Развитие пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в рамках работы педагога-психолога.
статья на тему

Статья содержит описание практического опыта работы по развитию пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

Зыбалова Дарья Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №755 «Региональный Центр аутизма», Василеостровского района Санкт-Петербурга

Развитие пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в рамках работы педагога-психолога.

        Формирование и развитие пространственных отношений является одной из важных задач в психолого-педагогическом сопровождении и обучении детей с РАС. Стойкие нарушения понимания пространственно-временной организации и ориентировки в пространстве являются значительной преградой для активного изучения и взаимодействия с миром. Фрагментарное осознания действительности усугубляется характерными для расстройств аутистического спектра нарушениями эмоциональной и коммуникативной сферы, что приводит к еще большей изоляции и социальной дезадаптации.

        Ведущим направлением в работе педагога-психолога с детьми с расстройствами аутистического спектра является эмоциональное взаимодействие, обогащение опыта коммуникации. [4] Объединение задач по развитию пространственных отношений, эмоционального и коммуникативного развития обеспечивает и успешность усвоения материала, и коррекцию эмоционально-волевых нарушений. Реализовать этот комплекс возможно с помощью сенсорного стола (в нашем случае – «Balneomed Sensorica»). Полисенсорный стол имеет ячейки, заполненные различными природными материала (камни, шишки, горох, рис, песок, кора и др.), и рабочую поверхность.

        Такое направление работы, как ознакомление с природными материалами, отвечающее потребности в общении в жизненной практике взаимодействия ребенка, занимает важное место в психолого-педагогическом сопровождении. Особенность процесса взаимодействия с природными материалами строится на основе непринужденного усвоения информации, что достигается путем игровой деятельности [1, стр.7] и способствует проявлению познавательной активности, привлечению собственного опыта и установлению контакта с ребенком.

Примерные конспекты занятий педагога-психолога по формированию пространственных отношений с помощью полисенсорного стола с природными материалами.

Занятие 1.

Цель: Продолжить знакомство детей с основными пространственными отношениями

Задачи: 

  • развитие понимания простых предлогов, обозначающих расположение и направление (над, под, около).
  • развитие зрительно-моторной координации, ручной моторики, слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.
  • создание условия для комфортного и продуктивного взаимодействия с педагогом.

Оборудование: полисенсорный экостол Balneomed Sensorica с природными материалами.

Организационный момент

        Педагог-психолог (Перед началом занятия педагог объяснят правила работы и игры за столом, обращая внимание ребенка на то, что нужно быть аккуратным, стараться не рассыпать природный материал.)

        Сегодня мы с тобой поиграем в необычные игры и узнаем много нового.

Обследование природных материалов

        Детальное рассмотрение разнообразных природных материалов, нахождение их по инструкции педагога. Например, найти песок; показать то, что находится под/над/около песка.

Самомассаж с помощью природных материалов

        Использование различных элементов полисенсорного стола в качестве материалов для самомассажа (камни, шишки, ракушки, древесная кора) (на примере работы с шишками)

На ладони нашей шишка

Как в берлоге дремлет мишка.

Нам тут некогда дремать

Будем шишки мы катать.

Шишка на ладони. Выполняется круговое движение, постепенно увеличивается нажим и темп. [3]

Ход занятия.

«Поставь в ряд»

        На рабочей поверхности стола выкладывать природные материалы по инструкции педагога. Например, положи камень, около камня ракушку; положи шишку над ракушкой, положи кору под камнем и т.д.

«Угадай, что загадали»

        Выкладываются три предмета в разных местах рабочей поверхности стола. Педагог загадывает какой-либо предмет и просит ребенка найти его. Например, этот предмет лежит около песка; под ракушкой; над морской звездой и т.д. Задание можно усложнить, попросив ребенка запомнить расположение предметов и с закрытыми глазами, отгадать загаданный предмет. Например, этот предмет лежит над ракушкой, около морской звезды.

Ручные позы

        Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз по показу (по рисунку, по памяти, по названию), каждая из которых фиксируется в течение 10-15 сек. при этом в руке удерживается и какой-либо природный материал, который можно менять в каждой позе. [2]

«Прятки»

        В отсеках полисенсорного стола ребенок вместе с педагогом прячет различные предметы (мелкие игрушки, деревянные фигурки). По словесной инструкции педагога ребенок ищет нужный отсек и вспоминает, какой предмет спрятан внутри. Например, что спрятано под песком, под корой. Психолог и ребенок могут меняться ролями.

«Выложи узор»

        Педагог выкладывает узор и проговаривает: сначала шишка, под шишкой галька, над шишкой два камня и т.д. Затем ребенок выкладывает узор по образцу, самостоятельно проговаривая собственные действия.

Подведение итогов

        Педагог спрашивает ребенка, что больше всего ему понравилось на сегодняшнем занятии, какая игра или материал. Затем ребенок вместе с педагогом совершает «ритуал прощания», рассматривая, все ли материалы лежат на своих местах и завершает занятие.

                                    приложение 1

Пиктограммы «Правила поведения»

правила поведения

Список литературы:

  1. Егорова В.Н., Турецкая С.А., Шарапова А.Д., Лещенко И.В. и др. Экологическая тропинка: увидеть, услышать, узнать, понять…Часть адаптированной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений: Учебно-методическое пособие – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2016. – 105 с.
  2. Семенович А.В.  Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 8-е издание. – М.: Генезис, 2015. – 474 с.
  3. Фалёва А. С. Самомассаж с использованием природного материала. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017. — 64 с.
  4. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016 - 125с.
  5. Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

Развитие когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Презентация содержит практические материалы для развития познавательных психических процессов (восприятие, внимание) у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра

Моя профессиональная деятельность по сопровождению детей данной категории как учителя-дефектолога опирается на разработанную программу «Коррекция дефицитарного развития  обучающихся с расст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы...

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования

На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...