Читаем несплошные тексты на занятиях: работа по тактам.
статья (2 класс)

Климова Татьяна Егоровна

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:

–  недостаточно владеют смысловым чтением;

–  не справляются с задачами на интерпретацию информации;

–  затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

–  не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_nesploshnye_teksty.docx65.9 КБ

Предварительный просмотр:

Читаем несплошные тексты на занятиях: работа по тактам

Докладчик: Климова Татьяна Егоровна 30.10.23г

В настоящее время особенно остро стоит проблема обучения  школьников различным способам мыследеятельности, которая позволяет не просто действовать по образцу или шаблону, а мыслить самостоятельно на основе имеющихся способов.

Отметим, что к познавательным умениям относится и умение  ученика работать с информацией, в том числе с текстами, позволяющее формировать идеального мыслящего читателя, использующего обобщенные способы освоения предметного содержания, что дает им возможность применять их в нестандартных жизненных ситуациях.

Обозначим необходимые детские действия:

  • вычитывать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
  • делать прямые умозаключения из этой информации;
  • интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
  • оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Идеальным читателем может стать тот ребенок, который не просто удерживает смысл текста, но и умеет производить с ним (текстом) различные мыслительные виды деятельности.

Это напрямую достаточным образом соответствует уровням таксономии Б. Блума

Понятие «мыслящий читатель» –  возможность младшего школьника самостоятельно выбирать способы действия с информацией, представлять результат собственной работы. Если говорить на языке деятельности, то мыслящий читатель сможет осуществлять поиск информации, вычленять и фиксировать нужную информацию, систематизировать и сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать
ее, оценивать.

В практике выполнения детских действий младший школьник должен научиться выполнять учебные задачи сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно.

Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и прочее, давались не только в качестве иллюстраций вербально-описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.

Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходимы интерпретация текстов, отклик на них, рефлексия и оценка.

Такты работы с текстами

1 такт – предполагает работу педагога под его руководством в сопровождении обучающихся в поиске информации в представленном тексте.

2 такт – дает возможность обучающимся самостоятельно работать с несплошным текстом, используя ранее сформированные навыки вычитывания информации.

3 такт – способствует организации работы по выявлению сходства и различия в представленных форматах несплошного текста.

Пример работы с несплошным текстом

Объектом несплошной информации является билет на междугородний автобус.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/02/Screenshot_1.png

Первый такт работы.

Учебная задача: «Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы». Далее учитель задает вопрос или группу вопросов под каждую группу заданий.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/02/Screenshot_2.png

Вторая группа заданий: формулирование выводов на основе фактов, имеющихся в тексте

Задание 1. Определи, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Задание 2. Из какого города выезжал автобус? Какова конечная остановка?

Третья группа: интерпретация и обобщение информации.

Задание 1. Какие номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?

Четвертая группа: анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Задание 1. Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
Задание 2. Заполни таблицу необходимой информацией из билета.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/02/Screenshot_3.png

Второй такт работы.

Необходимо дать возможность младшим школьникам самостоятельно на другом несплошном тексте добыть информацию как в явном виде, так и в скрытом.

Здесь уместен вопрос учителя: «Какую информацию вы можете найти в билете?»

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B.png

Ниже мы приводим пример разных автобусных билетов. Задания школьники могут выполнять в группах. В этом случае таблица заполняется группой, а затем рассматриваются варианты выполненных работ в группах.https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B.pnghttps://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB.png

Третий такт работы.

Третьим тактом становится работа с двумя автобусными билетами, желательно междугородними.

Важным в решении этой учебной задаче становится нахождение общих данных и фактов и выявление разницы в билетах. Ключевой информацией становится при сравнении выявление двух разных данных, которые позволяют прийти к выводу, что путешествует мама с ребенком.

Обучающиеся должны выйти на следующие выводы: тип билета является междугородним, в поездке путешествует взрослый и ребенок, пассажиры сидят на соседних местах. Проблема заключается в выдвижении предположения о разнице стоимости билетов. 

Именно такая работа с информацией, направленная на развитие умения преобразовывать и обобщать информацию, позволяют систематизировать знания детей, повышать успеваемость, учить детей мыслить.

Как сформировать просмотровое чтение у учащихся

Долгое время в школе при проверке техники чтения у обучающихся большое внимание уделяли его технической стороне, акцентируя внимание на скорости.

Но главное в чтении не темп, а уровень осознанности того, что читает ребёнок или взрослый.

Учёные, исследовавшие чтение, пришли к выводу, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.

Выделяют следующие основные виды чтения:

  • просмотровое,
  • ознакомительное,
  • поисковое,
  • выборочное,
  • изучающее.

Просмотровое чтение

Целью просмотрового чтения является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст.

Применение

Найти определённую информацию из источника (книги, журнала, газеты и т.д.) очень быстро, не затрачивая при этом много времени на чтение.

То есть, это беглое предварительное знакомство с книгой, например в книжном магазине или библиотеке.

Необходимо научить обращать внимание на:

  1. Заголовок текста (книги).
  2. Имя автора.
  3. Оглавление книги.
  4. Аннотацию.
  5. Заключение.
  6. Иллюстрации (для ребёнка ученика очень важно).
  7. Иногда на выходные данные (где и когда она издана, важная информация при выборе научно-познавательной литературы).

Просмотровое чтение часто называют «сканирующим» чтением. При сканирующем чтении приходится просматривать весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нём то, что нам нужно.

Формирование просмотрового чтения

Просмотровое чтение необходимо формировать у ученика точно так же, как и любое другое, поэтому это должна быть целенаправленная и систематическая работа на любых уроках, а не только на уроках литературного чтения.

Учителю необходимо самому чётко представлять технику формирования просмотрового чтения, умения, которые необходимо формировать у ученика и иметь копилку упражнений и заданий для работы.

Какие же умения нужно сформировать у ребёнка для просмотрового чтения?

  1. Быстрый темп чтения, то есть скорость чтения «про себя» должна быть высокой (до 500 слов).
  2. Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.
  3. Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.
  4. Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.
  5. Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.
  6. «Читать по диагонали». Вспомним, как работали глаза, когда мы искали в тексте имена собственные. Чаще всего мы перемещаем при чтении свой взгляд в горизонтальном положении. Это не всегда рационально.

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. При чтении мы можем распознать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. При просмотровом чтении важно научиться видеть не строчку, а отрезок текста. Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля зависят от систематического выполнения упражнений и заданий, именно поэтому на уроках учителем должна быть выстроена система работы по формированию любого вида чтения, в том числе и просмотрового.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.png

Для формирования просмотрового чтения в практике можно и нужно использовать специальные таблицы.

  1. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы.
  2. Медленно опускайте взгляд вниз строго по центральной линии.
  3. Стремитесь прочитать цифры, находящиеся по сторонам, не переводя взгляда ни влево, ни вправо.
  4. Проделайте то же, поднимая взгляд вверх.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D1%82%D0%B0%D0%B1-2.png

Кроме подобных таблиц можно использовать таблицы Шульте. Начинать нужно с самых простых, постепенно усложняя.

Данное упражнение расширяет поле зрения, то есть широту охвата информации за одну фиксацию глаза. Различают горизонтальное и вертикальное поле чтения.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

Для отработки стратегии просмотрового чтения необходимо расширять вертикальное поле чтения текста, отрабатывать умение перемещать взгляд в быстром темпе с установкой на достаточно полное усвоение содержания текста. Для этого надо научиться воспринимать и обрабатывать информацию периферическим видением, а не центральным видением, на котором концентрируется внимание при обычном чтении.

Глядя на представленные таблицы, становится понятно, каким образом следует расширять поле зрения.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D1%88%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82-1.png

Для того чтобы достичь положительного результата по формированию просмотрового чтения, одним из важнейших условий является систематическая практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам.

Упражнение 1

Учитель читает начало и ли конец предложения из текста, а ученики как можно быстрее должны найти все предложение и прочитать его.

Упражнение 2

Учитель говорит слово из текста, ученики должны посчитать, сколько раз повторяется это слово на странице.

Упражнение 3

Просмотреть текст и посчитать, сколько разных имён собственных употребляется в данном тексте? (за определённый промежуток времени, например, за 1 минуту).

Упражнение 4

Просмотрите текст и выберите иллюстрацию, которая подходит к тексту (иллюстрации должны быть на одну и ту же тему, одна из них наиболее точно отражает содержание просмотренного текста).

Упражнение 5

Перед вами фрагменты оглавлений четырёх книг. Отметь, в каких разделах каждой книги вы можете найти информацию о таком явлении как северное сияние.

Упражнение 6

Детям предлагается выставка книг. За 2 минуты выберите те книги, в которых вы найдёте нужную информацию о том, как животные приспосабливаются к условиям проживания в пустыне.

Кроме этого особое внимание уделяется работе с лексическим значением слов. Чем шире словарный запас ребёнка, тем легче находить нужную информацию, используя просмотровое чтение.

 

При отборе учебного материала для формирования просмотрового чтения учителю не обязательно подбирать дополнительные тексты для работы, нужно использовать материал учебно-методического комплекта. Главное чтобы обучающиеся овладели системой действий, приводящих их успешному освоению нужного вида чтения, и заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика в начальной школе.

Другие статьи автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с несплошным текстом

Задания по афише, формирующие читательскую грамотность...

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием приемов работы с несплошными текстами

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века" . Тема "домашние животные"...

Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией

Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...

Приём работы с несплошным текстом

Задания к билету.  Работа с несплошным текстом .Горбунова Наталья Николаевна, учитель начальных классов   МБОУ "Ермаковская СОШ №2"Тексты делятся на два вида. Сплошные - это т...

Смысловое чтение. Работа с несплошным текстом

Работа с афишами, добывание  информации из любого несплошного текста. Развитие творческого воображения. Социализация ребёнка....

Изложение с элементами сочинения (текст-повествование) с опорой на иллюстрации на тему: «Цирк» (работа с несплошным текстом)

Изложение с элементами сочинения (текст-повествование) с опорой на иллюстрации на тему: «Цирк» (работа с несплошным текстом)...