условно можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание воспитателя должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.

Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Воспитатель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца.

Третий этап - закрепление проявлений самостоятельности, контроль за ее устойчивостью, обеспечение условий для социально-ценных проявлений этого качества личности [10].

Ожидаемый результат:        повышение уровня социальной компетентности воспитанников с умственной отсталостью и интеграция их в современное общество посредством формирования и развития навыков самостоятельности.

Нет ребенка, который не хотел, бы стать лучше. Поможем ему в этом!


  1. Направления воспитательной работы в 1-4 классах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

Развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых. Именно такой подход является главным при отборе методов и содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке коллективных дел.

При планировании воспитательной работы педагогу необходимо руководствоваться положениями личностно ориентированной и гуманной педагогики, раскрывая индивидуальность каждого воспитанника, формируя устремления ребёнка от позиции «я хочу» до «я буду» и «я могу» как основы взаимодействия с воспитателем, классным руководителем.

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов.

У младших школьников с умственной отсталостью отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогу, работающему с такими детьми, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл.

Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром;
  • игра: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности.

Исходя из этого, планируется воспитательная работа по направлениям.

I. Личностное развитие. Формирование навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: обучающийся, успешный обучающийся; развитии умения играть; овладение нормами этического поведения в повседневной жизни и прочное усвоение правил школьника; формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.

II. Охрана здоровья и физическое развитие. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.

III. Трудовое воспитание. Привитие навыков самообслуживания, выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом (алгоритмом); формирование навыков коллективной трудовой деятельности; формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда; развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.

IV. Социализация и общение. Знакомство с нормами поведения: в школе, столовой, спальне, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии; практическая отработка этических норм и правил; определение сущности нравственных понятий; воспитание доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим. деятельности; экологическое воспитание.

V.         Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.

VI.        Основы гражданского и патриотического воспитания. Формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Воспитание чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины; воспитание милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.

VII. Досуговая и рекреационная деятельность. Активная деятельность: учёба, самообразование (самоподготовка); культурное (духовное) потребление: чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня; спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады; конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки; экскурсии, викторины, различные гостиные.

Воспитание самостоятельности не может ограничиваться какой-то узкой сферой взаимодействия ребенка и взрослого: в процессе обучения, в процессе организации досуга детей или во взаимоотношениях детей и родителей. На воспитание самостоятельности у младших школьников влияют все основные сферы социального бытия ребенка. Педагог может выстраивать взаимодействие с ребенком, как с позиции доминирования, так и с позиции равного, стараясь совместно с ним принимать решения, одинаково нести ответственность за свои участки деятельности.

Воспитательные результаты деятельности младших школьников создают возможность для своевременной коррекции деятельности педагогов, по воспитанию обучающихся, позволяют определить траекторию развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина «Определение уровня воспитанности обучающегося».

  1. Формирование навыков самостоятельности у детей с умственной отсталостью

Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Для детей с умственной отсталостью при посещении специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения становится актуальным приобретение навыка самостоятельности, что позволяет им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира.

У школьников 1-2 классов самостоятельность часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации. Включение/выключение электроприборов, открывание/закрывание крана, дверцы холодильника и т.д. Однако, самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены отсутствует, не сформирован навык опрятности. Это связано с особенностями их психофизического развития: поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.

Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.

Например, по выращиванию и уходу за растениями. Конечно, большинство воспитанников, не могут сразу включиться в необходимый процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении учебных и трудовых заданий. Но особенно большие трудности для воспитанников коррекционных школ представляют определение последовательности деятельности и описание процесса выполнения задания. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять различные задания самостоятельно. Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно.

Отсутствие у обучающихся самостоятельности в выполнении заданий по трудовой деятельности, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и требует дополнительного времени для отработки этих навыков. Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться.

Отметим, что специально организованное целенаправленное обучение детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Воспитанники становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату.

Формирование самостоятельности у детей с умственной отсталостью в специальном (коррекционном) учреждении необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. 

Внеурочная деятельность является одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование внеклассной деятельности позволяет воспитанникам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие педагога следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных воспитанников формы, методы и приемы обучения и воспитания.

В специальной (коррекционной) школе используются методы и приемы обучения, принятые в общеобразовательной школе.

В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию. Самой простой и старой является традиционная классификация методов: словесные, наглядные, практические.

Условно можно выделить методы прямого и косвенного педагогического влияния:

  • методы прямого педагогического влияния - немедленная или отсроченная реакция обучающихся и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

При прямом обучении самостоятельности дети подражают определенным эталонам действий, хотя и проявляют при этом некоторое отклонение от образца.

  • методы косвенного педагогического влияния – создание такой ситуации в организации деятельности; в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с воспитателем, товарищами, обществом.

При косвенном влиянии на формирование самостоятельности усилия ребенка должны быть направлены на поиск новых сочетаний, комбинаций, вариантов пока в знакомой обстановке. Педагог побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца. Этому способствует вовремя заданный вопрос, напоминание, совет, оценка работы, чтение литературного произведения соответствующего содержания, специально продуманная беседа.

Следует сказать, что любой метод воспитания тесно связан со всей воспитательной системой образовательного учреждения, что нет каких-то особых, уникальных, «волшебных» методов, которые решают все проблемы.

В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы воспитанники: участвуют ли в воспитательном процессе весь класс (группа), отдельные обучающиеся, небольшие группы обучающихся.

С учетом этого раскрываются такие формы: фронтальная работа; групповая работа (с постоянным или меняющимся составом обучающихся); индивидуальная работа.

В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы. Работа по алгоритму является наиболее эффективной в формировании самостоятельности в самообслуживании, познавательной и трудовой деятельностях.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В.А. Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли многие воспитатели-практики. Мы считаем что, она является удобной, простой, наглядной. В качестве критерия классификации он избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов.

Игра - важное средство с детьми коррекционной школы-интерната, она играет важнейшую роль в развитии и воспитании первоклассников. Она позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную, эмоциональную атмосферу. Так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности, поведенческие навыки. Например, в игре «День рождения» педагог предлагает детям алгоритм поведения в гостях. Игра эмоциональная и очень привлекает детей. Когда поведенческий навык сформируется – проводится мероприятие «День именинника».

Особое место в воспитательной деятельности отводится  мероприятиям, связанным с эмоциональными переживаниями, с нравственными проявлениями личности (отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе). Такие занятия проходят в непринужденной обстановке. У воспитанников появляется возможность проявить самостоятельность. Они с удовольствием включаются в беседу, пытаются эмоционально рассказывать, описывают свое эмоциональное состояние, рассуждают, учатся вести диалог, проявляют свое творчество.

Активно взаимодействуем с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. С этой целью проводим  экскурсии (в магазин, на почту, в сбербанк и т.д.). Тесно сотрудничаем с районной библиотекой. Во время экскурсий, прогулок, спортивных соревнований, при посещении столовой, библиотеки используем прием личного примера, как вести себя с взрослыми и сверстниками. Данный прием наглядно показывает «образец» межличностных взаимоотношений, способствует более быстрому усвоению навыков культурного поведения, формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Необходимо обеспечивать воспитанников множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в литературе, поэтому используем сказку, как один из видов коррекционно-воспитательной работы (читаем, обсуждаем, инсценируем). На таких занятиях воспитанники получают положительный заряд эмоций, развивается память, речь, дети учатся находить контакт  друг c другом, самоутверждаются, занимаются театрализованной деятельностью. Воспитанники учатся слышать друг друга, а полученные знания дети переносят на ситуации повседневной жизни. Это оказывает наилучшее влияние, как на успешность в обучении, так и на общекультурное и личностное развитие ребенка.

Воспитанники активно вовлекаются в общественную жизнь класса посредством различных поручений. Им создается возможность почувствовать свою значимость, укрепляется веру в себя. Очень важно – увидеть и большой, и маленький успех каждого воспитанника в порученном ему деле и умело поощрить  его. С ответственностью за порученное дело у детей развиваются лидерские качества, раскрывается творческий потенциал, мотивирует воспитанников, на достижения успеха, как в учебе, так и общественной деятельности, что способствует умению адаптироваться в современном обществе. В дневниках «добрых дел» записываем добрые дела воспитанников. Это дает дополнительную возможность мотивировать воспитанника на выполнение полезных дел. Обязательное подведение итогов.

Ежедневно идет кропотливая работа по самообслуживанию. Учимся поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне, во дворе. Каждый воспитанник имеет определенные обязанности, отвечает за качество его выполнения. Участие в общественно-полезном труде постепенно подготавливают воспитанников к труду на производстве. Генеральные уборки, уборка на территории носят коллективный характер. Работа выполняется по алгоритму «Порядок уборки участка».

При подготовке к праздникам воспитанники самостоятельно изготавливают открытки, поделки, проявляя самостоятельность в творчестве. На таких занятиях формируются трудолюбие, настойчивость, способность работать в коллективе, самостоятельность в преодолении собственных трудностей, оказание помощи товарищу.

Участие детей в праздниках − это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психоэмоционального состояния.

Познавательная деятельность является одним из главных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях коррекционной школы-интерната. Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности.

Задачи самоподготовки связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

  1. Умения пользоваться дневником.
  2. Ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).
  3. Обращаться за помощью в случаях затруднений.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.
  6. Самостоятельно проверять выполненную работу.

Воспитатель во время самоподготовки использует различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интересов к учению.

Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Она углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка дает возможность сосредоточиться, создает иллюзию уединения, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной работе. Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза:

  • игры-путешествия, игры-соревнования.

Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания можно предложить конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями – это для старших детей, а для малышей – рисунки с заданиями, пластилин, коробочки с бусинками, которые интересны детям и развивают мелкую моторику рук.

Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Это очень важно для выработки самостоятельности у детей. Полезно учить детей некоторым способом самопроверки:

  • обратное вычисление (математика);
  • выполнил упражнение – повтори еще правила и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык);
  • перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник; попробуй оценить свою работу и знания.

Все эти способы проверки не очень сложны, но они требуют от воспитателя продуманности и применение их либо частично, либо полностью.

Воспитатель решает конкретную и важную задачу: приучить своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности. Знакомство детей с алгоритмом «Правила выполнения письменного домашнего задания» осуществляется в начальных классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Далее нужно отказаться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух. На данном этапе самоподготовки воспитатель контролирует детей и индивидуально или по группам работает с теми, кто не следует алгоритму.

На таком этапе самоподготовки как выполнение задания у воспитателя две основные обязанности:

  1. Индивидуальная работа с отдельными воспитанниками по заданию учителя.
  2. Помощь детям при затруднениях. В этом случае воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:
  • предложение перечитать задание;
  • перечитать правила;
  • посмотреть похожее задание в классной работе.

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.

Самоподготовка в школе-интернате, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, воспитание самостоятельности у детей направленно на:

  • самостоятельное выполнение домашнего задания;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  
  • ответственность за порученное дело;
  • умение подчиняться коллективу;
  • самостоятельное применение полученных знаний и умений на практике;

Результатом своей работы считаю повышение общего уровня воспитанности у детей с низкого до среднего - на 9%.

Воспитанники активно участвуют в мероприятиях класса и школы. Ответственно дежурят в классе и столовой, принимают участие по благоустройству и уходу территории. Дети стали более уверены в себе, повысили самооценку, развивается чувство коллективизма.

Главный метод воспитания – это воспитание личным примером.


Заключение

В данной работе мы попытались ответить на вопрос, который стоит перед воспитателем, а также перед коррекционной школой: что должна в себя включать воспитательная работа, как эффективнее воспитывать и развивать детей с умственной отсталостью, как это делать в современных условиях, в чем суть, специфика воспитательских мероприятий направленных на формирование самостоятельности.

Мы зафиксировали положительные результаты: повысилась активность детей на занятиях, у них появилось желание освоить предлагаемый материал, чему-то научиться, дети стали применять в повседневной жизни полученные знания и умения. Овладение самостоятельностью помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности составляют основу овладения детьми трудовыми действиями, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.

Мы направляем свои усилия и творчество на создание благоприятных условий для более успешной социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью. Чтобы ребенок, проживая период детства, не чувствовал себя ущербным, имел возможность полноценно реализовать свои потребности и способности. В нашей работе невозможно остановиться на достигнутом. Своими педагогическими находками, идеями делюсь с коллегами, выступаю на методических объединениях, педсоветах, мастер-классах.

Описанный в данной работе педагогический опыт окажет первоначальную практическую помощь молодым педагогам в воспитании детей с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школе-интернате. Я люблю свою профессию за то, что вместе с детьми расту, развиваюсь и многократно проживаю самое счастливое время − детство.


Список литературы

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] /под ред. В. В. Воронковой.— М.: 1994.
  2. Евдокимов, Ю.А. В помощь начинающему воспитателю детского дома [Электронный ресурс] / Ю.А. Евдокимов.– Никольский детский дом.– 2004. –Режим доступа: http://pandia.org/text/77/161/11811.php. - Загл. с экрана.
  3. Коняева, Н.П. Воспитание  детей с нарушением интеллекта [Текст] / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. –200 с.
  4. Матвеева, М.Е. Дневник индивидуальной работы с учащимися [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2014. – 33 с.
  5. Матвеева, М.Е. Рабочая программа воспитателя [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2014. – 65 с.
  6. Матвеева, М.Е. Справочник воспитателя (классного руководителя) [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева.– Волгоград: Учитель, 2013. – 140 с.
  7. Мачихина, В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст]: / В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1978. – 125 с.
  8. Немов, Р.С. Психология самостоятельности [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Нальчик, Эльфа, 2013.– 165 с.
  9. Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы [Текст]: книга для воспитателя / Т.И. Пороцкая. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  10.  Щербакова, А.М. Воспитание ребенка с нарушением интеллекта [Текст] / А.М. Щербакова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 40 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

В методичсекой разработке показано, как театральная деятельность дает возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...

Работа с младшими школьниками с умеренной умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы.

Актуальность данной темы заключается в необходимости разработки и усовершенствовании методов и приемов коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с умеренной умственной отсталостью....