Формирование умения работать с информацией.
статья на тему

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_informatsmey.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ:

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.

Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:  «Чему мне нужно научиться?» и  «Как мне этому научиться?»

Сегодня информация стала не только важнейшим компонентом для мирового экономического и политического развития, но и базовым компонентом для личностного развития каждого человека. Информация является ресурсным элементом для образования на всех уровнях, в том числе и для включения человека в научную и творческую деятельность, что в свою очередь создает платформу для развития науки, техники, искусства. Следует, однако, отметить, что огромные потоки информации требуют умения оценивать эту информацию, определять ее достоверность и надежность.

В связи с этим возрастает значимость деятельности учителя и ученика в процессе освоения и внедрения новых образовательных стандартов, в которых социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Этому должно способствовать формирование универсальных учебных действий (УУД), которым относятся: личностные; регулятивные (включающие также действия саморегуляции); познавательные; знаковосимволические; коммуникативные. Особая роль при этом отводится следующим УУД:

– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

– умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

При этом формируются основные компетенции личности:

– умение анализировать ситуацию (надо ли ее решать) переформулировать ее в проблему;

– умение определять дефицит знания, его тип (чего именно не хватает, почему, зачем, как может быть разрешена проблема);

– умение оценивать необходимость восполнения дефицита (иногда целесообразнее отказаться от разрешения трудности);

– умение точно и своевременно ставить (принимать) цели действия;

– умение определять средства, составлять списки (варианты решений) – перевод проблемы в задачу

– умение отбирать средства решения проблемы (выбор адекватных способов действия);

– умение совершать реальное действие (решать проблему, выходить, а не предлагать выход из сложившейся ситуации).

Одним из возможных способов формирования перечисленных качеств личности может быть использование в образовательном процессе технологии «Критического мышления». Это трехступенчатая образовательная технология: «Вызов – реализация – рефлексия». Основу данной технологии можно представить в виде модели, представленной на рис. 1 (см. с. 59).

Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются с точки зрения степени их истинности, вероятности, достоверности.

Уровень критичности определятся не только запасом знаний, но и личностными

качествами, установками, убеждениями.

Развитие критического мышления возможно при соблюдении следующих условий:

1. Учителем: принятие различных идей и мнений; способствование активности учащихся в ходе учебного процесса; поддерживание убеждения учащихся в том, что они не рискуют быть не понятыми; выражение веры в каждого ученика.

2. Учащимися: развитие уверенности в себе и понимание ценности своих мнений и идей, активное участие в учебном процессе, уважение к различным мнениям.

Основные фазы технологии:

I. Вызов

Актуализация, воссоздание всего того, что учащийся знает по данной теме. Активизация обучаемого, направление на сознательный, основательный, критический подход к изучению новой темы. Формирование личного интереса к теме.

Используемые виды деятельности: парная и групповая, мозговая атака, использование ключевых слов, разбивка на кластеры (смысловые блоки), смысловая таблица (З–Х–У) «знаем – хотим узнать – узнали».

II. Реализация (осмысление)

Сообщение новой информации при постоянном поддерживании активности в обучении, интереса к теме.

Виды деятельности учащихся: маркировка текста «Инсерт». Самоактивизирующая:

«У»  уже знал;

«+»– новое;

«!» думал иначе;

«?»  не понял, есть вопросы.

III. Рефлексия (самооценка).

Закрепление новых знаний и активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией. Учащиеся выражают новое знание своими словами. Активная переформулировка получаемой информации, применение приема «Синквейн» (пять строк). Подведение итога работы в виде «синквейна».

Первая строка – название темы одним словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, обычно прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках темы тремя словами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме.

Пятая строка синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

В процессе исследования было установлено, что применение технологии «Критического мышления» способствует развитию личности школьников. Учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать четко, уверенно и корректно по отношению к окружающим свои мысли.

Принципиальным и наиболее важным отличием технологии развития критического мышления является не только трехфазовая структура, но и особенности целеполагания. Важный аспект постановки целей – это рефлексивность. Технология дает возможность школьнику самому поставить цель обучения, что создаст необходимый внутренний мотив к процессу учения. На стадии составления кластера учащийся сам определяет, что он хочет узнать. С помощью этой технологии можно сформировать культуру мышления, его самостоятельность, поскольку ее использование основано на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка.

Формирование информационной культуры должно происходить поступательно и целенаправленно. Одним из возможных способов реализации этого подхода могут стать интегрированные обучающие модули, ориентированные на практическую деятельность учителя и ученика. Таким образом, между информационной культурой, которая не может быть сформирована в отрыве от информационной грамотности и образованием на протяжении всей жизни существует неразрывная, взаимодополняющая связь, которая определяет развитие всего общества в глобальном информационном мире.

Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде.

Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во – вторых, он должен уметь организовать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; в – третьих, организовать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.

Главная задача учителя  – формирование элементарной целостной  научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Важное место при этом занимает работа с информацией.

Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений работать с информацией средствами развивающего обучения Л.В. Занкова

                     Для формирования информационных умений, в УМК системы развивающего обучения. Л.В.Занкова, присутствует материал,...

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности лич­ности....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта...

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией

Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...

Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией

Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Сообщение :"Формирования умения работать с информацией как универсального учебного действия".

   Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учитьс...