Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
методическая разработка на тему

стряпнина светлана игоревна

В методичсекой разработке показано, как театральная деятельность дает возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Стряпнина С.И. – воспитатель

из опыта работы

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Через игру ребенок получает сведения об окружающей жизни, усваивает правила человеческих отношений, в игре развиваются его мышление и творческие способности, формируется воля.

Начав работать с детьми младшего школьного возраста,  я заинтересовалась игрой как средством воспитания. Ввела в структуру занятий разные виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что все эти игры требуют от детей артистизма, умения перевоплощаться, раскрепощаться и общаться друг с другом, преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Здесь на помощь могут прийти театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Занятия театральной деятельностью предоставляют детям огромные возможности в развитии творческих способностей, формировании коммуникативных навыков, приобретении социально-нравственного опыта.

Театр – один из самых  доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:

  • Развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
  • Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога)
  • Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру
  • Нравственным воспитанием
  • Формированием эстетического вкуса;
  • Художественным образованием и воспитанием детей;

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важно, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика не ограничена.

В своей работе я широко использую разные виды театрализованных игр как средство коррекции недостатков у наших детей.

Настольный театр картинок. Все картинки- персонажи и декорации – двусторонние. Так как возможны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, они обязательно должны быть устойчивыми. Данный вид театра доступен детям 1 класса. Он дает возможность развивать у детей речь, терпение, координацию движений

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из любого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки  устойчиво стояли на столе. Данный вид театра возможно использовать в работе с детьми 3 -5 класса, т. к. изготовление игрушки требует более серьезной работы (сшить, слепить, сконструировать и т.д.)

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок одевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу спектакля ребенок действует одним или всеми пальцами. Проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Данный вид позволяет развивать мелкую моторику, усидчивость, координацию движений.

Импровизация. Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и самая интересная игра

Работая с детьми младших классов, я включала в занятия элементы театрализации:

  • Импровизация детских стихов («Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет…» и т.д.)
  • Инсценирование потешек, сказок «Репка», «Колобок», сказок Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр».
  • Игры-задания «Покажи отгадку», «Живые картинки»

Так, например, с учащимися первого класса был показан спектакль «Теремок», с использованием  пальчиковых кукол. Для того, чтобы поставить спектакль, необходимо провести цикл занятий разнообразных по видам деятельности, но логически взаимосвязанных по содержанию

  1. Знакомство со сказкой «Теремок».
  2. Прослушивание грамзаписи сказки «Теремок».
  3. Рисование. Рисуем сказку.
  4. Лепка. «Дай только срок, мы построим теремок».
  5. Конструирование. «Стоит в поле теремок».
  6. Викторина. «Кто, кто в теремочке живет?»
  7. Ручной труд. Изготовление кукол-напальчников.
  8. Игра «Чей силуэт?»
  9. Аппликация. Изготовление настольной игры «Теремок»
  10. Конструирование из бумаги. Лес - деревья, елки.
  11. Пальчиковый театр. Драматизация сказки «Теремок»

   Такая системная работа позволяет использовать разные виды детской творческой деятельности,  направленные на определенный конечный результат (совпадение желаний детей - спектакль и взрослого – развитие высших психических функций у детей). Организуется поле взаимодействия – каждый достигает своей цели.

Таким образом, театральная деятельность – это реальная возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу. Чтобы ребенок не стал неудачником, ему необходим успех, радость от сознания достигнутого. На базе этого состояния формируются  устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки. Театрализованные игры позволяют формировать представления об окружающем мире, что является необходимым условием для развития мышления. Все это усиливает эффект коррекции недостатков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Список литературы

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - Просвещение, 1987.

2.  Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников – М. Просвещение, 1991

3.Баряева Л.,Вечканова И.,Загребаева Е, Зарин А. Театрализованные игры-занятия с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Изд-во «Союз»,2001.- (Коррекционная педагогика)

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1997

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, - М.: Просвещение, 1986

6. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях – Томск, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...

Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида

Материал подобран в соответствии с ограниченными возможностями здоровья детей....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

Театрализованная игра, как средство социализации учащихся с ОВЗ в начальной школе - VIII вида

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важно, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувс...