Как избежать психологических травм в школе будущему первокласснику. Советы родителям.
консультация (1 класс)

Ильясова Галия Исмагильевна

Особенности адаптационного периода и возможные трудности, с которыми может столкнуться первоклассник в школе. Советы родителям, как избежать таких ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Начинается учебный год, и многие первоклассники с радостью пойдут в школу. Однако через пару недель у некоторых детей интерес к новому месту начнет угасать и может наступить разочарование, особенно, если родители создали ажиотаж вокруг этого события и настраивали ребенка на вечный праздник. Ребенок и сам в скором времени поймет, что на уроках надо не играть, а постоянно учиться, дома делать домашние задания, и вообще школа – это постоянная работа. Далеко не всем детям это понравится.

Как избежать психологических травм в школе будущему первокласснику Советы родителям

 Поэтому мой совет родителям – будьте очень внимательны к первым месяцам учебы ребенка, обязательно разговаривайте с ним о пережитом, создавайте доверительные отношения, спрашивайте не только о том, что нового он узнал, но и про то, что происходит внутри коллектива. Обращайте внимание, когда забираете первоклассника из школы, как он прощается с ребятами, с каким настроением он идет утром в школу, что он думает о ней. Если ребенок начинает говорить, как там тяжело и грустно, развенчайте эту идею, чтобы она не пустила корни. Делайте акцент на неэмоциональных моментах, не усиливайте своими причитаниями и так неприятные переживания. 

 Важно, чтобы взрослый был наставником для ребенка, помогал ему не застревать в переживаниях и горе, а находить способы изменить свою жизнь.

С какими трудностями может столкнуться первоклассник и как может помочь родитель

1. Психоэмоциональный стресс

Детям бывает физически трудно высидеть за партой 3–4 урока в день. Двигательная активность сокращается в среднем в два раза. Возникает перенапряжение нервной системы и органов ребенка, а также:

  • возрастает утомляемость;
  • появляются головные боли и недомогания;
  • ухудшается аппетит;
  • возникают проблемы со сном;
  • падает иммунитет.

Как избежать?

Обеспечьте оптимальный процесс физиологической адаптации - организовать режим дня. Во-первых, дневной сон, чтобы снизить нагрузку и предотвратить переутомление. Во-вторых, домашние задания (от которых многие учителя не могут отказаться) нужно выполнять не поздним вечером, перед сном, а в середине дня. В-третьих, важно, чтобы у ребенка оставалось личное время для просмотра мультфильмов, прогулок и игр.

2. Трудности в обучении

Ребенок может испытывать трудности в обучении из-за того, что не достиг того уровня психологической зрелости, который позволил бы ему успешно перейти к систематическому обучению.

Показатели психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

  • Слабое речевое развитие детей.
  • Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.
  • Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.
  • Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.
  • Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.
  • Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.

Как избежать?

Уделять внимание развитию образного мышления, мелкой моторики, пространственных представлений. Помогут занятия музыкой, рисованием, конструированием, лепкой, аппликацией. Приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (нарды, шахматы, шашки). Побеседуйте с педагогом, выясните с какими проблемами сталкивается ребенок. Проконсультируйтесь с педагогом-психологом школы, который поможет определить причины возникших трудностей и подскажет пути коррекции.

3. Еще один важный момент – это волнение детей при ответах на уроках и страх ответить неправильно.

Часто такие опасения связаны с завышенными требованиями родителей, которые хотят от ребёнка только отличной успеваемости. Родители, которые привыкли воспринимать ребенка как лидера и самого успешного в коллективе, будут испытывать недовольство, возмущение, если он с чем-то не справляется. Или родители сравнивают его с собой в школьном возрасте, а также с другими детьми. У такого ребенка может прослеживаться: неуверенное поведение; повышенная тревожность; психосоматические заболевания.

Сама ситуация, когда ребёнка вызывают к доске, достаточно нервная и напряжённая. Ученик оказывается под пристальным вниманием не только учителя, но и одноклассников. Мало того, ему ещё нужно продемонстрировать свои знания, рассказать выученную тему или решить задачу. У одних детей вызов к доске вызывает лёгкое волнение и беспокойство, другие словно впадают в ступор: молчат или что-то бормочут про себя, кто-то может даже заплакать.

 Как избежать?

 Объясните первокласснику, что совершенно не стыдно волноваться, это свойственно всем, включая родителей и даже опытных актеров, каждый раз выходящих на сцену с волнением. Пусть он говорит в своем темпе – медленно или быстро, а если сильно волнуется, то можно говорить потише. Объясните ему, что ошибаться - это нормально!

Обращать внимание на успехи ребенка, даже незначительные. Избегать подчеркивания промахов ребенка. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Проявлять веру в ребенка, эмпатию и безусловную любовь к нему. Опираться на сильные стороны ребенка. Принимайте индивидуальность ребенка.

4. Большой проблемой для детей могут стать взаимоотношения с одноклассниками

Общение особенно тяжело дается тем детям, у которых были ограничены контакты со сверстниками. Иногда дети не знают, как можно поздороваться, познакомиться, попросить о помощи, завести дружбу и общение с одноклассниками. У таких детей проявляется: застенчивость, замкнутость, отсутствие интереса к коллективным играм; ссоры с одноклассниками и отвержение со стороны сверстников.

Как избежать?

Поощряйте дружбу и общение со сверстниками. Старайтесь, чтобы ваш ребенок максимально посещал все внешкольные мероприятия, организуемые учителем. У ребенка появляется возможность показать себя с другой стороны перед одноклассниками, раскрыть свои индивидуальные личностные качества характера, которые он не мог проявить в учебной деятельности. Ни в коем случае не заставлять сына или дочь участвовать в каких-то школьных мероприятиях без их воли. Ровный ноль в отношениях детей гораздо лучше, чем какие-то сильные эмоциональные переживания. Некоторым достаточно постоять в сторонке, понаблюдать за шумными одноклассниками, чем почувствовать усталость и вовлеченность в коллектив.

Готовьте ребенка к тому, что в классе все дети разные, и относиться они могут к нему только тремя способами: со знаком «плюс», «ноль» и «минус», т.е. кому-то ты будешь нравиться, кто-то к тебе будет относиться ровно, а другому – чем-то не угодишь. Пусть ребенок не ждет восхищения и восторга от одноклассников, поскольку этого, скорее всего, не будет. Избавьте его от ожидания повышенных одобрительных и негативно осуждающих эмоций. Настройте его на нейтральные ровные отношения, которые, как в описанном случае, сначала могут ему показаться недостаточными, но это только поначалу.

5. Если первоклассник говорит родителям, что его в классе не любят.

 Что происходит обычно: ребенок из семьи, где его очень любят, приходит в новый коллектив. Эта среда впервые для него будет конкурентной и может быть воспринята им как агрессивная, хотя это и не так. Ведь первоклассник сравнивает свои отношения с ребятами с отношениями в семье, где он был обожаем всеми. Например, дома ребенок рассказывал стихи, и все родственники были в восторге, аплодировали ему. И вот он приходит в класс, где ему дают задание выучить стихотворение наизусть. Он учит, выходит к доске, рассказывает и ищет обожающие восторженные взгляды, потому что он к ним привык, а в классе такой реакции не будет, потому что здесь он такой же, как и другие.

Как избежать?

 Важно акцентировать на этом внимание и дезактуализировать эту идею. Объяснить, что «все дети не могут тебя не любить, они могут просто не обращать на тебя внимания, поскольку заняты своими делами».

Важно, чтобы значимые события в жизни ребенка проходили мягко, без фиксации на негативном опыте, который может заложить в детстве причины дальнейших страхов и неврозов. Ведь часто дети из-за какой-нибудь не очень значительной или даже вымышленной ими причины начинают формировать вокруг себя ауру негативизма и вражды. И здесь родителям надо успеть заметить, пока ребенок не «загрузился» этими переживаниями и не выстроил у себя в голове целую систему вражеского лагеря одноклассников. Беседуйте с ребенком, чтобы не пропустить такой момент.

Основные показатели того, что ребёнок полностью адаптировался к школьной среде:

  • первоклассник положительно относится к школе, имеет мотивацию учиться, готов узнавать новое, знания и навыки усваивает быстро;
  • ребенок хорошо справляется со школьной программой, способен решать задания повышенной сложности;
  • ученик может организовать свою деятельность, выполняет инструкции учителя;
  • у него хорошие отношения с учителем, одноклассниками, есть друзья;
  • не имеет проблем со здоровьем, редко бывает в плохом настроении.

Адаптация первоклассников сложный, но неизбежный период. Будьте рядом со своим маленьким учеником, поддерживайте его в начинании школьной жизни и тогда он полностью освоится в ней, найдёт новых друзей и будет радовать вас своими успехами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будущий первоклассник. Советы родителям. 4 статьи.

В прошлом году мною был предожен ряд статей на сайте МБОУ "Сарагсткий лицей"для родителей будущих первоклассников. В статьях я постаралась подобрать такой материал, который помог бы...

Презентация "Психологическая готовность к школе будущих первоклассников"

Материал предназначен для учителей начальных классов. Презентация используется на первом родительском собрании для родителей будущих первоклассников. Данный материал поможет учителю донести до родител...

Уроки психологического развития в "Школе будущего первоклассника"

Краткое описание уроков психологического развития в "Школе будущего первоклассника". Тематическое планирование....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников (соавторство)...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная психолого-педагогическая методика обследования детей дошкольного возраста в рамках работы "Школы будущего первоклассника" написана в соавторстве с педагогом-психологом высшей ...