Нежелательное поведение у обучающихся с расстройством аутистического спектра
статья

Основные виды нежелательное поведение у обучающихся с расстройством аутистического спектра. Способы их разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_statya_nezhelatelnoe_povedenie_detey_s_ras.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нежелательное поведение детей с расстройством аутистического спектра

Нежелательное поведение детей с расстройством аутистического спектра зачастую становится для близких источником негативных переживаний, стресса и чувства вины. Конфликты между родителями и окружающими людьми из-за нелестного сравнения аутичного ребенка с нормотипичными сверстниками, насмешки и нередко злые шутки других детей не только затрудняют полноценное развитие ребенка, но и вынуждает семьи таких детей вести уединенный образ жизни.

В повседневной жизни нельзя избежать ситуации, предполагающих межличностиное взаимодействие, посещение ребенком незнакомых мест, появление новых предметов в доме. Как правило, для маленького ребенка с аутизмом такие ситуации оказываются стрессовыми и ребенок не способен справиться с ними. Отсутствие, а также позднее и неполное формирование речевых навыков приводят к тому, что ребенок вынужден выражать свои желания и потребности невербально. Способы поговорить со взрослыми могут выражаться в агрессии, истериках, крике, убегании от взрослых.

Нежелательное поведение

Способы разрешения

1.

Истерика в общественном месте

  1. Необходимо покинуть место, которое вызывает дискомфорт;
  1. Во время приступа истерики предпочтительно свести к минимуму уговоры, так как молчание способно быстрее успокоить вашего ребенка;

  1. Использовать прием

«табличка с выбором» (дом, парк, скамейка и пр.).

  1. Иметь под рукой «тревожный чемоданчик» также поможет успокоиться и даст почувствовать себя в безопасности (любимая шляпа, мягкая игрушка, шаль).

2

Отказ от посещения новых мест

  1. На первых порах смотреть издалека на играющих детей;

  1. Комментировать малышу то, что делают ребята, обсуждать с ним возможность также поиграть;

  1. Вместе подойти к кому-нибудь из детей, предложить специально взятую игрушку (запасную, которую он отдаст).

  1. Ненавязчиво подключиться в игру, что-то пристраивая или копая.

  1. Сделать первые визиты в новые места совсем короткими и держаться поближе к дому;

  1. Стараться завершить прогулку на позитивной ноте: лучше уйдя пораньше, чем дождаться слез ребенка;

3.

Отказ от вступления в контакт

  1. Познакомиться с родителями другого ребенка;
  2. Увлечь совместным занятием.
  3. Пригласить в гости;
  4. Обучить его правилам некоторых игр заранее, чтобы научиться взаимодействовать в группе;
  5. Объединяться со своим ребенком, играя за двоих (для быстрого усвоения правил рядом с близким человеком);
  6. Сложные для ребенка ситуации разыгрывайте сначала у себя дома, затем в присутствии ваших друзей, потом в гостях у хорошо знакомых ребенку людей (с их участием), и только после этого переносите освоенные навыки в новую для ребенка реальность.

4.

Сложность ожидания

  1. Умение переключать внимание с «опасных» тем на «безопасные»;
  2. Предварительно обговорить алгоритмы действий (когда? куда? что сделать? для чего?);
  3. Используйте для подсказок изображения для подсказок и визуального расписания.

5

Склонность к хватанию товаров с магазине

  1. Занять внимание (обсуждение, что приготовим, для кого купим, как обрадуются покупке);
  2. Занять руки ребенка (попросить держать сумку, дать в руки заранее приготовленное лакомство или привлекательную для ребенка игрушку

6

Склонность к перевозбуждению  в общественном месте

  1. Важно дозировать его присутствие в общественном месте;
  2. Заранее строить с ребенком план действий: «пройдем вокруг песочницы, потом покатаемся на карусели, далее съедем с горки и т.д.»;
  3. Выбирать моменты, когда в общественном месте не очень людно.

7

Убегание

  1. Работать над привязанностью (формировать теплые отношения: обнимать, гладить хвалить и создавать доверие;
  2. Выделить триггеры - то, что заставляет ребёнка убегать;
  3. Уменьшать сенсорную нагрузку, чтобы спастись от избытка впечатлений;
  4. Создать своеобразное «утяжеление» (рюкзак, сумка), чтобы усложнить скорость побега;
  5. Дать возможность «выбегаться» в условно ограниченном пространстве (так как уставшим от активности ребенком проще управлять
  6. Снабдить бирками с именем и адресом на вещах ребенка.

8

Повышенная тревожность

  1. Научить объяснять причину беспокойства или физического дискомфорта (подготовить этого особые жесты, карточки с понятными, простыми словами или картинками, отработка несколько конкретных, четких фраз, если малыш или подросток владеет навыками речи в достаточной степени);
  2. Использование приспособлений для снижения или устранения неприятных стимулов извне – беруши, наушники, шторы, солнцезащитныенаушники, шторы, солнцезащитные очки. Предметы для комфортных для восприятия цветов.

Таким образом, взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должен взрослый, а не ребенок. Педагоги и родители должны стать «Руководящим контролем» – это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству. Если руководящий контроль не сформирован, ребенок не будет с нами сотрудничать, выполнять инструкции, соответственно, обучение будетc нами сотрудничать, выполнять инструкции, соответственно, обучение будет практически невозможно.

Список литературы.

Башина В.М. Аутизм в детстве. – Москва. – Медицина. – 1999 г.

Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева – Ростов на Дону: Феникс, 2007 г.

Никольская О.С., баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва. – Теревинф. – 2005 г.

Интернет – ресурс: Ава-Центр ШАГ ВЕРЕД https://proabakids.ru/challenging-behaviors-autism//.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС- вариант 8.3.)

Аннотация к рабочей программе для дисциплины «Физическая культура».Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образователь...

Развитие пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в рамках работы педагога-психолога.

Статья содержит описание практического опыта работы по развитию пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра,  является одним из основных направлений современного образования.  Для данной катег...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...

Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)

Рабочая программа коррекционного курса по «Формированию коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)...