Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра
статья по логопедии

Адамбаева Людмила Анатольевна

Моя профессиональная деятельность по сопровождению детей данной категории как учителя-дефектолога опирается на разработанную программу «Коррекция дефицитарного развития  обучающихся с расстройством аутистического спектра», о которой и пойдет речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adambaeva_lyudmila_anatolevna.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Адамбаева Людмила Анатольевна,

учитель-дефектолог МБОУ «Школа № 5»

муниципальное образование город Ирбит  

Коррекция дефицитарного развития 

обучающихся с расстройством аутистического спектра

Интерес к проблеме психолого-педагогического сопровождения  детей с расстройством аутистического спектра в образовательных  учреждениях ярко выражен в профессиональном сообществе специалистов. Причин появления такого интереса несколько: увеличение количества детей с растройством аутистического спектра в современном мире, идеология социальной политики российского государства, отсутствие стабильной системы обучения таких детей в массовых школах. Отсюда следует, что у педагогов и специалистов образовательных организаций возникают вопросы, которые и порождают интерес к данной проблеме.

В наше образовательное учреждение, как и обозначалось мною в предыдущей статье, поступили первоклассники на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с РАС  (вариант 8.2). Помощь в  организации образовательного процесса и наполнение его соответствующим содержанием оказывают методические рекомендации высшей школы коррекционной педагогики, примерные программы по учебным предметам, опубликованные в свободном доступе на официальном сайте Реестра примерных основных общеобразовательных программ. Конечно, необходимо опираться на свой педагогический опыт и постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции.

Однако, только педагог, даже имея огромный профессиональный багаж за своей спиной, с проблемой активного включения детей с РАС в образовательную и социальную  среду не справится. В этом случае важна роль специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора.  В МБОУ «Школа № 5»   обучающиеся  с расстройством аутистического спектра включены в комплексное психолого-педагогическое сопровождение.

Моя профессиональная деятельность по сопровождению детей данной категории как учителя-дефектолога опирается на разработанную программу «Коррекция дефицитарного развития  обучающихся с расстройством аутистического спектра», о которой и пойдет речь.

Необходимость и актуальность разработки данной программы обусловлена потребностью организации предметно-развивающей среды для психологического стимулирования процесса развития когнитивной сферы обучающихся с РАС, ликвидации знаниевых пробелов в обучении, развития высших психических функций (ВПФ), создания ситуации успешности.

Целью реализации программы является выявление особенностей психического развития у обучающихся с РАС, оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи с целью освоения АООП НОО для детей с РАС, развития академических и жизненных компетенций, социальной адаптации и интеграции обучающихся.

Моя деятельность как учителя-дефектолога при реализации программы проводится по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское, методическое.

Результаты личностных показателей обучающихся по разным направлениям функционирования были зафиксированы в карте педагогического обследования детей с РАС, разработанной Агафоновой Е.Л., Григорян О.О. (Государственное   образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального  сопровождения  детей и подростков» г. Москва). Обработанные результаты стали служить отправной точкой для разработки индивидуального коррекционно-развивающего маршрута обучающегося, зачисленного в дефектологическую группу. Почему группу? Я считаю решение проводить дефектологические занятия с двумя обучающимися  с РАС одновременно обоснованными, ведь навыки коммуникации формируются только во взаимодействии со взрослым, со сверстниками, с разновозрастной группой. Направлениями развития обучающихся с расстройством аутистического спектра  стали: эмоциональная сфера, речевое, сенсорное развитие, мелкая моторика, познавательная деятельность.

Задания и упражнения, составляющие основу программы подгрупповых занятий, соответствуют целям и задачам конкретных занятий, уровню развития обучающихся и их индивидуальным особенностям. В процессе реализации программы «Коррекция дефицитарного развития  обучающихся с расстройством аутистического спектра» применяю технологии имитационного моделирования, которые  позволяют качественно решить поставленные задачи, так как продуктивные формы деятельности наиболее интересны детям, формируют учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Развивающие игры и упражнения во время дефектологических занятий оказывают благотворное влияние не только на развитие когнитивной сферы обучающихся с РАС, но несут  личностно-ориентированную направленность, которая поможет в дальнейшем адаптироваться детям с ОВЗ в социуме.

На занятиях использую различные таблицы; иллюстрации; раздаточный материал; настольные дидактические игры; мяч; конструктор. В начале каждого занятия в организационный момент включаю специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Такие упражнения как  «пальчиковые», артикуляционная гимнастика, игры с мячом, помогают моим воспитанникам включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

Обучение и развитие обучающихся с РАС на дефектологических занятиях ведется в игровой форме, используются элементы подражательности. Процесс опирается на развитие у обучающихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

Для получения сенсорного опыта учимся ораторству с детьми и нарочито артикулируем, активно используем звуковые темповые схемы. Ребятам нравится играть с камешками Марблс. Играя, отвечают на мои вопросы, комбинируют, классифицируют. Игровая деятельность с камешками развивает у обучающихся с РАС мелкую моторику, речь, мышление, творчество, воображение  и другие психические процессы.

Учимся дышать, играя в футбол, где мячиками выступает вата, шишки, мелкие кубики, задуваем свечи, надуваем шарики.

Эмоциональное воспитание тоже проходит в виде игр: разрезные картинки, «Составь портрет», «Эмоциональный кубик», «Покажи настроение», «Киндер-сюрприз».

Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирования понимания речевых инструкций предлагаю детям игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Достань пуговицу», «Пуговица большая и маленькая» и т.д.

Интересным оказался факт введения в занятие «Топотушек» - рисованных фигурок, при помощи которых дети выражают свои желания, организуют простые монологи, пока иногда эхолалированные.

Коррекцию познавательной деятельности обучающихся на дефектологических занятиях сопровождают игры с танграммами, разрезными картинками, с дополнениями образов.

Таким образом, в процессе реализации программы «Коррекция дефицитарного развития  обучающихся с расстройством аутистического спектра»  я определила акценты на некоторых значимых факторах, во многом определяющих эффективность дефектологического сопровождения, среди которых можно выделить несколько основных:

— помощь, реализуемая в жизни ребёнка с РАС, сопровождает все виды его деятельности;

— чёткое взаимодействие всех специалистов школы на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врачей и психологов;

— адекватное (соответствующее индивидуальным возможностям ребёнка) сочетание образовательной, коррекционной и лечебной деятельности.

Источники

Самойлова В.М., Малахова Е.Е. Игра как неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми дошкольного возрасти с расстройствами аутистического спектра // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 5(35). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4785 (дата обращения: 25.03.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений в сенсорной сфере у детей с расстройствами аутистического спектра.

Презентация посвещена Сенсорной интеграции, методу корекции сенсорной сферы детей с РАС....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы...

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда для коррекции речи детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

Цель логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС  это:- создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речево...

«Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

laquo;Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»...