Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией
методическая разработка по теме

Полякова Елена Николаевна

Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"

Презентация "Методический семинар"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖНОЙ ЭТАП КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА -2017»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Тема: «Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией»

Полякова Е.Н.,учитель начальных классов

 МКОУ СОШ №3 г.Уржума

Слайд 2: В федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и  среднего  образования указываются требования к результатам освоения основной образовательной программы. Среди метапредметных результатов особое место занимает готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

 Программа международной оценки обучающихся PISA (2015 г) свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её, т.е. показали неготовность работать с несплошными текстами.


Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Ряд заданий составлены на основе несплошных текстов, как  впрочем и

некоторые задания ВПР в 4 классах. И те и другие вызывают затруднения у обучающихся.  

Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Слайд 3: Таким образом, целью данного педагогического опыта является:

 Формирование умений работать с несплошным текстом как с источником информации.

Слайд 4: На слайд я вывела ключевые слова

Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.

 Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, 

электронными машинами и другими информационными системами.

Сплошные тексты -

«Несплошные» тексты- это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты)

Слайд 5: Технологию опыта работы представлю схематично:

Первый этап - Изучение литературы по данной теме (библиография представлена на слайде). В работах современных исследователей можно найти материал по методике обучения чтению сплошных и несплошных текстов на уровне профессионального образования, однако применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Вот в этом, я считаю, и новизна опыта.

Второй этап - Анализ современных учебников начальной школы.  Исходя из данной работы я сделала вывод, что задания с несплошными текстами встречаются в них, но их очень мало и отсутствует  связь с жизненным опытом учащихся.

Третий этап – Сформулировала базовые умения работы с несплошными текстами и в соответствии с этими умениями подбирала  комплекс  упражнений (заданий), направленные на развитие  этих умений. (хочу сразу оговориться, что использовала методическую литературу)

Слайд 6:  1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:

Слайд 7: 2.Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её).

Слайд 8:  3. Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)

Слайд 9: 4.Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д.

Слайд 10: 5.Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст:

Слайд 11: 6.Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи 

(слайд 5)4 шаг – разработала виды промежуточного оценивания: стартовая диагностика, текущая, годовая. Определила периодичность проведения, формы и виды оценивания.

Слайд 12: Результативность работы.

1. Так как в соответствии с ФГОС предметные результаты включают в себя  систему предметных действий - в основе большинства которых лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д, то у обучающихся

 Повысилась способность к решению учебно-практических задач

  1. Метапредметные результаты.  Уровень сформированности работы с информацией проверяла по следующим показателям:
  1. Получение, поиск и фиксация информации.
  2. Понимание и преобразование информации.
  3. Слайд 13: Применение и представление информации.
  4. Оценка достоверности получаемой информации.
  5. кодирование информации различными способами: план, конспект, таблица, схема, рисунок, символ

Из диаграмм видно, что по всем показателям результаты  возросли.

  1. Личностные результаты.  Учащиеся успешно адаптируются в школьной среде и в жизни в обществе.

Слайд 14:          Перспективы:

Данная система работы дает положительные результаты, поэтому я планирую продолжать работу как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

1. Разработать комплексные работы для 4 класса на основе несплошных текстов;

Опыт моей работы может быть использован учителями начальных классов и преподавателями других дисциплин, а также воспитателями детского сада.

Слайд 15:             Используемые источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО
  2. Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО.
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение, 2009.
  4. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий/ Под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой. - Самара: Издательский дом Федоров: Издательство «Учебная литература», 2012.
  5. http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом»
  6. http://do.gendocs.ru/docs/index-88400.html «Современные образовательные технологии»

7.        Демидова М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения // Народное образование. 2012. № 5. С. 214-220.

8.        Добротина И.Н. О метапредметных связях, или как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык - Первое сентября. 2011. № 17. С. 14-20.

9.        Клековкин Г.А. Рефлексия как средство реализации преемственности в предметном обучении // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4 (18). С. 36-44.

10.        Начинающему автору. Таблица, график или гистограмма? // Строительные материалы. 2006. № 9. С. 74-76.

11.        Поддубнова С.А. Управление развитием умений учащихся работать с учебной литературой на основе мотивационного программно-целевого подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул: БГПУ, 2000. 170 с.

12.        Семенов П.В. Обычные решения необычной задачи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 104-106.

13.        Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. 2009. № 4. С. 16-24.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией» Полякова Елена Николаевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 3 г. Уржума Кировской области Окружной конкурс «Учитель года Уржумского района-2017»

Слайд 2

Актуальность Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа. синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.

Слайд 3

Цель работы: формирование умений работать с информацией, представленной в форме несплошного текста. Задачи: 1.Выявить интересы учащихся и уровень развития УУД 2.Подобрать систему упражнений на основе несплошных текстов. 3.Осуществить мониторинг развития умений работать с информацией

Слайд 4

Основные понятия Информация – это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. «Несплошные» тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.

Слайд 5

Технология опыта Разработка видов промежуточного оценивания

Слайд 6

1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста Задание:выберите из предложенных текстов таблицу?

Слайд 7

2.Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её) Задания с выбором ответа(требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных) Задания с кратким ответом(требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте) Задания с развернутым ответом(надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения. Упражнение «Киноафиша» Упражнение «Кубик Блума»

Слайд 8

3.Умение переводить информацию в другие текстовые формы.(Создать сплошной текст на основе несплошного текста) Математика 2 класс Задание: Кассовый чек Задача: У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

Слайд 9

4.Умение менять вид несплошного текста: перевод таблицы в схему Упражнение «Кинофестиваль» Задание: В каких городах находятся эти центры и комплексы? Соедини стрелками. Получается схема: Город Место проведения Время Дни Москва ТРК «Горки» 14-00 6 Самара ТРЦ «Космопорт» 16-00 7 Киров ТРЦ «Джем Молл» 15-00 8 Уржум ТРЦ «Гранд Плаза» 13-00 9 Москва ТРЦ «Гранд Плаза» Самара ТРК «Горки» Киров ТРЦ «Космопорт» Уржум ТРЦ «Джем Молл»

Слайд 10

5.Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст Литературное чтение, 2 класс В.Сутеев. «Снежный зайчик» Задание: 1. Прочитай текст. 2. Заполни таблицу, пользуясь текстом. Имя героя Что слепили дети из снега в первый раз во второй раз в третий раз Имя героя Что слепили дети из снега в первый раз во второй раз в третий раз Коля снеговик Дед Мороз ракета Саша медведь Снегурочка спутник Женя слон домик космонавт Катя зайчик зайчик зайчик

Слайд 11

6.Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи: Окружающий мир, 2 класс Мини-проект «Из чего состоит наша пища?» формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста; использование полученной информации в новой ситуации; сопоставление новой и ранее полученной информации; выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов. Название продукта Количество белки жиры углеводы Другие компоненты

Слайд 12

Технология опыта Разработка видов промежуточного оценивания

Слайд 13

Результативность

Слайд 14

Результативность

Слайд 15

Перспективы Разработать критерии для оценивания заданий с несплошными текстами Сделать классификацию упражнений по годам обучения Создать методическое пособие работы с несплошными текстами по всем предметам

Слайд 16

Используемые источники Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение, 2009. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий/ Под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой. - Самара: Издательский дом Федоров: Издательство «Учебная литература», 2012. http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом» http://do.gendocs.ru/docs/index-88400.html «Современные образовательные технологии»

Слайд 17

7.Демидова М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения // Народное образование. 2012. № 5. С. 214-220. 8 8.Добротина И.Н. О метапредметных связях, или как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык - Первое сентября. 2011. № 17. С. 14-20. 9.Клековкин Г.А. Рефлексия как средство реализации преемственности в предметном обучении // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4 (18). С. 36-44. 10.Начинающему автору. Таблица, график или гистограмма? // Строительные материалы. 2006. № 9. С. 74-76. 11.Поддубнова С.А. Управление развитием умений учащихся работать с учебной литературой на основе мотивационного программно-целевого подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул: БГПУ, 2000. 170 с. 12.Семенов П.В. Обычные решения необычной задачи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 104-106. 13.Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. 2009. № 4. С. 16-24.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта...

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

Формирование умения работать с информацией.

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ....

Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией

Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Таймлайн на уроках по предмету "Окружающий мир" как средство формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста.

В статье рассказывает про плотформы Таймлайн, как средство формирования умения поиска и выделения необхлдимой информации...

Сообщение :"Формирования умения работать с информацией как универсального учебного действия".

   Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учитьс...